"Музыка тот вид искусства, который теснее всего связан со временем, так как сама сущность его в движении. Возможно, поэтому на музыку всегда смотрели как на хранилище эзотерического знания, таящего в себе секрет самой животрепещущей загадки человечества. Тайна времени одна из тех, над разгадкой которых постоянно билась мысль человека". (Д.И.Бахтизина)

"Время взрывается" Сальвадор Дали
Любопытно посмотреть, как в разные эпохи у разных композиторов рождается свой образ времени.
Было время, когда все часы тикали. И не только тикали, но и производили каждые пятнадцать минут какие-нибудь звуки: мелодично звонили или пугали внезапно выскакивающей из окошечка кукушкой. А ещё раньше напольные, настенные или настольные часы были снабжены сложными механизмами, игравшими целые музыкальные произведения. Для таких часов писали музыку даже классики. Такое "практическое" понятие времени.
У Гайдна, например, есть целая коллекция забавных пьесок, которые он написал по заказу своего приятеля. Мотив одной из них он позже использовал в своей Симфонии №101. Во второй части фагот начинает мерный отсчёт времени. Эти его "тик-так" и дали название всей симфонии. Время в этой музыке - это бытовая категория, переведённая на язык простых понятий тиканьем часов. Оно течёт ровно так, как нужно добродетельному человеку, который делает то, что должно, никуда не опаздывает и с толком проживает каждую минуту своей жизни.
Нью-Йоркский филармонический оркестр, дирижер Леонард Бернстайн
Лунная соната вроде не про время. Но всем знакомы моменты, когда выпадаешь из линейного течения жизни в омут тяжёлых мыслей, воспоминаний. И время начинает мучительно вращаться по кругу, очерченному бедой.
Эту музыку композитор написал к одноимённому фильму Михаила Швейцера о строительстве металлургического завода, а позже включил в симфоническую сюиту. Здесь нет места размышлению и воспоминаниям. Стремительный темп "приказывает" безоглядно и бездумно нестись к грандиозному будущему: "Догоним и перегоним!", "Пятилетку в четыре года!" и т.д. Кто не выдержал, тому нет места в светлом завтра.
В сутках 24 часа. Но среди них бывает один единственный судьбоносный "час Х", который всё меняет в жизни, к которому время катится как в пропасть. Стрелка часов близится к полуночи. Золушка должна успеть убежать с бала: вот-вот её бальное платье превратится в тряпки, карета в тыкву, а миг упоительного счастья обратится в прах. Прокофьев разыгрывает здесь настоящую звуковую фантасмагорию. Кажется, никогда так страшно (с таким воем и хрипом) часы не били двенадцать раз.
Классик американской музыки Чарльз Айвз в этой гениальной пьесе дал философское выражение времени как вечности. Нет течения времени из точки "сегодня" к точке "завтра", есть бесконечная лента жизни, в которую ненадолго попадает человек со своими страстями и вечными вопросами, на которые нет ответа. Струнные инструменты, труба и четыре флейты во время исполнения располагаются в разных точках зала.
Леонард Бернстайн и Нью-Йоркский филармонический оркестр.