***
В Беларуси немало красивых замков, но только два входят в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Это Несвижский и Мирский замки, принадлежавшие древнему роду князей Радзивиллов.
Величественный замок в Несвиже, окружённый рвом с водой, — средневековая твердыня, пережившая не одну осаду. История таких мест всегда окутана тайнами.
Заложен князем Н. Х. Радзивиллом Сироткой в 1582 году и работы, в основном, были окончены к 1600 г. Вначале (до 1599 г.) в строительстве замка участвовал итальянский архитектор Джованни Бернардони. В XVI—XX вв. — резиденция князей Радзивиллов. Включает в себя собственно замок, замковые укрепления, а также большой ландшафтно-пейзажный парк.
Основатель замка Н. Х. Радзивилл Сиротка.
XVII век. Неизвестный художник
Замок в Несвиже появился в XVI веке, после чего многократно перестраивался и обновлялся. Современный вид дворцовый ансамбль приобрёл в конце XIX века. Богатые князья Радзивиллы владели замком с момента его постройки до 1939 года. В советское время помещения замка занимал санаторий «Несвиж». В 2001 году его закрыли, а спустя год в замке случился пожар. После этого началась масштабная реставрация по старым фотографиям. Реставраторам помогла 90-летняя Эльжбета Радзивилл, которая отлично помнила обстановку замка. Многое пришлось создавать с нуля, а мебельный гарнитур из спальни княгини выкупили на аукционе «Сотбис».
Т. Маковский. Гравюра Несвижа и Несвижского замка.
Начало XVII в.
(зритель «стоит» лицом на юг, замок размещён
в нижнем левом углу гравюры)

История рода Радзивиллов уходит корнями в XIV век. Многие его представители носили прозвища, которые порой были известны даже шире, чем официальные имена. Кроме популярных вариантов вроде Рыжий, Чёрный или Старый, встречались и весьма экзотические. Например, основатель Несвижского замка Николай Христофор Радзивилл носил прозвище Сиротка.
Он получил его ещё в раннем детстве. Во время бала у польского короля Сигизмунда II Августа родители Николая оставили его на попечение няньки. Женщина куда-то отлучилась, и маленький Николай рыдал в одиночестве. Обнаружил ребёнка сам король Сигизмунд, который пожалел одинокого малыша и, расчувствовавшись, назвал его «мой бедный сиротка».
Гетман польский Михаил Казимир Радзивилл (1702–1762) остался в истории под прозвищем Рыбонька. «Рыбонька моя» — так пан предпочитал обращаться ко всем окружающим его женщинам, имена которых просто забывал.
Сын Рыбоньки, Карл Станислав, получил прозвище Пане Коханку, «любименький пан». Как и родитель, Карл использовал эту фразу в качестве обращения, но только не к женщинам, а к мужчинам — от приятелей до короля, чьи имена также вылетали из его головы.

Как и у любого порядочного замка, у Несвижа есть призрак. Порой после полуночи в коридорах или во дворе видят фигуру женщины в чёрном. Якобы это призрак польской королевы Барбары Радзивилл, жены Сигизмунда II Августа.
Барбара и наследник Польского Королевства Сигизмунд полюбили друг друга и тайно обвенчались. Когда Сигизмунд в 1548 году стал польским королём, он представил Барбару как свою королеву. Однако этот расклад очень не понравился матери юного короля, Боне Сфорце, так как усложнял политическую ситуацию. Бона всеми силами пыталась расстроить брак, однако Барбару короновали, и свекровь отступилась. Вот только не прошло и года, как королева умерла. Историки считают, что внезапная смерть Барбары могла стать результатом отравления: представители рода Сфорца славились по всей Европе как знатоки ядов.

