• Авторизация


Сара Бернар 12-03-2017 10:09 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Bo4kaMeda Оригинальное сообщение

Сара Бернар — знаменитая актриса и неизвестный скульптор

Bo4kaMeda
Исключительный актерский талант принес Саре Бернар титул «Божественной Сары». Однако звезда «Комеди Франсэз» добилась успеха еще в одной творческой профессии, редкой для женщины XIX века — она была скульптором. Мраморный рельеф «Офелия», представленный среди топ-лотов аукциона эротического искусства Sotheby’s в феврале 2017 года (еще один экземпляр - с 10 марта в Киеве на выставке «Царство Флоры»), возвращает интерес к французской диве как мастеру пластического искусства.



Работа «Офелия» Сары Бернар, выставленная на продажу аукционным домом Sotheby’s с оценочной стоимостью в 50 — 70 тысяч фунтов стерлингов, была продана за рекордную для наследия Сары Бернар сумму — 308 тысяч фунтов стерлингов.



Сара Бернар «Офелия», мраморный рельеф, 1880 год, фрагмент



В наши дни творчество Сары Бернар-скульптора практически неизвестно, а в конце XIX века ее работы вызывали большой интерес у коллег, публики и критиков.

В 1874—1886 годы Сара Бернар представляла свои работы в Парижском Салоне, принимала участие в выставках в Лондоне, Нью-Йорке, Филадельфии, Всемирной Колумбовой выставке в Чикаго (1893) и на Всемирной выставке в Париже в (1900). Сохранились сведения о 50-ти произведениях Сары Бернар.


Сара Бернар в роли Мелисинды
Альфонс Муха
1896




Сара Бернар в своем кабинете


«Это женщина, настоящая женщина со всеми ее метаниями и контрастами!.. Со всеми ее крыльями и когтями! И льстивая, и нежная, и ласковая, и вероломная! И ловкость… и изворотливость ужа! Коварство и самоотверженность!»
драматург Викторьен Сарду

Эти слова словно описывают «Автопортрет» Сары Бернар в образе Сфинкса. Скульптор обратилась к мифическому персонажу, чтобы с помощью метафоры передать главную особенность своей профессии — умение перевоплощаться как на сцене, так и в жизни.



Автопортрет в образе Сфинкса. Фантастическая чернильница
Сара Бернар 1880
31.8 × 34.9 см


Актриса, блестяще игравшая на сцене драматические роли, часто выбирала для своих работ сильные темы. Любовь и Смерть — главные герои ее произведений. Она создавала бюсты любимых ею людей и сложные скульптурные композиции, раскрывающие трагические сюжеты

Новое призвание Сары Бернар помог узнать случай. В конце 1860-х скульптор Ролан Матье-Менье предложил уже известной актрисе Саре Бернар вылепить ее бюст. Она дала согласие и во время сеансов давала настолько точные и ценные советы мастеру, что пораженный скульптор посоветовал модели самой попробовать себя в ваянии.

Так у двадцатипятилетней актрисы появилось новое увлечение и она начала брать уроки у Ролана Матьё-Менье и Эмилио Франчески.



Сара Бернар
фото: Поль Надар

В 1873 году недовольная работой в «Комеди Франсэз» она снимает мастерскую и занимается скульптурой.

«Поскольку я не могу использовать свой интеллект и мою энергию в создании ролей в театре, как мне хотелось, я посвятила себя другому искусству и начала заниматься скульптурой с неистовым энтузиазмом» — Сара Бернар


Дочь Роланда. Автопортрет
Сара Бернар
1876, 19.7×16.5 см


Мастерская на площади Клиши станет «тихой гаванью» Сары, позволявшей ей укрыться от враждебной атмосферы «Комеди Франсэз». Здесь она работает и принимает своих друзей. Современники актрисы усматривали в ее занятии провокацию, нарушение принятых норм. Новая профессия Сары, железная воля и упорство, - качества присущие мужскому характеру, — нарушали общепринятые условности и приписывались тщеславию актрисы, ее желанию заставить публику еще больше восхищаться собой.


