На одном из таких увеселительных мероприятий Радзивилл Черный и познакомил сестру со своим приятелем великим князем литовским Жигимонтом II Августом, который воспылал к ней жаркой любовью.
В те времена отказывать великим князьям было не принято, а, кроме того, в семье Радзивиллов были довольно свободные нравы, и вскоре Барбара с молодым королевичем так полюбили друг друга, что от любви их зажигались звезды.
Скрыть такую любовь было сложно, и вскоре об этом узнала родня обеих сторон. Двоюродный брат Барбары - Николай Радзивилл Черный - решил сберечь имя и честь сестры от сплетен. Но опасней сплетен была мать королевича - Бона Сфорца. Все знали, что она люто ненавидит всех Радзивиллов и считает их «выскочками».
Тем временем, уже будучи вдовцом, Жигимонт Август готовился стать королем - старый монарх доживал свои последние дни.
Стремясь разрешить ситуацию, Радзивилл Черный взял с собой двоюродного брата Николая Рыжего и направился к Жигимонту Августу. Они потребовали от него окончательного решения: или жениться на Барбаре, или больше с ней не встречаться. Королевич, который знал свое неустойчивое положение, отношение королевы-матери к представителям рода Радзивиллов, а также интриги при польском дворе, понимал, что должен будет оставить любимую. Оставив великого князя принимать решение, братья сделали вид, что уезжают. Терзаемый сомнениями, Жигимонт бросился к любимой. Братья Барбары, следившие за ним, явились к ним прямо во время свидания и тут же потребовали, чтобы он женился. Он согласился, ведь был безумно влюблен. Об одном только попросил: оставить свадьбу в тайне. Братья дали на это позволение.
Влюбленные тайно поженились. Для своей семьи и государства Жигимонт Август оставался вдовцом.
А тем временем умирает старый король и Жигимонта II срочно увозят в Краков для всех приготовлений. Королева-мать Бона Сфорца активно ищет своему сыну подходящую невесту, ведь брак должен укрепить трон и увеличить престиж Речи Посполитой в Европе. И тут как гром среди ясного неба известие о том, что королевич женат!

17 апреля 1548 года Жигимонт Август официально представил Сейму Барбару как свою жену. Но если Литва согласилась признать ее великой княгиней, то ни королева-мать, ни польская шляхта не хотела видеть на белокурой красавице королевкую корону. Однако ставший королем Жигимонт проявил неслыханную для него твердость. Он любил Барбару и не хотел с ней расставаться. В декабре 1550 года она была коронована и провозглашена королевой Польского государства. Но счастья ей это не принесло. Уже через два месяца после коронации Барбару нельзя было узнать. «Схуднела так, что одни кости остались», - сообщал Радзивилл Черный Радзивиллу Рыжему.

Она мучилась несколько месяцев. Страшные нарывы покрыли некогда безупречно гладкую кожу. В последние дни агонии они лопались, и комнату, где лежала несчастная, наполняло зловоние, которого не выдерживали ни ее служанки, ни доктора. И лишь верный муж до конца оставался у ложа умирающей. 8 мая следующего года Барбара умирает...
Горе Жигимонта Августа было безмерным. Барбару решено было похоронить в Вильно, и безутешный вдовец от самого Кракова шел за гробом пешком. Похоронили Барбару в Кафедральном соборе на площади Гедимина. Саркофаг с ее останками находится там и в наши дни.
Но тут история не заканчивается. Сходя с ума от горя и тоски по любимой, король обращается к алхимикам с просьбой вызвать ее душу, чтобы узнать у нее, как ему жить дальше. Как свидетельствуют историки, сделать это взялись Твардовский и Мнишек (реальные исторические личности).

Короля привели в полутемный зал, уставленный зеркалами, на одном из которых была во весь рост выгравирована Барбара в белой одежде. Ему хотели привязать руки к подлокотникам, чтобы он нечаянно не коснулся привидения, но тот отказался и дал слово, что будет вести себя спокойно. Но, когда призрак Барбары появился, влюбленный Жигимонт кинулся к нему с криком «Басенька моя!» и попытался обнять. Раздался взрыв, по комнате пошел трупный запах...

С тех пор душа Барбары не может найти дорогу в мир мертвых и обречена вечно скитаться. Вот и ходит она среди людей, а «поселилась», говорят, в одной из башен Несвижского замка. Появляется всегда только в черном одеянии в знак траура по своей загубленной жизни и любви. Считается, что она предупреждает людей об опасностях - войнах или пожарах. Так, ее неоднократно видели перед тем, как замок серьезно пострадал от пожара.
Память о ней увековечена и в родовом гнезде Радзивиллов - Несвиже: ее скульптура стоит в парке, рядом замком.
[показать]
[показать]
[показать]памятник Черной Панне Несвижа.
[показать]
[показать]
Существует легенда, что знаменитая икона Богородицы Остробрамской, которая сейчас хранится в Вильнюсе, была написана именно по заказу короля Сигизмунда Августа. Разумеется, с его любимой Басеньки. В пользу этой версии говорит и тот факт, что это едва ли не единственная известная икона Богородицы, где она – одна, без Спасителя. И это справедливо, ведь у Барбары Радзивилл не было детей...
Сокровища Радзивиллов
Каждый год князь Карл Радзивилл получал прибыль в 20 миллионов злотых. Это было намного больше, чем ежегодно поступало в казну такого государства как Речи Посполитой.
Существуют даже документальные материалы, подтверждающие такую историю. Иногда с официальным визитом в замок приезжал король Польши — Август. Однажды после роскошного обеда в честь такого уважаемого гостя короля, в качестве сюрприза, пригласили в фамильное хранилище сокровищ, находившиеся в подземельях дворца.
Войдя в сокровищницу, некоторое время от изумления Август не мог вымолвить ни слова — всё вокруг просто сияло от блеска драгоценностей. Но самым удивительным были скульптуры 12 апостолов Радзивиллов, сделанные в полный человеческий рост из золота и серебра! Своему именитому гостю хозяин дома сделал роскошный подарок — золотой крест, усыпанный бриллиантами.
Эти драгоценные скульптуры хранились в строжайшей тайне в подземельях замка. Доступ к ним имел только князь и еще один доверенный слуга. А привилегия посмотреть на это рукотворное чудо выпадала лишь самым важным и титулованным гостям династии.
Во время войны ход к подземельям с сокровищами был взорван. И драгоценности до сих пор не найдены.
Отдельные комнаты дворцового комплекса тоже были богато отделаны драгоценными металлами. И назывались в соответствие с качеством интерьера: золотая, серебряная, бриллиантовая, мраморная — под стать внутреннему декору.