В Несвижском замке по фотографиям 1930-х годов восстановили картину «Коронация Барбары Радзивилл», которую князь Рыбонька заказал у местного художника. Реплика картины висит в нише на стене Малого столового зала.
Сигизмунд был вне себя от горя и мечтал увидеть любимую снова. Он приехал к братьям Барбары в Несвижский замок и устроил спиритический сеанс. Его проводил знаменитый пан Твардовский — чародей, алхимик и герой польских легенд. Когда приготовления были закончены, Твардовский строго-настрого запретил Сигизмунду прикасаться к духу Барбары.
Но, увидев любимую жену, Сигизмунд обо всём забыл и кинулся к ней. Раздался взрыв, одежда королевы почернела, и видение исчезло. Несдержанность супруга сделала Барбару пленницей Несвижского замка, и теперь она не может вернуться в загробный мир. Призрак королевы, который прозвали Чёрной Дамой, видели многие Радзивиллы. Они считали его предвестником плохих событий. Обычно Барбара появляется, если замку или кому-то из рода грозит опасность. Например, в 2002 году Чёрная Дама материализовалась в коридоре дворца накануне крупного пожара в замке.
Сигизмунд II Август и Барбара Радзивилл
В Старом парке Несвижского замка можно увидеть скульптуру Чёрной Дамы, а в сувенирном магазине купить шоколад «Чёрная Панна Нясвiжа» от белорусской кондитерской фабрики «Коммунарка».

Супруга князя Рыбоньки, Франциска Урсула Радзивилл, была одной из самых образованных женщин княжества. Она владела несколькими языками, изучала историю и литературу. Став хозяйкой Несвижского замка, пани Урсула увлеклась драматургией. Она писала собственные пьесы и адаптировала для любительского театра произведения Мольера и Боккаччо. Одна из театральных площадок располагалась в замке. В качестве сцены выступала поляна между озером и рвом, а зрительным залом служил балкон второго этажа. Княгиня писала пьесы о превратностях любви, необходимости образования и добродетелях. До наших дней дошло 16 авторских комедий и трагедий.
Позднее в замке построили отдельный зал с подвижной сценой. Пани Урсула выступала в роли не только сценариста и режиссёра, но и создателя спецэффектов. Например, чтобы имитировать звук дождя, использовалось колесо с барабаном, наполовину наполненным зерном, а для создания звука ветра — туго натянутое на валики полотно. Воссозданные театральные машины XVIII века можно увидеть в залах замка.
Механический макет театрального зала
с движущейся сценой и декорациями

Один из самых впечатляющих залов Несвижского замка — Охотничий. На его стенах красуется множество охотничьих трофеев: чучела зверей и птиц, оленьи и лосиные рога.
Почётное место в зале занимает большой бильярдный стол, который для Радзивиллов по спецзаказу изготовила американская фирма Bruswik в 1896 году. Подобных столов в замке было четыре, но сохранился только «Монарх» в Охотничьем зале. Стол не менял положения с момента установки из-за большого веса: его не смогли сдвинуть ни офицеры немецкой армии, ни администрация белорусского санатория. Тяжесть обеспечивает три внутренние мраморные панели толщиной около пяти сантиметров.

После реставрации замка полы в Охотничьем зале
выровняли, и теперь бильярдный стол
не может кому-то подыграть
Ещё у стола был особый секрет: он умел подыгрывать хозяину. По просьбе князя его установили под небольшим наклоном, который можно было увеличить, нажав на доски пола. Если хозяин проигрывал, кто-то из слуг вставал на нужные доски. Стол наклонялся, отправляя шар противника мимо лузы.

