• Авторизация


Капелла Чёток или Капелла Розария в городке Ванс — последний проект художника. 10-11-2025 13:58 к комментариям - к полной версии - понравилось!


00 (700x365, 394Kb)
Капелла четок (Розария) Матисса — последний проект великого французского художника. В 1943 году он выздоравливал после тяжелой болезни и операции в тихом городке Сен-Поль-де-Ванс.

Розарий – традиционные католические чётки, а также молитва, читаемая по этим чёткам

Его сиделкой была бывшая натурщица, ставшая монахиней расположенной рядом женской доминиканской обители. От нее Матисс узнал, что планируется возведение часовни, познакомился с местным священником и показал ему свои эскизы.
2 (700x465, 389Kb)
0 (700x467, 462Kb)
Вид с западной стороны (апсида)
 
Строительство длилось 4 года и закончилось уже после войны, а освятили капеллу в 1951 г. Вскоре мастера не стало, но его творение по-прежнему радует сердце чистыми красками.
1 (700x601, 328Kb)
Вид с северной стороны
1 (700x466, 555Kb)
Доминиканская капелла Розария (капелла Чёток) .
Вид с южной сторон2 (700x416, 528Kb)
0 (503x320, 215Kb)
Бронзовый крест, установленный на кровле, 
создан Матиссом
 
Для капеллы Матиссом были созданы росписи стен, цветные оконные витражи.
4 (700x383, 279Kb)
5 (582x493, 371Kb)
В витражах отображены в разных вариантах формы растения, характерного для данной местности: кактуса с лапчатыми колючими листьями и желтыми и красными цветами
6 (620x399, 275Kb)
Витражи с разными вариантами формы “кактуса с лапчатыми колючими листьями и желтыми цветами”, включая витраж апсиды на тему “Древа жизни”, выполнены из стёкол трёх цветов: синего ультрамаринового, бутылочно-зелёного и лимонно-жёлтого; причём жёлтый цвет сделан матовым — он пропускает свет, но не прозрачен.
7 (700x525, 455Kb)
00000000000 (416x387, 277Kb)
 
В часовне идут богослужения, проходят концерты религиозной музыки. В музее по соседству выставлены разработанные Матиссом церковные облачения, утварь и многочисленные эскизы.
 
Интерьер церкви
Солнечные лучи, проходя сквозь цветные стёкла витражей создавали слегка размытые цветовые пятна на противоположной стене с контурными изображениями Христа, Богоматери и Св. Доминика. Вместе с солнцем эти пятна двигались, 
1 (700x426, 248Kb)
04 (700x521, 475Kb)
000 (587x365, 223Kb)01 (691x440, 556Kb)
Каменный алтарь созданный  Матиссом
02 (700x403, 382Kb)
06 (700x514, 546Kb)
Интерьер Капеллы от двери в восточной стене. Справа в углу – резная дверь в исповедальню
С‡ (585x397, 366Kb)
Восточная стена
Фигура св. Доминика Резная дверь в исповедальню
 
3 (600x444, 320Kb)
Стены капеллы покрыты белыми глазурованными керамическими плитками, на которые тонким чёрным контуром нанесены изображения.
Святой Доминик, Богоматерь, Младенец Христос — все они предстают с пустыми овалами лиц и контурами фигур, «словно вмещающими в себя бесконечность»
00 (700x420, 272Kb)
1 (700x449, 226Kb)
На восточной стене керамическое панно с 14 сценами Богослужения Крестного пути
 
Каждая из 14 сцен сопровождается в Богослужении Крестного пути молитвой.
 
Движение начинается в нижнем ряду направо, в среднем ряду поворачивает налево и в верхнем ряду вновь меняет направление, благодаря чему поверхность оказывается равномерно заполненной изображениями, подобно странице рукописи или альбомному листу для рисования.
Сцена Распятия Христа, совпадающая с центральной осью панно, по высоте занимает два ряда композиции. 
 
Панно составлены из больших плиток обожженной глины, покрытых белой глазурью, с нанесенным на них черным рисунком, таким тонким, что изразцы остаются совсем светлыми.
 
В сочетании черного с белым преобладает белый, такой яркости, что он уравновешивает противоположную стену с витражами от пола до потолка.
2 (494x700, 478Kb)
3 (700x525, 294Kb).3 (2) (700x525, 299Kb)
2 (700x466, 433Kb)
 
4 (700x525, 386Kb)
СЃСЃСЃ (689x481, 408Kb)
Для совершения богослужения художник также сделал эскизы богослужебных облачений различных цветов.
 
Матисс также спроектировал шесть облачений для священников по заданным отцом Кутюрье 4 ноября 1950 г. традиционным для католических богослужений цветам — белому, красному, фиолетовому, зелёному, чёрному, — добавив к ним ещё и розовый.
 
В каждый комплект, выполненный в единой цветовой гамме, входят: риза, стола и манипул, составляющие облачение священника, а также покров для чаши и бурса, помещаемые на алтаре
4 (700x474, 346Kb).5 (700x473, 391Kb)
Орнаты, созданные Анри Матиссом для этой часовни.
 
