Имя писательницы Марии Всеволодовны Крестовской сегодня почти забыто, а на рубеже XIX-XX столетий оно буквально гремело не только в столичном Петербурге, но и далеко за его пределами. Ее даже называли «русской Жорж Санд». Дочь известного писателя Всеволода Крестовского, автора романа "Петербургские трущобы", по которому снят сериал "Петербургские тайны", рано ушла из жизни. И ее безутешный муж поставил памятник "дорогой Марьюшке", который стали называть "могилой любви".
"Могила любви" - таинственный мемориал с трогательной эпитафией - то немногое, что осталось от одной из самых ярких усадеб на Карельском перешейке. До наших дней от "финской дачи" петербургской писательницы дошли лишь "графские развалины", руины взорванного храма и обломки воинских укреплений. Опустошительные войны XX века практически стерли с лица земли романтическое имение на берегу Черной речи в поселке Молодежное (Метсякюля) в Курортном районе Петербурга, недалеко от границы с Ленобластью.
Актриса и писательница
Биографию актрисы и писательницы Марии Крестовской, которая поднимала в своих произведениях тему эмансипации и получала восторженные отзывы от видных литераторов того времени, сложно описать в двух словах. Она окончила в Петербурге Смольный институт и без всякой протекции поступила в московский театр Федора Корша. Из множества поклонников она выбрала художника Николая Добровольского и согласилась стать его гражданской женой, без венчания.
В 1883 году у них появился сын Всеволод. Правда, уже через год семейное счастье разбилось об революционную деятельность супруга, которого за участие в подпольном кружке сослали в Сибирь. Мария Крестовская, подобно декабристкам, отправилась вслед за мужем, но он попросил ее больше его не беспокоить. Актриса вернулась в столицу и занялась литературой.
Литературный дебют Марии Крестовской состоялся в 1885 году: первая публикация появилась в «Русском вестнике», а первой крупной прозой стал роман «Ранние грозы». Затем последовали «Вне жизни», «Ревность», «Сын», «Артистка» и пр. Звездный час Марии Крестовской пришелся на начало XX века, а первые ее работы увидели свет, когда ей было 23 года. После революции ее произведения не переиздавались, и постепенно имя писательницы забылось вместе с ее прозой и стихами.
Счастливый брак и усадьба Мариоки
... На одном из литературных салонов она познакомилась с банкиром Евгением Эпафродитовичем Картавцовым. Через четыре года они обвенчались в храме "Всех скорбящих радость" на Шпалерной улице в Петербурге. Новый супруг усыновил ее сына и определил его на обучение в Морской корпус.
Так началась новая страница биографии Марии Крестовской. Евгений Картавцов был старше своей избранницы на 12 лет и буквально боготворил молодую жену, откликаясь на любой ее каприз.
Чтобы исполнить давнюю мечту писательницы, он в 1894 году приобрел большой участок земли на Черной речке, недалеко от побережья Финского залива. Картавцов назвал усадьбу в честь любимой жены, соединив имя супруги и финское слово "йоки", в переводе означающее река.
Для строительства "финской дачи" Мария Крестовская пригласила молодого петербургского архитектора Евгения Вейнберга и сама принимала активное участие как в проектировании дома, так и в благоустройстве территории.
Двухэтажное деревянное здание, украшенное высокой смотровой башней, вмещало не один десяток помещений и разнообразных пристроек. Загородный дом, «полный воздуха и света», возвели в модном тогда стиле "фахверк". В усадьбе также была создана мраморная лестница с 76 ступенями и площадками для отдыха. Местные жители называли ее "лестницей грешниц".
Особым предметом гордости хозяйки имения был парк с сосновыми аллеями, «островками» цветущей сирени и великолепным розарием. «Необыкновенный поэтический уголок, возникший из мечты поэтической женщины», – так вспоминала о Мариоках подруга Крестовской, писательница Татьяна Щепкина-Куперник, которая часто бывала здесь в гостях.
