[показать]
[показать] Киккский монастырь всегда играл особую роль в исторической судьбе Кипра, разделяя участь народа, который в трудные периоды его бытия братия пыталась воодушевить, направить на верный путь и защитить. Вот почему Киккская обитель, самый известный кипрский монастырь, так много значит для киприотов.![]() |
| Киккская икона. Список из монастыря святого Иоана Лампадиста, Кипр. |
![]() |
| Святой Апостол и Евангелист Лука пишет икону Пресвятой Богородицы и показывает Первообразу. Мозаика галереи Киккского монастыря, Кипр. |
![]() |
| Преподобный Исаия постник, основатель Киккского монастыря. |
Старец тем временем получил откровение, что все, случившееся с правителем, ниспослано Богом для того, чтобы написанная святым апостолом и евангелистом Лукой икона Богоматери была перенесена из императорских чертогов Царьграда на Кипр. Старцу было наказано открыть об этом правителю острова, когда тот к нему явится.
Преподобный Исаия откликнулся на просьбу посланников Мануила, пришел к нему и вымолил правителю исцеление. Встав на ноги, Вутомитис пообещал старцу исполнить любое его желание, но когда услышал об откровении, ужаснулся:
— Прости меня, отче! Это дело — выше сил моих. Кто я, чтобы дерзнуть сказать императору подобное? Проси чего-нибудь другого.
Но старец отвечал:
— Если хочешь получить прощение, то сделай именно это; исполняя приказанное, ты будешь иметь Помощницею Богородицу, ибо так мне открыто.
Мануил обещал содействовать перенесению образа, но просил старца отправиться вместе с ним в Царьград. Исайя согласился, и оба они прибыли в столицу. Там Мануил долго не решался доложить императору о цели своего приезда. Старцу он объяснял это тем, что боится утруждать царя своей просьбой и выжидает удобного случая. Тогда преподобный решил возвратиться на Кипр. Перед отъездом он снова просил Мануила поскорее исполнить повеление Божие.
Возвратясь в свое уединение, святой Исайя предался великой скорби о своем безуспешном путешествии.
|
| Император Алексий Комнин. Мозаичный потрет. |
В это время у Алексея Комнина заболела единственная и горячо любимая дочь. Недуг царевны походил на болезнь, перенесенную правителем Кипра. Узнав о случившемся, Вутомитис решил, что время пришло и можно, наконец, приступить к императору с просьбой. Между тем врачи отчаялись в спасении царевны, и император с двором погрузились в печаль и плач. Мануил пришел чертог царский и, увидев плачущего владыку, сам залился слезами. Император сказал:
— Неужели никто не может утешить меня и указать лекарство для моей дочери?
— Государь! — отвечал Мануил. — Я страдал такой же болезнью на острове Кипре, и если бы не помог мне Господь ради молитв подвижника Исайи, я бы умер. Этот старец заповедал мне возвестить, чтобы ты перенес находящуюся в твоих чертогах икону Богоматери на Кипр, в его обитель, как это было открыто ему в видении. Если ты не сделаешь этого, то дочь твоя не исцелится. Старец сам приходил со мной, чтобы при моем посредничестве объявить тебе волю Божию, но я, не находя удобного случая, не осмеливался говорить об этом твоему величеству. Подвижник уже возвратился на остров, но перед своим уходом завещал мне сказать тебе все. Ты же делай по твоему изволению. Император, выслушав эти слова, опечалился. Обещая Мануилу исполнить волю Матери Божией, он со слезами воскликнул:
— Если такова воля Твоя, Богородице Дево, то могу ли я, бедный, воспротивиться Твоему хотению, Госпожа моя и Владычица?! Молю Тебя: избавь дочь мою от неизлечимой и тяжкой болезни, и я с готовностью отпущу честную икону на остров Кипр!
![]() |
| Преподобный Исаия и правитель Кипра Мануил у трона Императора Алексия Комнина, рядом с его исцеленной дочерью. Фреска Киккского монастыря. Кипр. |
Согласно же другим устным, но свято хранимым до сего дня в Киккской обители преданиям, монах Исайя во второй раз прибыл в Константинополь, чтобы получить икону Божией Матери. Самодержец схитрил, поставив перед ним две, на вид одинаковые иконы, и предлагая выбрать подлинник самому. В ту же ночь во сне монаху Исайи явилась Сама Пресвятая Владычица. «Та икона, — сказала Она, — на которую сядет пчела, и есть подлинная». Так и случилось — и монах Исайя, с помощью Матери Божией, сделал правильный выбор. Поэтому символом Киккской обители и стала пчела. После этого царь не решился удерживать образ. Он снарядил корабль и с великой честью препроводил икону на Кипр к Исайе, послав ему и значительную сумму денег на устройство храма. Мануилу же велел во всем оказывать содействие иноку.