Из 20 разработанных эскизов, выполненных на картоне в технике декупажа, художник оставил 12 (по два эскиза на каждый комплект — для каждой стороны)
 
Белый цвет — в Рождество, Пасху, Вознесение и Богородичные праздники;
Фиолетовый — во время Великого поста и Адвенты (Рождественского поста);
Красный — в Вербное воскресенье, Страстную пятницу, Пятидесятницу и праздники мучеников;
Розовый — два раза в год для празднования середины Адвенты и середины Великого поста;
Зелёный — в обычные праздники;
Чёрный цвет используется для отпеваний и в День поминовения усопших 2 ноября.
7 (573x304, 222Kb)
 
Шесть комплектов облачений, изготовленных по проектам Матисса, используются в богослужениях Капеллы в зависимости от времени года
СЃРјРё (591x364, 348Kb)
Два из шести литургических облачений, разработанных Матиссом для праздничных служб в Капелле.9 (521x700, 535Kb)
Матисс в конце работы над Капеллой. Начало 1951 г.
 
Для Анри Матисса работа над Капеллой стала возможностью осуществить многолетнюю мечту о синтезе искусств в едином архитектурном пространстве и воплотить сверхзадачу живописи — «дать на ограниченном пространстве идею беспредельности».
 
К этой трудоёмкой работе художник подошёл на пороге своего 80-летия, после того, как в 1941 году он перенёс в Лионе тяжелую операцию и утратил былую подвижность. 
1 (600x436, 157Kb)
2 (600x448, 109Kb)
Матисс работает над эскизами для Капеллы
Ницца, мастерская художника в отеле Реджина
(ее площадь, 15 на 6 метров, была близка размерам Капеллы)
3 (518x700, 309Kb)
4 (598x600, 201Kb)
Матисс работает над эскизами росписи Капеллы. Апрель 1950. (фото: Вальтера Корона)
За стремянкой и слева от нее – варианты фигуры св. Доминика
5 (466x577, 136Kb)
Мэтр за работой:
у эскиза креста-колокольни в натуральную величину...
 
Состояние здоровья в те годы уже не позволяло Матиссу работать стоя более 1-2 часов в день, поэтому он пользовался легкой бамбуковой палкой с закрепленным на ней углем, чтобы, экономя силы, рисовать на достаточной для обзора дистанции
6 (581x580, 248Kb)
Матисс работает над эскизом керамического панно с
Девой Марией, в натуральную величину. Это еще не окончательный вариант...
7 (700x392, 315Kb)
Эскиз в полном виде (литография):
8 (472x600, 174Kb)
000 (600x346, 123Kb)
Матисс у макета Капеллы
10 (700x544, 255Kb)
 26 июня 1951 года, в отсутствии п
риболевшего Матисса, состоялось торжественное освещение
и открытие Капеллы Чёток:
12 (700x491, 200Kb)
Анри Матисс и отец Мари-Ален Кутюрье у алтаря и
двойного витражного окна 17 мая 1951 г.
(до освящения Капеллы остается чуть больше месяца)
 
Проект капеллы был разработан в январе 1948 года при участии священника Мари-Алена Кутюрье
13 (438x600, 95Kb)
Анри Матисс и сестра милосердия,
доминиканская монахиня Мари-Жак, выхаживавшая
Матисса после операции в 1941 году. 
9 (700x523, 361Kb)
Сейчас картоны хранится и экспонируется
в Музеях Ватикана,
в зале, посвященном созданию Капеллы Чёток:
11 (426x586, 137Kb)
Матисс у достраивающейся Капеллы. Январь 1951 г.
 
 Епископу Ниццы Матисс отправил такое послание:
 
«Я передаю вам капеллу Розария доминиканских монахинь и приношу свои извинения, что из-за болезни не могу сделать этого лично.
Работа над часовней потребовала более четырёх лет кропотливого труда и она — итог всей моей жизни. При всех её недостатках и достоинствах я считаю её лучшим своим произведением.
Итог жизни, целиком посвященный поиску Истины».
8 (700x495, 378Kb)
СЏ3 (700x331, 344Kb)
СЏ2 (700x463, 319Kb)
14 (568x456, 327Kb)
Сестра Жак хотела, чтобы Матисс был погребён в этой капелле, но он отказался:
«Тогда бы она стала памятником моему безмерному тщеславию». Матисс был счастлив, что капелла стала местом молитвы.
«Я долгое время наслаждался светом солнца и только потом сделал попытку выразить себя через свет духа».
 
Он умер 3 ноября 1954 года в Ницце, пережив самые страшные события XX века и при этом сохранив любовь к жизни, к её ярким цветам и свету, к её противоречиям, в которых всегда есть место для радости и счастья. 
146734093_devider (695x41, 4Kb)
Opera РЎРЅРёРјРѕРє_2024-09-25_101510_ru.wikipedia.org (159x30, 3Kb)
0000000000000000000000000000 - РєРѕРїРёСЏ (201x14, 1Kb)
0000000000000000000000000000 - РєРѕРїРёСЏ (2) (91x62, 5Kb)
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Капелла Чёток или Капелла Розария в городке Ванс — последний проект художника. | браило - В мире интересного и познавательного | Лента друзей браило / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»