Капелла четок (Розария) Матисса — последний проект великого французского художника. В 1943 году он выздоравливал после тяжелой болезни и операции в тихом городке Сен-Поль-де-Ванс.
Розарий – традиционные католические чётки, а также молитва, читаемая по этим чёткам
Его сиделкой была бывшая натурщица, ставшая монахиней расположенной рядом женской доминиканской обители. От нее Матисс узнал, что планируется возведение часовни, познакомился с местным священником и показал ему свои эскизы.
Вид с западной стороны (апсида)
Строительство длилось 4 года и закончилось уже после войны, а освятили капеллу в 1951 г. Вскоре мастера не стало, но его творение по-прежнему радует сердце чистыми красками.
Вид с северной стороны
Доминиканская капелла Розария (капелла Чёток) .
Вид с южной сторон
Бронзовый крест, установленный на кровле,
создан Матиссом
Для капеллы Матиссом были созданы росписи стен, цветные оконные витражи.
В витражах отображены в разных вариантах формы растения, характерного для данной местности: кактуса с лапчатыми колючими листьями и желтыми и красными цветами

Витражи с разными вариантами формы “кактуса с лапчатыми колючими листьями и желтыми цветами”, включая витраж апсиды на тему “Древа жизни”, выполнены из стёкол трёх цветов: синего ультрамаринового, бутылочно-зелёного и лимонно-жёлтого; причём жёлтый цвет сделан матовым — он пропускает свет, но не прозрачен.
В часовне идут богослужения, проходят концерты религиозной музыки. В музее по соседству выставлены разработанные Матиссом церковные облачения, утварь и многочисленные эскизы.
Интерьер церкви
Солнечные лучи, проходя сквозь цветные стёкла витражей создавали слегка размытые цветовые пятна на противоположной стене с контурными изображениями Христа, Богоматери и Св. Доминика. Вместе с солнцем эти пятна двигались,
Каменный алтарь созданный Матиссом
Интерьер Капеллы от двери в восточной стене. Справа в углу – резная дверь в исповедальню
Восточная стена
Фигура св. Доминика ♦Резная дверь в исповедальню
Стены капеллы покрыты белыми глазурованными керамическими плитками, на которые тонким чёрным контуром нанесены изображения.
Святой Доминик, Богоматерь, Младенец Христос — все они предстают с пустыми овалами лиц и контурами фигур, «словно вмещающими в себя бесконечность»
На восточной стене керамическое панно с 14 сценами Богослужения Крестного пути
Каждая из 14 сцен сопровождается в Богослужении Крестного пути молитвой.
Движение начинается в нижнем ряду направо, в среднем ряду поворачивает налево и в верхнем ряду вновь меняет направление, благодаря чему поверхность оказывается равномерно заполненной изображениями, подобно странице рукописи или альбомному листу для рисования.
Сцена Распятия Христа, совпадающая с центральной осью панно, по высоте занимает два ряда композиции.
Панно составлены из больших плиток обожженной глины, покрытых белой глазурью, с нанесенным на них черным рисунком, таким тонким, что изразцы остаются совсем светлыми.
В сочетании черного с белым преобладает белый, такой яркости, что он уравновешивает противоположную стену с витражами от пола до потолка.

.

Для совершения богослужения художник также сделал эскизы богослужебных облачений различных цветов.
Матисс также спроектировал шесть облачений для священников по заданным отцом Кутюрье 4 ноября 1950 г. традиционным для католических богослужений цветам — белому, красному, фиолетовому, зелёному, чёрному, — добавив к ним ещё и розовый.
В каждый комплект, выполненный в единой цветовой гамме, входят: риза, стола и манипул, составляющие облачение священника, а также покров для чаши и бурса, помещаемые на алтаре

.

Орнаты, созданные Анри Матиссом для этой часовни.
Из 20 разработанных эскизов, выполненных на картоне в технике декупажа, художник оставил 12 (по два эскиза на каждый комплект — для каждой стороны)
Белый цвет — в Рождество, Пасху, Вознесение и Богородичные праздники;
Фиолетовый — во время Великого поста и Адвенты (Рождественского поста);
Красный — в Вербное воскресенье, Страстную пятницу, Пятидесятницу и праздники мучеников;
Розовый — два раза в год для празднования середины Адвенты и середины Великого поста;
Зелёный — в обычные праздники;
Чёрный цвет используется для отпеваний и в День поминовения усопших 2 ноября.
Шесть комплектов облачений, изготовленных по проектам Матисса, используются в богослужениях Капеллы в зависимости от времени года
Два из шести литургических облачений, разработанных Матиссом для праздничных служб в Капелле.
Матисс в конце работы над Капеллой. Начало 1951 г.
Для Анри Матисса работа над Капеллой стала возможностью осуществить многолетнюю мечту о синтезе искусств в едином архитектурном пространстве и воплотить сверхзадачу живописи — «дать на ограниченном пространстве идею беспредельности».
К этой трудоёмкой работе художник подошёл на пороге своего 80-летия, после того, как в 1941 году он перенёс в Лионе тяжелую операцию и утратил былую подвижность.
Матисс работает над эскизами для Капеллы
Ницца, мастерская художника в отеле Реджина
(ее площадь, 15 на 6 метров, была близка размерам Капеллы)
Матисс работает над эскизами росписи Капеллы. Апрель 1950. (фото: Вальтера Корона)
За стремянкой и слева от нее – варианты фигуры св. Доминика

Мэтр за работой:
у эскиза креста-колокольни в натуральную величину...
Состояние здоровья в те годы уже не позволяло Матиссу работать стоя более 1-2 часов в день, поэтому он пользовался легкой бамбуковой палкой с закрепленным на ней углем, чтобы, экономя силы, рисовать на достаточной для обзора дистанции
Матисс работает над эскизом керамического панно с
Девой Марией, в натуральную величину. Это еще не окончательный вариант...
Эскиз в полном виде (литография):
Матисс у макета Капеллы
26 июня 1951 года, в отсутствии п
риболевшего Матисса, состоялось торжественное освещение
и открытие Капеллы Чёток:
Анри Матисс и отец Мари-Ален Кутюрье у алтаря и
двойного витражного окна 17 мая 1951 г.
(до освящения Капеллы остается чуть больше месяца)
Проект капеллы был разработан в январе 1948 года при участии священника Мари-Алена Кутюрье
Анри Матисс и сестра милосердия,
доминиканская монахиня Мари-Жак, выхаживавшая
Матисса после операции в 1941 году.
Сейчас картоны хранится и экспонируется
в Музеях Ватикана,
в зале, посвященном созданию Капеллы Чёток:
Матисс у достраивающейся Капеллы. Январь 1951 г.
Епископу Ниццы Матисс отправил такое послание:
«Я передаю вам капеллу Розария доминиканских монахинь и приношу свои извинения, что из-за болезни не могу сделать этого лично.
Работа над часовней потребовала более четырёх лет кропотливого труда и она — итог всей моей жизни. При всех её недостатках и достоинствах я считаю её лучшим своим произведением.
Итог жизни, целиком посвященный поиску Истины».
Сестра Жак хотела, чтобы Матисс был погребён в этой капелле, но он отказался:
«Тогда бы она стала памятником моему безмерному тщеславию». Матисс был счастлив, что капелла стала местом молитвы.
«Я долгое время наслаждался светом солнца и только потом сделал попытку выразить себя через свет духа».
Он умер 3 ноября 1954 года в Ницце, пережив самые страшные события XX века и при этом сохранив любовь к жизни, к её ярким цветам и свету, к её противоречиям, в которых всегда есть место для радости и счастья.