Впервые о термине узнали в XV веке. Его переводили с итальянского как "покойно", "вольготно" и даже "удобно". В старинных музыкальных произведениях встречаются похожие слова из венецианского наречия: Adgio, Adago, Ado, Ad’, Adgo и Adasio. Словарь Броссара дает следующее толкование: "удобно, покойно, всегда медленно, растягивая тему, протяжно". Исследователь Яворский разъясняет, что энергия в адажио сосредоточена в ровном и напряженном состоянии, которое переходит в страсть или в активную форму.

В конце XVII века такое определение ему дали Перселл, Вольф, Броссар, Коррет. Среди характеристик можно было прочитать и такие: "средне-медленный, очень медленный, самый медленный". Все разногласия связаны с тем, что темп музыке в былые времена задавал эмоциональный подтекст произведения.
Выход Авроры и адажио с кавалерами из балета "Спящая красавица"
Адажио в балете - дуэт главных героев лирического содержания. Это широкие, распевные и романтические мелодии. Часть танца состоит из плавных и широких движений. Иногда это самостоятельный эпизод танца в таких танцевальных формах, как па-де-де, па-де-труа, гран па, па д’аксьон. Известные балетные адажио – это части из «Лебединого озера», «Щелкунчика», «Спартака».
Адажио принцессы Флорины и Голубой птицы из балета "Спящая красавица"
Адажио из балета "Щелкунчик"
Адажио из балета "Раймонда"
Белое адажио из балета "Лебединое озеро"
Адажио из балета "Спящая красавица"
Сцена с адажио из балета "Баядерка"