Под Несвижским замком есть подземные ходы. Их устраивали, чтобы в случае затянувшейся осады хозяева могли безопасно покинуть замок, а слуги и защитники — пополнить запасы еды и оружия. Обнаружены два коротких замурованных хода, ведущих ко рву, и 50-метровый ход к озёрам. Ещё об одном рассказала Эльжбета Радзивилл — последняя представительница рода, жившая в Несвиже. По её словам, четырёхкилометровый ход располагался под кухней.
По одной из легенд, от Несвижского замка есть подземный путь к замку в Мире. Эта дорога размерами будто не уступает современному метрополитену: высота хода позволяет свободно разместиться в нём карете и упряжке лошадей, а длина составляет 30 километров. Примерно такой длины Московско-Петроградская линия метро в Санкт-Петербурге или «жёлтая» Солнцевская ветка в Москве.
Мирский замок находится в 30 километрах
от Несвижского. Сейчас в нём музей и гостиница
Подобный проект даже с применением современных технологий остаётся очень сложным, а во времена Радзивиллов — и вовсе невозможным, да и бессмысленным: Мирский замок тоже принадлежал княжескому роду, и свободно ездить в гости к родне можно было по обычной дороге. Скорее всего, легенда родилась из уст Пане Коханку, который обожал подобные мистификации и часто удивлял гостей Несвижского замка своими рассказами.

В парковом ансамбле Несвижа три пруда и пять парков: Замковый, Старый, Японский, Английский и Новый. Общая площадь парков — около 100 гектаров. Чаще всего туристы посещают Старый парк, который считается самым красивым. В XIX–XX веках саженцы деревьев для парка княгиня Мария де Кастелян заказывала из немецкого питомника Радзивиллов. У входа в парк находится камень с благодарственной надписью княгине от её супруга Антония. Туристы приписывают ему волшебные свойства: считается, что если оставить у подножия монетку, то сбудется желание.
В Старом парке есть необычный памятник — скульптура гончей с лавровым венком. Его установили по приказу Антония Радзивилла, заядлого охотника. Гончая спасла хозяина от нападения раненого медведя. В благодарность князь установил собаке памятник.
На медальоне гончей можно разглядеть
герб рода Радзивиллов
На другой стороне Дикого пруда, напротив замка, находится Марысин парк. Название он получил из легенды о княжне Марысе, воспитаннице Радзивиллов. Согласно преданию, Марыся влюбилась в простолюдина. Влюблённые договорились, что во время бала Марыся ускользнёт из замка и они сбегут. Но молодого человека схватили слуги, и он не смог встретиться с девушкой. Несчастная Марыся долго искала любимого, но не нашла и замёрзла. Сейчас в Марысином парке на острове посреди пруда можно увидеть беседку со скульптурами влюблённых.

