• Авторизация


Дворец Советов: Нерассказанная история советского ар-деко 02-10-2025 12:10 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Окончательная версия проекта. Борис Иофан — главный архитектор, победитель Всесоюзного конкурса 1931 года; Владимир Щуко и Владимир Гельфрейх — соавторы окончательного варианта проекта.

Окончательная версия проекта. Борис Иофан — главный архитектор, победитель Всесоюзного конкурса 1931 года; Владимир Щуко и Владимир Гельфрейх — соавторы окончательного варианта проекта.
В 1931 году страшный взрыв храма Христа Спасителя освободил место для главной стройки социализма — 495-метрового Дворца Советов со стометровой статуей Ленина на вершине.
Храм Христа Спасителя. Момент взрыва.
Храм Христа Спасителя. Момент взрыва
 
Этот неосуществленный гигант стал не просто символом сталинских амбиций, а архитектурной лабораторией, где рождался уникальный «советский ар-деко» — стиль, в котором переплавились готика, неоклассицизм, ацтекские храмы, американские небоскребы и мечты о мировом коммунизме.
-3
 
Битва стилей: как конкурс проектов стал полем идеологической войны
Когда в 1931 году объявили конкурс на проект Дворца, в нем столкнулись три архитектурные философии:
 
Конструктивисты и функционалисты во главе с Корбюзье предлагали «машину для съездов» — функциональный комплекс без «буржуазных излишеств». Их критик Давид Аркин язвил: «Эта эстетика машины — черта буржуазного искусства!»
Ле Корбюзье Макет, представленный на конкурс Дворца Советов
Ле Корбюзье Макет,
представленный на конкурс Дворца Советов
 
Неоклассики во главе с Жолтовским копировали римские палаццо, что Аркин называл «реконструкцией памятников вместо памятника реконструкции».
-5
Новаторы во главе с Борисом Иофаном нашли третий путь. Его проект-победитель соединил ребристые башни американских небоскребов, ступенчатые объёмы ацтекских храмов и лаконичную монументальность. Этот стиль позволял при минимальных декоративных вложениях создавать монументальную и поражающую воображение человека архитектуру.
Борис Иофан. Первый вариант проекта Дворца Советов, сильно напоминающий Вавилонскую башню из трактата Кирхера.
Борис Иофан. Первый вариант проекта Дворца Советов,
сильно напоминающий Вавилонскую башню 
 
Рождение мифа: от идеи до взрыва
 
► Пролетарский храм: Еще в 1922 году Сергей Киров на съезде Советов провозгласил: «Воздвигнем на месте дворцов банкиров и царей новый дворец рабочих!» Мечта материализовалась лишь в 1931-м, когда Сталин лично утвердил снос храма Христа Спасителя для «красного центра мира».
 
► Конкурс как битва идеологий: На первом этапе (1931 г.) 15 ведущих архитекторов предложили полярные решения.
 
Конструктивисты во главе с братьями Весниными и Ле Корбюзье видели «машину для съездов», неоклассик Жолтовский копировал римские палаццо, а Щуко экспериментировал с эклектикой. Жюри раскритиковало всё: проекты называли то «церковными куполами» (Красин), то «голым формализмом» (Михайлов).
Владимир Щуко, его отдельный проект Дворца Советов 1932 (не прошел конкурс).
Владимир Щуко, его отдельный проект Дворца Советов 1932
(не прошел конкурс).
 
«Совет строительства не принял ни одного проекта — ничто не выражало величия социализма».
 
В 1933 году победу одержал проект Бориса Иофана, позже к нему для «усиления» были добавлены Владимир Щуко и Владимир Гельфрейх. Его секрет — в синтезе архаики, неоклассицизма и современных передовых технологий:
Окончательная версия проекта. Борис Иофан — главный архитектор, победитель Всесоюзного конкурса 1931 года; Владимир Щуко и Владимир Гельфрейх — соавторы окончательного варианта проекта.
 
Окончательная версия проекта. Борис Иофан — главный архитектор, победитель Всесоюзного конкурса 1931 года; Владимир Щуко и Владимир Гельфрейх — соавторы окончательного варианта проекта.
 
