
Окончательная версия проекта. Борис Иофан — главный архитектор, победитель Всесоюзного конкурса 1931 года; Владимир Щуко и Владимир Гельфрейх — соавторы окончательного варианта проекта.
В 1931 году страшный взрыв храма Христа Спасителя освободил место для главной стройки социализма — 495-метрового Дворца Советов со стометровой статуей Ленина на вершине.
Храм Христа Спасителя. Момент взрыва
Этот неосуществленный гигант стал не просто символом сталинских амбиций, а архитектурной лабораторией, где рождался уникальный «советский ар-деко» — стиль, в котором переплавились готика, неоклассицизм, ацтекские храмы, американские небоскребы и мечты о мировом коммунизме.
Битва стилей: как конкурс проектов стал полем идеологической войны
Когда в 1931 году объявили конкурс на проект Дворца, в нем столкнулись три архитектурные философии:
Конструктивисты и функционалисты во главе с Корбюзье предлагали «машину для съездов» — функциональный комплекс без «буржуазных излишеств». Их критик Давид Аркин язвил: «Эта эстетика машины — черта буржуазного искусства!»
Ле Корбюзье Макет,
представленный на конкурс Дворца Советов
Неоклассики во главе с Жолтовским копировали римские палаццо, что Аркин называл «реконструкцией памятников вместо памятника реконструкции».
Новаторы во главе с Борисом Иофаном нашли третий путь. Его проект-победитель соединил ребристые башни американских небоскребов, ступенчатые объёмы ацтекских храмов и лаконичную монументальность. Этот стиль позволял при минимальных декоративных вложениях создавать монументальную и поражающую воображение человека архитектуру.
Борис Иофан. Первый вариант проекта Дворца Советов,
сильно напоминающий Вавилонскую башню
Рождение мифа: от идеи до взрыва
► Пролетарский храм: Еще в 1922 году Сергей Киров на съезде Советов провозгласил: «Воздвигнем на месте дворцов банкиров и царей новый дворец рабочих!» Мечта материализовалась лишь в 1931-м, когда Сталин лично утвердил снос храма Христа Спасителя для «красного центра мира».
► Конкурс как битва идеологий: На первом этапе (1931 г.) 15 ведущих архитекторов предложили полярные решения.
Конструктивисты во главе с братьями Весниными и Ле Корбюзье видели «машину для съездов», неоклассик Жолтовский копировал римские палаццо, а Щуко экспериментировал с эклектикой. Жюри раскритиковало всё: проекты называли то «церковными куполами» (Красин), то «голым формализмом» (Михайлов).
Владимир Щуко, его отдельный проект Дворца Советов 1932
(не прошел конкурс).
«Совет строительства не принял ни одного проекта — ничто не выражало величия социализма».
В 1933 году победу одержал проект Бориса Иофана, позже к нему для «усиления» были добавлены Владимир Щуко и Владимир Гельфрейх. Его секрет — в синтезе архаики, неоклассицизма и современных передовых технологий:
Окончательная версия проекта. Борис Иофан — главный архитектор, победитель Всесоюзного конкурса 1931 года; Владимир Щуко и Владимир Гельфрейх — соавторы окончательного варианта проекта.
► Ярусный силуэт: Композиция из трёх сужающихся цилиндров напоминала вавилонский зиккурат, отсылая к «первобытному коммунизму».
«Вавилонская башня» (Turris Babel) —
из трактата учёного-иезуита Афанасия Кирхера, опубликованного в 1679 году. Это была последняя из работ Кирхера, опубликованных при его жизни.
► Статуя вместо шпиля: Изначально 18-метрового «Пролетария» заменили на 100-метрового Ленина. Голова вождя по объёму почти равнялась Колонному залу Дома Союзов!
► Технологическое чудо: Для каркаса создали сталь «ДС» (на 40% прочнее обычной), а Большой зал-трансформер диаметром 140 м мог за минуты стать катком, бассейном или сценой.
«Это не здание, а пьедестал для памятника Ленину», — иронизировали критики о дисгармонии скульптуры и архитектуры.
Окончательная версия проекта. Борис Иофан — главный архитектор, победитель Всесоюзного конкурса 1931 года; Владимир Щуко и Владимир Гельфрейх — соавторы окончательного варианта проекта.
Окончательная версия проекта.
Борис Иофан — главный архитектор, победитель Всесоюзного конкурса 1931 года; Владимир Щуко и Владимир Гельфрейх — соавторы окончательного варианта проекта.
Стройка века: фундамент на костях истории
Подготовка площадки стала инженерным подвигом:
► Котлован-гигант: Глубина фундамента превысила уровень Москвы-реки. В бетон заложили 550 свай — достаточно, чтобы выдержать вес 1,5 млн тонн.
► Стальной скелет: К 1941 году возвели каркас высотой 10 этажей. Над ним уже трудились 5000 рабочих, а в цехах изготавливали гранитные блоки для облицовки.
► Война vs мечта: В 1941-м стальные конструкции (65 000 тонн!) пошли на противотанковые ежи и мосты. Бомбардировки довершили разгром стройплощадки.
Как бы выглядел центр Москвы, если бы Дворец Советов был построен
Архитектурное наследство: что осталось за чертежами
Хотя Дворец не построили, он изменил облик СССР:
► «Семь сестёр»: Идея высоток-сателлитов, предложенная Щусевым, реализовалась в сталинских небоскрёбах. МГУ на Воробьёвых горах — прямой наследник стиля Иофана.
► Станция-призрак: Метро «Дворец Советов» (ныне «Кропоткинская») проектировалась как вестибюль для делегатов. Ее мраморные колонны и своды — намёк на недостроенный гигант.
Станция метро Дворец Советов
(Кропоткинская ), арх. Душкин.
Эпилог: бассейн вместо Ленина
В 1960 году котлован дворца заполнила вода крупнейшего в Европе открытого бассейна «Москва». Ирония судьбы: храм → стройка → купальня — так завершился путь «красного Вавилона».
Бассейн Москва
Что осталось? Фундамент под новым храмом Христа Спасителя, бензоколонка для правительственных авто на Волхонке и станция метро с переименованной вывеской.
Бензоколонка на Волхонке
Луначарский называл Дворец «эмблемой грядущего могущества», которая должна была «показать врагам, что мы способны украшать землю памятниками, им не снившимися».
Предполагаемая высота Дворца Советов, в сравнении с мировыми архитектурными шедеврами

https://dzen.ru/a/aIfQJk6kUSEAjR-P