![]() |
| Перенесение иконы из Царствующего града Константинополя. Иконописец изобразил деревья, клонящиеся к земле и полный штиль на море. Фреска Киккской обители, Кипр. |
Однако император строго приказал, чтобы лики Божией Матери и Богомладенца были закрыты пеленой, дабы никто не дерзнул на них взглянуть.
![]() |
| Встреча иконы на Кипре. Фреска Киккской обители, Кипр. |
Когда икона прибыла на Кипр, ее встретили с почестями. Жители острова прошли с ней от морского побережья до Троодоса. Не только люди, но и деревья, и птицы, и морские раковины радостно приветствовали Пресвятую Госпожу. Деревья преклонялись перед святым образом, а раковины, поднявшись со дна моря, сопровождали процессию. В наше время еще можно увидеть склоненные сосны — чудесные свидетельства всеобщего ликования и почестей, которыми встретил Кипр икону Пресвятой Богородицы.
Исайя воздвиг на Киккской горе еще один храм, во имя Божией Матери, и поставил в нем Ее образ. Им же были построены около храма кельи для иноков, назначен игумен, дан иноческий устав и содержание на обитель. Мануил подарил монастырю три селения, и этот дар был подтвержден императорской грамотой. Обитель получила название Царской, как построенная на средства императора, и ставропигию, независимое управление. Селения Перистерона, Милос и Миликури становились отныне ее вотчинами и должны были содержать ее.
![]() |
| Язычник (иноплеменник) с иссохшей рукой у иконы Пресвятой Богородицы Киккской. Фреска Киккской обители, Кипр. |
Некогда один нечестивый язычник, простерший руку к святой иконе, чтобы приподнять пелену, был тотчас наказан иссушением этой руки.
![]() |
| Икона Пресвятой Богородицы Киккская с ликами, закрытыми пеленой. Рядом — изображение иссохшей руки. Современное фото. |
Не осмелились тронуть ее ни Патриарх антиохийский Сильвестр, ни Патриарх александрийский Косма, ни архиепископ кипрский Филофей. За дерзность многие подверглись ужасному наказанию. Его испытал на себе Патриарх александрийский Герасим в 1699 году. Тогда он воскликнул: "Верую, что сия икона точно написала Евангелистом Лукой и молю Пресвятую Деву Богородицу о прощении!" Молитва и раскаяние Герасима были услышаны, и он освободился от постигшего его наказания, как засвидетельствовано это в его грамоте.
О внутреннем, глубоком смысле покровении святых ЛИков так поется в службе Пресвятой Богородице Киккской: "Яко молчанием одеваемся, Дево, таинство страшнаго Христова вочеловечения отнюд не могуще познати, тако и пеленою икону Твою Божественную покрываем" (3-я песнь канона, второй тропарь).
![]() |
| Чудо спасения иконы в пожаре 1365 года. |
Отбежав подальше и взобравшись на стоящий на холму кедр, исцеленный, наконец, отдышался, и тогда только понял, что совершилось чудо.
Тем временем в обитель вернулась братия, но икону нигде отыскать не могли. Не найдя ее и видя, что пламя усиливается, они тоже стали спасаться бегством. Горело все вокруг, и лишь к одному дереву огонь то подбирался, то отступал. Это и был тот самый кедр с бывшим парализованным на ветвях. Так была спасена икона.
Католический король Кипра Пьер де Лузиньян (годы правления 1359 — 1369) захотел восстановить опустошенный пламенем монастырь, желая этим выразить благоволение своим подданным. Но его супруга, Элеонора Арагонская, упросила его позволить ей самой выделить средства на восстановление обители.
![]() |
| Киккский монастырь, современный вид. |
Вход в Киккский монастырь.
Фресковая роспись во двнутреннем дворе монастыря
Киккская икона (оригинал) на Кипре в монастыре
Празднование Пресвятой Богородице в Киккской обители совершается 9 сентября,
[650x333]