► Ярусный силуэт: Композиция из трёх сужающихся цилиндров напоминала вавилонский зиккурат, отсылая к «первобытному коммунизму».
«Вавилонская башня» (Turris Babel) — из  трактата учёного-иезуита Афанасия Кирхера, опубликованного в 1679 году. Это была последняя из работ Кирхера, опубликованных при его жизни.
«Вавилонская башня» (Turris Babel) —
из трактата учёного-иезуита Афанасия Кирхера, опубликованного в 1679 году. Это была последняя из работ Кирхера, опубликованных при его жизни.
 
► Статуя вместо шпиля: Изначально 18-метрового «Пролетария» заменили на 100-метрового Ленина. Голова вождя по объёму почти равнялась Колонному залу Дома Союзов!
-10
► Технологическое чудо: Для каркаса создали сталь «ДС» (на 40% прочнее обычной), а Большой зал-трансформер диаметром 140 м мог за минуты стать катком, бассейном или сценой.
-11
 
«Это не здание, а пьедестал для памятника Ленину», — иронизировали критики о дисгармонии скульптуры и архитектуры.
 
Окончательная версия проекта. Борис Иофан — главный архитектор, победитель Всесоюзного конкурса 1931 года; Владимир Щуко и Владимир Гельфрейх — соавторы окончательного варианта проекта.

Окончательная версия проекта. Борис Иофан — главный архитектор, победитель Всесоюзного конкурса 1931 года; Владимир Щуко и Владимир Гельфрейх — соавторы окончательного варианта проекта.Окончательная версия проекта.

Борис Иофан — главный архитектор, победитель Всесоюзного конкурса 1931 года; Владимир Щуко и Владимир Гельфрейх — соавторы окончательного варианта проекта.

Стройка века: фундамент на костях истории
Подготовка площадки стала инженерным подвигом:
 
 
► Котлован-гигант: Глубина фундамента превысила уровень Москвы-реки. В бетон заложили 550 свай — достаточно, чтобы выдержать вес 1,5 млн тонн.
► Стальной скелет: К 1941 году возвели каркас высотой 10 этажей. Над ним уже трудились 5000 рабочих, а в цехах изготавливали гранитные блоки для облицовки.
► Война vs мечта: В 1941-м стальные конструкции (65 000 тонн!) пошли на противотанковые ежи и мосты. Бомбардировки довершили разгром стройплощадки.
Как бы выглядел центр Москвы, если бы Дворец Советов был построен
 
Как бы выглядел центр Москвы, если бы Дворец Советов был построен
 
Архитектурное наследство: что осталось за чертежами
Хотя Дворец не построили, он изменил облик СССР:
 
► «Семь сестёр»: Идея высоток-сателлитов, предложенная Щусевым, реализовалась в сталинских небоскрёбах. МГУ на Воробьёвых горах — прямой наследник стиля Иофана.
-15
 
► Станция-призрак: Метро «Дворец Советов» (ныне «Кропоткинская») проектировалась как вестибюль для делегатов. Ее мраморные колонны и своды — намёк на недостроенный гигант.
Станция метро Дворец Советов
(Кропоткинская ), арх. Душкин.
 
Эпилог: бассейн вместо Ленина
В 1960 году котлован дворца заполнила вода крупнейшего в Европе открытого бассейна «Москва». Ирония судьбы: храм → стройка → купальня — так завершился путь «красного Вавилона».
Бассейн Москва
 
Бассейн Москва
 
Что осталось? Фундамент под новым храмом Христа Спасителя, бензоколонка для правительственных авто на Волхонке и станция метро с переименованной вывеской.
Бензоколонка на Волхонке
 
Бензоколонка на Волхонке
 
Луначарский называл Дворец «эмблемой грядущего могущества», которая должна была «показать врагам, что мы способны украшать землю памятниками, им не снившимися».
Предполагаемая высота Дворца Советов, в сравнении с мировыми архитектурными шедеврами
Предполагаемая высота Дворца Советов, в сравнении с мировыми архитектурными шедеврами

155411679_1 (1) (350x51, 3Kb)

https://dzen.ru/a/aIfQJk6kUSEAjR-P

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Дворец Советов: Нерассказанная история советского ар-деко | браило - В мире интересного и познавательного | Лента друзей браило / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»