Рамон Касас-и-Карбо́ (Ramon Casas i Carbó; 1866-1932) – испанский (каталонский) живописец и график, мастер портрета и карикатуры, лидер национального модернизма.

"Madeleine au Moulin de la Galette", 1892
В 11 лет бросил школу и начал брать частные уроки живописи. В 1881 опубликовал свой первый рисунок в модернистском журнале Avenç, одним из основателей которого стал. В том же году приехал в Париж, поступил в частную академию Каролюса-Дюрана. В 1883 в первый раз выставил свою работу в Париже.

"Автопортрет" 1883, Барселона, Музей современного искусства; был представлен в салоне Елисейских Полей 1883
Встреча в Париже с Сантьяго Русиньолом и французским критиком Мишелем Утрилло положила начало их долгой творческой дружбе. Вместе с Русиньолом работал над книгой "По Каталонии" (1889, тексты Русиньоля, рисунки Касаса)

Портрет Русиньола на вершине лампы 1895
В 1890-е годы – период наивысшего расцвета творчества Касаса – большие выставки прошли в Мадриде, Берлине, его работы были показаны на Всемирной выставке в Чикаго (1893). В 1900 две работы Касаса (в том числе – портрет Эрика Сати) экспонируются на Всемирной выставке в Париже. Его картина «Подлая гаррота» получает премию в Мюнхене (1901).
![]()
«Гаротта», 1894, Мадрид, Прадо
В 1903 Касас становится постоянным членом парижского Салона на Марсовом поле, что дает ему право на ежегодную выставку в Париже. В 1906 его моделью впервые стала Жулия Перайре-и-Рикарте, продавщица лотерейных билетов, которую он впоследствии не раз писал и на которой в 1922 женился (она была моложе художника более чем на 20 лет).

Юлия

Portrait de Júlia Peraire
.jpg)
Retrato de las señoritas N.N. (1890)
В Барселоне Касас объединил вокруг себя молодых художников в кафе Els Quatre Gats ("Четыре кота"), которое стало центром художественного авангарда в Каталонии. Принимал активное участие в праздниках нового искусства в Сиджесе, организованных Сантьяго Русиньолом; сотрудничал в журналах Куатр Гатс, Пел и Плома, Форма, иллюстрировал многие издания, писал плакаты.
Его активная натура находила выход в различных изобразительных жанрах, он автор картин на исторические и жанровые темы, портретов, пейзажей. Во время пребывания Касаса в Париже "французская тема" вошла в его творчество такими прекрасными работами, как «Пленэр» (1890—1891), «Вид на собор Сакре Кёр. Монмартр»(ок. 1890), преломлялась в изображении женских фигур в пронизанных светом интерьерах, в непринужденных портретах («Сеньора Монтсеррат Карбо», «Пианист Карлес Видиелла», 1892, все — Барселона, Музей современного искусства).

«Пленэр» (1890—1891)

«Выход процессии из церкви Санта Мария дель Мар», 1898, Барселона, Музей современного искусства

Пристань Пуэрто де Розес

Хор монахинь
С переменой темы светлое изящество и тонкий лиризм его полотен сменяются более сумрачной гаммой красок. Однако картины, правдиво и смело отразившие дух времени с его острыми социальными контрастами, не составили главную линию в творчестве Касаса. Прирожденный портретист, он создал множество выдающихся произведений, начиная от официальных изображений — два подготовительных этюда к портрету короля Альфонсо XIII (1907); элегантных женских портретов, среди них супруги М. Утрилло Долорес Видаль (1911), до необычного двойного портрета (большого панно, предназначенного для украшения кафе «Els Quatre Gats» на котором сам Касас и его друг Пере Ромеу едут на велосипеде-тандеме (все — Барселона, Музей современного искусства).
![]()
Study from Life for the Portrait of King Alfons XIII 1904
.jpg)
Портрет Долорес Видаль (супруги М.Утрилло) 1911 Барселона, Музей современного искусства
Ramon Casas and Pere Romeu on a Tandem 1897

Ramon Casas and Pere Romeu in an Automobile 1901
.jpg)
Busto dama 1900

"Молодая декадентка", 1899

"Женщина с шалью" (Перед посещением боя быков)
"Устала" 1895-1900

Julia, 1915

"A Girl in Yellow"

Однако главной областью портретного творчества Рамона Касаса стали рисунки, более 200 из которых находятся в барселонском музее. В этих великолепных, исполненных углем и пастелью рисунках создана галерея выдающихся деятелей культуры, искусства и истории Испании.

Автопортрет

Portrait of Josep M. Vallés - 1906

Portrait of a Young Lady in a Blue
Portrait of Manuel Benedito
Portrait of Lluis Bagaria.
Portrait of Rafael Mainar.
Portrait of Xavier Gosé Museu Nacional d'Art de Catalunya

Portrait of Pablo Picasso around 1900

Portrait of Josep Pijoan Museu Nacional d'Art de Catalunya
Portrait of Pere Rahola - Circa 1906-1908
http://© https://www.livemaster.ru/topic/2022673-ramon-casas-zerkalo-katalonskogo-modernizma
https://philologist.livejournal.com/7487578.html
https://www.livemaster.ru/topic/2022673-ramon-casas-zerkalo-katalonskogo-modernizma