Впервые объёмная вышивка – stumpwork – увидела свет в Англии, во второй половине XVII века. Интересно, что её возникновение связано с расколом западной христианской церкви. В XVI веке, когда Англия ещё была католической, всё искусство вышивальщиц уходило на украшение церковных одежд, вышивку икон и религиозной утвари. Реформация внесла свои коррективы: роскошь стала запретна для церковников и перекочевала в светскую жизнь. Возможно украсить свой быт привела к могучему всплеску творческой фантазии: искусство вышивки взлетело на новые высоты, в числе прочих была и новая техника – объёмная.
Объемная вышивка на шкатулке, Англия. "Житие Святой Эсфири" 1665 г.
Английская объёмная вышивка stumpwork на шкатулке 1660-1690 гг.
XVII век. Английская объёмная вышивка stumpwork в виде дракона
Суть техники объёмной вышивки тех времён заключается в том, что отдельные элементы картины вышивались на кусочках ткани, которые потом пришивались к общей работе. Так создавалось рельефное изображение. Чаще всего им украшали шкатулки и рамы для зеркал. Самой богатой и красивой была объемная вышивка золотом. Она говорила о высоком социальном статусе своего владельца.
Предполагают, что ещё раньше возникла итальянская объёмная вышивка трапунто – только это всё-таки не совсем вышивка. Техника трапунто позволяет создать рельефные набивные узоры. Зародившись во Флоренции, это искусство приобрело популярность по всему свету, особенно в Америке. В настоящее время его тоже любят многие, к тому же, машинная вышивка тоже с ним справляется!
1804–14 гг. Французское платье в технике трапунто


Современная модернизация – теневое трапунто. Дело в том, что изначально итальянская объёмная вышивка делалась под цвет ткани и отличалась только рельефом. Но в наши дни многим нравится делать фон и узоры объемной вышивки контрастными цветами.
Другая интересная техника – бразильская объёмная вышивка. Она напоминает технику рококо, когда нитка навивается на иглу для создания розочек и бутонов. Так же в бразильской объёмной вышивке используются приёмы кружевоплетения. В итоге получаются маленькие объёмные цветочки. Иногда такая вышивка выполняется лентами.
Зародившись в Бразилии, эта техника быстро приобрела популярность в других странах. В XXI века она является одной из самым популярных среди рукодельниц. Обычно бразильская вышивка активно сочетается с другими техниками, особенно вышивкой гладью. Например, фон вышивается гладью, а цветы - объёмной техникой.
Бразильская объёмная вышивка на рубашке
Обычно объемная вышивка на одежде - трудная задача, чаще всего для декора используют именно бразильскую вышивку. Она востребована при оформлении таких стилей, как кантри и бохо.
Французы тоже не остались в стороне. Французская объёмная вышивка активно использует различные узелки, что особенно хорошо смотрится с ленточками. В первую очередь такие узелки используют для создания цветочных бутонов, но есть и другие способы применения. Например, в такой технике хорошо получаются ягоды.
Последний тренд, связанный с французской вышивкой, - многоцветная объёмная вышивка. Суть приёма в том, что узелками вышивается фон картины, а простые элементы остаются незашитыми, а сам фон состоит из нескольких ярких цветов. Особенно красиво в такой технике получаются настенные часы. Циферблат делится на несколько секторов и вышивается нитками разных цветов, а цифры остаются незашитыми. Другое применение этой техники - вышивка цитат, имён и метрик.
Хелен Пирс разработала свой собственный стиль, основанный на сочетании обычной и объёмной вышивок. Объёма она добивается благодаря использованию разных материалов и комбинации шёлковых и шерстяных нитей. Её книги пользуются огромной популярностью у дам, ведь в них подробно рассказано, как сделать ту или иную работу. В центре внимания мастерицы – объёмные цветы и целые букеты!


Галина Перова – наша соотечественница, которая ведёт известные курсы, на которых даёт уроки объёмной вышивки. В каждой её работе – и в работах её учеников – объём создаётся различными способами: к какому изображению что лучше подходит. Особенно хороша у этих мастериц пейзажная вышивка!



Ди – вышивальщица из Южной Африки. Она возрождает старинные традиции и находит их воплощение в технике объёмной вышивки лентами. Ди написала множество книг по этой теме и весьма известна в кругу вышивальщиц. Особенно популярны её цветочные вышивки.
Работы этой нашей соотечественницы поражают воображение! Чем-то они напоминают трапунто, но здесь рельефные детали заполнены вышивкой. Получаются настоящие картины! Особенно хороша объёмная вышивка животных.