Радзивиллы — древний и богатый род. Деньги семья получала от продажи леса, зерна и молочных продуктов, сдачи в аренду полей и промышленных построек. Отдельной статьёй доходов были персиярни — мануфактуры по производству слуцких поясов.
Позволить себе слуцкий пояс могли только богачи:
вес чистого золота и серебра
в нитях доходил до 800 граммов
Пика богатства Радзивиллы достигли во второй половине XVIII века, во времена Кароля Станислава Радзивилла, Пане Коханку. Историк XIX века Юлиан Немцевич в своём труде «Исторические путешествия по польским землям, совершённые между 1811 и 1828 годами» отмечает, что князю принадлежало около пяти тысяч деревень, более тысячи городов и местечек, которые давали в год сорок миллионов злотых. Это было примерно в два раза больше бюджета всей Речи Посполитой: фактически Пане Коханку был богаче польского короля, чем при случае старался блеснуть.
Герб Радзивиллов
В 1784 году в Несвиж приехал польский монарх Август Понятовский. Кароль Станислав закатил пышный праздник с пиром на 300 персон, балом и фейерверком. В финале хозяин пригласил короля в святая святых — сокровищницу рода Радзивиллов. Изумлённый Август увидел горы золотых слитков, дорогих доспехов, украшений с драгоценными камнями. Жемчужиной коллекции были 12 золотых статуй апостолов высотой от полуметра до человеческого роста. Позднее эти статуи были упомянуты в инвентарной переписи сокровищницы в 1809 году. В то же время Доменик Иероним Радзивилл затеял большой ремонт замка. Благодаря ему там появилась необыкновенная конюшня, украшенная зеркалами, мрамором и шёлковыми тканями.
Польский монарх Август Понятовский
Через три года в замок зашли французские войска, а княжеские апартаменты занял младший брат Наполеона Бонапарта. После отступления французов замок перешёл российским военным, которые вывезли большую часть сокровищницы. След апостолов теряется: по одной из версий, их успел спрятать до прихода наполеоновских войск управляющий замка, а по другой они отправились в чью-то частную коллекцию в Российской империи. Дворец пришёл в запустение.
Въездные ворота
В таком состоянии замок простоял вплоть до конца XIX века. Очередному возрождению замок обязан XIV ординату Несвижа Антонию Вильгельму Радзивиллу и его жене француженке Марие Дороте де Кастелян де Талейран.
Попасть во внутренний двор (Замковую площадь) дворцового комплекса, окруженного водяными рвами, земляными валами и бастионами можно через небольшой каменный мост и парадный вход.
При них замок вновь обрёл прежний величественный облик. Благодаря инициативе княгини в замке сохранилось пышное убранство в стиле барокко, лепнина, позолота на стенах. Над планировкой парков работал местный садовод Андрей Постаремчик, под руководством которого в парке появились породы экзотических деревьев.
Княжеский зал (вестибюль)
Большая парадная лестница
Следует отметить, что благодаря усилиям Марии де Кастелян в замок Радзивиллов возвратились ценности из Эрмитажа, из-под Вильно (современный Вильнюс) вернулась часть оружейной палаты.
В 1945 году в Несвижском замке начал действовать санаторий. В 1960-х годах дворец вновь пострадал: при проведении парового отопления практически все кафельные печи и камины в замке были взорваны.
Бальный зал
Лишь в 1998 году Несвижский замок вновь начали реставрировать, возрождать парки. В ночь с 24 на 25 декабря 2002 года центральный корпус Несвижского замка горел, после чего пришлось заново восстанавливать повреждённую пожаром часть дворца.
Каминный зал
Гетманский зал
Золотой зал
Начало коллекционированию минералов, часть которых представлена в Коллекционных кабинетах «Минералы», «Нумизматика и фалеристика», положил Михаил Радзивилл Рыбонька в начале XVIII века. Коллекция настолько была необычна и разнообразна, что часть её по просьбе иезуита Томаша Жебровского была передана в учебный кабинет. Нумизматическую коллекцию собирали практически все поколения радзивиловского рода.
Охотничий зал
В Коридоре, ведущем в Театральный зал, представлены копии театральных машин, которые использовались в XVIII веке.
В 1746 году княгиня Франтишка Урсула Радзивилл поставила свою первую пьесу «Остроумная любовь». С этой даты берёт начало история придворного театра. Первые спектакли играли под открытым небом, а в 1748 году во дворце был оборудован специальный зал с подвижной сценой. Местными художниками-мастерами Николаевским, Гесским, Скшицким зал был расписан в стиле классицизма с вкраплениями элементов рококо.
Театральный зал
В 1784 году в этом Театральном зале прошёл бал с участием короля Станислава Понятовского, после чего он стал называться Королевским. Княгиня неоднократно ставила тут свои пьесы, а также переведенные пьесы западных драматургов. При князе Радзивилле Пане Коханку театр значительно был расширен.
Арсенал замка
Арсенал был создан на рубеже XVI-XVII веков, и помещение использовалось поначалу в качестве мастерской по созданию оружия. Несвижская людвисарня (оружейная мастерская, в которой изготавливали огнестрельное оружие и артиллерию) для обороны замка отливала пушки, которые славились не столько своим превосходным боевым качеством, сколько художественным оформлением.
Часовня
Помимо отдельных молельных часовенных помещений для князя и княгини, в замке имеется более крупная Часовня, созданная придворным архитектором К. Ждановичи по инициативе набожного Михаила Радзивилла Рыбоньки. Она расположена в Восточной галереи. В часовне и сейчас проводятся службы.
***