Усадьба Мариоки. Источник фото: https://terijoki.spb.ru/
И не только она. В начале прошлого века гостеприимный дом на Черной речке посещали все знаменитые обитатели этих мест: Леонид Андреев, Анатолий Кони, Владимир Короленко, Бехтеревы, Илья Репин, Валентин Серов, Александр Блок, Всеволод Мейерхольд и многие другие.
Чудесное спасение сына и смерть Марии Крестовской
В 1905 году пришло печальное известие о гибели во время русско-японской войны в Цусимском сражении линкора, на котором служил сын Марии Всеволод. Крестовская очень тяжело переживала смерть единственного сына. Правда, через три месяца выяснилось, что Всеволоду удалось спастись, и он вернулся в Мариоки, но здоровье Крестовской уже было подорвано страшным известием.
Земная жизнь Марии Крестовской оборвалась 24 июня 1910 года. Она скончалась от рака в возрасте 48 лет. Безутешный супруг Евгений Картавцов выполнил последнюю волю своей любимой жены: похоронил ее в парке усадьбы Мариоки, устроив склеп, над которым установил памятник любви, сохранившийся по сей день.
На гранитной скале из трех валунов была выбита эпитафия: «При жизни недостаточно ценил и лелеял я тебя, дорогая Марьюшка, зато по смерти свято исполняю волю, завет и желания твои. Твой всей душой. Евгений…».
Картавцов объявил конкурс на создание скульптуры. В нем приняли участие шесть человек. Первое место занял петербургский автор Всеволод Лишев. Он создал бронзовую скульптуру Марии Крестовской и медвежонка Вилии - любимой игрушки хозяйки усадьбы, которая радовала ее последние годы жизни.
Евгений Картавцов распорядился на скальном подножие памятника сделать надпись с его фамилией и датой рождения. Он хотел быть похороненным рядом с женой. Но дальнейшие события российской истории не позволили этому случиться. Картавцов умер в эмиграции в Париже в 1932 году, пережив жену на 22 года.
Через несколько лет после смерти Крестовской в усадьбе построили храм. Тем самым хозяин имения исполнил еще одну мечту своей жены - возвести церковь в память о чудесном спасении сына во время русско-японской войны.
Белый храм со звонницей в псковском стиле был построен на Марьиной горе по проекту архитектора Ивана Фомина. Высокая золотая глава церкви, освященной в честь иконы Божьей Матери "Всех скорбящих радость", была видна даже из Кронштадта. Она действовала до 1939 года.
«Могила любви» и День Марьиной горы
Увы, время не пощадило эти места. До сих пор в усадьбе Мариоки можно увидеть следы финской оборонительной линии Ваммельсуу-Тайпале (VT), где происходили ожесточенные бои в июне 1944 года. Все, что осталось: развалины храма, остатки железобетонных сооружений, окопы, скромный воинский мемориал с именами советских воинов, которых удалось идентифицировать.
Но сохранилась "могила любви". Бронзовые скульптуры Марии Крестовской и мишки Вилли бесследно исчезли в круговерти дней, но в 2014 году их восстановили. Правда, не в металле, а в гипсе, материале крайне недолговечном в нашем северном климате. В том же году благодаря усилиям краеведа и автора книги «Русская Финляндия» Нины Григорьевой усадьба Мариоки получила статус объекта культурного наследия.
Что касается главного усадебного дома, то, по одной из версий, его разобрал сосед Картавцовых и перевез в Хельсинки. От местного кладбища, на котором был, в частности, похоронен писатель Леонид Андреев, тоже не осталось и следа (в 1956 году его перезахоронили в Ленинграде на Волковском кладбище).
В советское время на месте "лестницы грешниц" возвели лыжный трамплин, который стоит за забором, обнесенным колючей проволокой, и по сей день.
Ежегодно 24 июня, в день смерти Марии Крестовской, в поселке Молодежное проходит День Марьиной горы, посвященный писательнице. Звучат стихи, музыка, песни.
«Если вы будете на месте моего имения, — записала Мария Всеволодовна незадолго до смерти, – пройдите по его аллеям. И если вам на плечо сядет бабочка или над вами пролетит птица, знайте, это моя душа к вам вернулась. Я навеки останусь там, и там мы снова встретимся».
Спасибо за внимание!