Сара Бернар «Автопортрет», 1890
холст, масло
46×37,6
частное собрание


В этом предположении есть доля истины. Сара специально пригласила в свою мастерскую профессионального фотографа, который запечатлел актрису в ее новом амплуа — скульптора и художницы.

Сара также занялась рисованием, однако ее живописное творчество не вызывало большой интерес у современников.



Сара Бернар в своей мастерской



Сара Бернар в своей мастерской


«За пределами мастерской — это женщина, очаровательная женщина Сара Бернар. Но стоит ей переступить порог святилища, где она месит гончарную глину, это уже мужчина с резцом скульптора в руках. В самом деле, только мужчина может так пренебрегать своим внешним видом, только мужчина может обладать такой энергией и волей, не зная устали. Взгляните на нее… простите мне мою ошибку, взгляните на него за работой», — писал литератор Пьер Верон.


Сара Бернар за работой над скульптурой «Медея»


Через некоторое время актриса оправилась от своего мрачного настроения.

В 1879 году труппа «Комеди Франсэз» отправилась на гастроли в Лондон, в это же время в Лондоне открылась выставка в галерее Уильяма Рассела на Пиккадилли, на которой экспонировались пять скульптур Бернар. Выставку посетили принц и принцесса Уэльская, Сэр Фредерик Лейтон, президент Королевской Академии. Газета «Таймс» написала благосклонные отзывы о ее работах.


Сара Бернар. Бюст Бюст Эмиля де Жирардена, 1878 год, частное собрание


«Офелия» Сары Бернар была впервые представлена публике во время американского турне в 1881 году. Автор подарила свою работу Королевскому Театру в Копенгагене в знак признательности за гостеприимство, оказанное ей во время первого выступления в этом театре летом 1880 года. Позже Сара Бернар создала (из известных на сегодня) еще две версии «Офелии».


Офелия
Сара Бернар
1880


Во второй половине XIX века многие художники и скульпторы обращались к шекспировским произведениям и интерпретировали тему смерти в романтическом свете. К тому времени, как Бернар принялась за свою Офелию, уже были написаны вызвавшая сенсацию «Офелия» Джона Эверетта Милле, работа Эжена Делакруа, скульптура Огюста Прео. Произведение Сары Бернар рассматривают как интересное продолжение разработки трагического образа Офелии, усматривая в нем одержимость смертью, безмятежный переход в другой мир, и в то же время — волнующую чувственность.


Офелия
Джон Эверетт Милле 1852
111.8 × 76.2 см



Смерть Офелии
Эжен Делакруа 1844
55 × 64 см




Madeleine Lemaire (1845-1928), Ophelia

Сара Бернар была одержима идеей смерти и обращалась к этой теме с большой изобретательностью


Гравюра Леона Гошреля «Девушка и Смерть» по одноименной картине Сары Бернар

С рождения, не обладая крепким здоровьем, Сара страдала от постоянных болезней, страшной худобы и постоянного кашля, грозившего перейти в туберкулез. Врачи не оставляли ей надежды и из года в год предрекали неминуемую смерть. Сара настолько свыклась с этой мыслью, что убедила свою мать купить ей гроб. Она никогда не расстанется с этим зловещим напоминанием о неизбежном.




Позже маниакальные мысли о смерти заставят Сару обратиться к Меландри сфотографировать ее лежащей в гробу во всем белом, с закрытыми глазами и большим букетом цветов. Этот снимок продавался в виде почтовых открыток во всем мире. Сара продолжала заклинать предсказанную ей судьбу.


