
12 декабря 205 лет назад в Москве был открыт Манеж, который занял свое место в списке шедевров мировой архитектуры. Когда-то на его месте стояли многочисленные деревянные купеческие лавки, торговавшие мхом, чтобы конопатить деревянные строения.
Лавки сгорели во время пожара 1812 года, а на месте пожарища император Александр I повелел построить Дом военных упражнений – экзерциргауз на две тысячи солдат. Пятую годовщину победы над Наполеоном решено было отметить смотром войск, и необходимо было здание в центре города для репетиции парада.

Акварель Августина Бетанкура. Ок. 1817 года
Это монументальное, 15 м высоты и 166 м в длину и более 44 в ширину здание возле Кремля
Разработка проекта и строительство было поручено талантливому инженеру-механику Августину де Бетанкуру, обрусевшему испанцу, приглашенному императором с зачисление в армию в чине генерал-майора. 
Августин де Бетанкур-и-Молина
(1758 —1824)
полное имя Августин Хосе Педро дель Кармен Доминго де Канделария де Бетанкур-и-Молина
— испанский, затем российский государственный деятель и учёный, генерал-лейтенант русской службы, архитектор, строитель, инженер-механик и один из организаторов транспортной системы Российской империи.
Здание в стиле классицизма, построенное за шесть месяцев, знаменитый О. Бове, входивший в комиссию по восстановлению центра Москвы, украсил лепниной.
Осип (Джузеппе) Иванович Бове
(1784—1834)
— российский архитектор итальянского происхождения. Знаменит реконструкцией Москвы после пожара 1812 года. Роль Бове в создании облика Москвы может быть сравнима только с вкладом Росси в архитектуру Санкт-Петербурга. Творил преимущественно в стиле классицизма.
Осип Бове разработал проект декоративного скульптурного убранства на тему античных военных доспехов, популярную в послепожарной Москве, как символизировал победы.
♦♦♦
Впервые в России был сооружен подвесной потолок.
♦♦♦
Чтобы спасти деревянные перекрытия от сырости, вредителей и грызунов, чердак засыпали махоркой в полметра высотой. Махорку эту выкурили по одним сведениям во время революции, по другим – в годы Великой Отечественной войны.

В первые годы своего существования Манеж назывался Экзерциргаузом
Как в 1819-м спасали крышу Экзерциргауза
Бетанкур сделал крышу глухой, а чердак герметичным, в результате чего крыша начала греться так, что вспучилась и пошла трещинами.
Чтобы исправить оплошность строитель, глава артели плотников с Рязанщины Алексей Слухов предложил простое, но гениальное решение, проделав в крыше множество небольших окошек. Для проветривания.
Фермы в результате начали выпрямляться буквально на глазах, а потолок возвращаться в горизонтальное положение.
Собственно, считается, что именно в его честь такие окошки и были названы слуховыми.
♦♦♦
В 1838 году со стороны Александровского сада к Манежу была пристроена ротонда. Таким Манеж оставался до советского времени.
♦♦♦
Некоторое время помимо тренировки военных в Манеже также располагались конюшни.
♦♦♦
Манеж и Кремлевский сад. Литография, разукрашенная акварелью. 1825.
Впервые Манеж был использован в качестве выставочного зала в 1831 году. С тех пор выставки стали регулярными и популярными у Москвичей и гостей столицы.
♦♦♦
В 1867 году Николай Рубинштейн и Гектор Берлиоз дирижировал оркестром и хором из 500 человек. Как свидетельствуют записи об этом событии, концерт слушало не менее 12 тысяч зрителей.
♦♦♦
Вид на боковой фасад Манежа со стороны Александровского сада. Начало XIX в.
В 1894 году именно из здания Манежа россияне провожали императора Александра III в последний путь.
♦♦♦
В конце 19 века в Манеже работала школа, где обучали новомодному увлечению — езде на велосипеде, которую посещал 67-летний Л.Н. Толстой, о чем писатель написал в своем дневнике.
♦♦♦
В начале XX века в Российской империи активно развивался кинематограф. Здание Манежа было решено использовать для показа фильмов — так здание стало стал еще и самым большим кинотеатром.
♦♦♦
В 1909 году здесь показали немой фильм по стихотворению Лермонтова «Песня про купца Калашникова». Интересно, что в те времена музыка к немому кино записывалась на граммофонные пластинки, а записи присылались вместе с копиями фильмов. Показ имел большой успех: фильм посмотрело несколько тысяч человек.
♦♦♦
Александровский сад в 30–40 годы XIX века. Справа — здание Манежа. Репродукция. ГИМ
В свой вековой юбилей Манеж стал использоваться как гараж для правительственных автомобилей. Из-за бензиновых выхлопов ветшала кровля, а лиственничные стропила окончательно пришли в негодность. В результате к 1930 году балки кровли просели почти на метр, а укрепление здания за счет металлических листов и колонн окончательно уничтожило архитектурную концепцию.
♦♦♦
Московский Манеж в противовоздушном камуфляже. Зима 1941 года.
В 1941 году строение едва не разрушила фугасная бомба.
♦♦♦
Посещение Никитой Хрущевым выставки авангардистов в Манеже. 1962 год.
В 1962 году здесь открылась экспозиция авангардистов, которая навсегда вошла в историю благодаря Никите Хрущеву, кто не стеснялся в выражениях осуждая буржуазную мораль современного искусств.
♦♦♦
В 2004 году — пожар. Манеж полыхал 50-метровым пламенем. Устояли только стены.
Многими краеведами и градозащитниками считался поджогом, осуществленным с целью избежать дорогой реконструкции и последующего строительства на освобожденном месте нового здания с двухэтажной подземной парковкой.
Новый потолок Манежа, 2010-е.
На реконструкцию памятника архитектуры потребовался год. «Фермы Бетанкура» были воссозданы, площадь здания увеличилась почти вдвое.
Манеж сохранил свое главное предназначение — одной из главных культурных площадок столицы.