После бури
Сара Бернар
1876, 75 × 61 см


В возрасте 18-ти лет от туберкулеза умерла сводная сестра Сары — Реджина. Ухаживания за больной девушкой и мучительная агония сестры подорвали слабое здоровье актрисы и отразилось на ее психическом состоянии. Сара отправилась на лечение в Бретань и услышала там трагическую историю об утонувшем в море мальчике. Вернувшись домой, Сара Бернар создала скульптурную композицию «После бури», вызывающую аллюзию на известное произведение «Пьета».


Пьета (Оплакивание Христа)
Микеланджело Буонарроти
1499


Позже Сара потеряла вторую сводную сестру Жанну и ее болезненный интерес к теме перехода в мир иной продолжился с новой силой. Она посещала Парижскую школу анатомии и морг, а в 1894 году присутствовала на казни анархиста Вайяна. В своем доме актриса хранила скелет и череп — подарок Виктора Гюго, знавшего о предпочтениях актрисы.


Фото: Череп, подаренный Саре Бернар Виктором Гюго.
Собрание Музея Виктории и Альберта, Лондон



Сара Бернар в своем кабинете, 1893 год

Драма Виктора Гюго «Король забавляется» вдохновила Сару Бернар на создание скульптуры «Шут и Смерть». Главный герой произведения Трибуле — придворный шут французского короля Франциска I. Он стал невольной причиной смерти своей дочери, в скульптурном воплощении герой держит в руках ее череп. Его лик, его маска — смеется. Его сердце — рыдает…


Шут и Смерть
Сара Бернар
1877





1. А. Муха Дама с камелиями. Рекламный плакат для Сары Бернар
2. А. Муха Медея

Во всем мире известны многочисленные плакаты Альфонса Мухи, изображающие великую актрису. Рассказывают истории о том, как Сара Бернар поддерживала художника, среди них — немало домыслов и сплетен, но настоящий герой роковой любви Сары Бернар носил другое имя.


Сара Бернар «Погребальный портрет Жака Дамала», 1889 год


…Во время путешествия в Санкт-Петербург Сара познакомилась с дипломатом Жаком Дамалом и влюбилась. Он был младше актрисы на девять лет, хорош собой и умел произвести впечатление на женщин. Современники в нем видели Нового Казанову. Сара и Жак поженились. Супруг оказался зависимым от морфия картежником и неверным мужем. Через несколько месяцев пара развелась, но Сара опекала его до самой смерти в 1889 году.


Сара Бернар «Муза, венчающая лавровыми венками бюсты Мольера и Шекспира»


У знаменитой актрисы всегда были толпы поклонников, и пресса старалась выяснить, кто же занимает сердце красавицы. Сара всегда отвечала, что главный мужчина в ее жизни — сын Морис.




Интересны два бронзовых медальона, изображающие Сару Бернар и художницу Луизу Аббема. Они были подругами и выполнили портреты друг друга, хотя некоторые историки приписывают им любовную связь.


Луиза Аббема «Портрет Сары Бернар», 1875 год, бронза, Музей искусств, Бостон



Портрет Луизы Аббема
Сара Бернар
1875, 21.5 × 18.1 см


Сара Бернар, невзирая на стойкие прогнозы преждевременной смерти и собственные страхи, прожила 79 лет. Возможно, актриса по-настоящему была одержима жизнью, если каждый день умирала на сцене и затем вновь воскресала для новой роли и новой смерти.


Фото: Сара Бернар рядом с бюстом Эдмона Ростана, который актриса создала в 1900 году.
Фото: paris.images. 1922 год
© Albert Harlingue / Roger-Viollet



Сара Бернар «Автопортрет в образе Сфинкса»


Возможно, «Божественная Сара» под маской Сфинкса скрывает еще немало тайн и спустя еще несколько десятков лет мы узнаем о других талантах удивительной француженки. Появится новая легенда, а «Легенда, — говорила Сара Бернар, — всегда берет верх над историей».

Автор: Ирина Олих

artchive.ru

.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Сара Бернар | дегтярьлина - Дневник дегтярьлина | Лента друзей дегтярьлина / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»