В XIV и XV вв., в условиях многочисленных эпидемий, таких как чума, или всевозможных бедствий, таких как голод, уничтожавших население, тема Мадонны Милосердия пользовалась большим успехом, потому что подчеркивала роль Девы Марии как защитницы и посредницы Христа. Мария ходатайствует за страдающее человечество: именно в этом качестве Она принимает под свою мантию молящиеся толпы.
По народным поверьям, в те смутные времена мантии Девы Марии приписывалась способность защищать от стрел божественного гнева, особенно от чумы. По причинам, не лишенным наивности, эти же стрелы иногда изображаются в произведении физически.
В этой работе соблюдается архаичный принцип, согласно которому фигура Богородицы изображается в большем масштабе, чем фигуры верующих. Этот принцип не лишен практических соображений: необходимо вместить толпу под плащ.
Симоне Мартини изображает скульптурный и мощный образ Богородицы, раскрывающей свой плащ перед самыми разными персонажами от простых верующих до королей и королев, не забывая о некоторых епископах и монахах.
Толпа у ног Марии состоит из фигур с очень характерными профилями, что само по себе составляет новизну. Ранее приписываемая Никколо ди Сенья, работа лишь недавно стала считаться творением Симоне Мартини. На самом деле она достойна того, чтобы войти в каталог великого живописца.
Симоне Мартини (ок. 1284, Сиена — 1344, Авиньон)— итальянский живописец периода проторенессанса сиенской школы ♦ Сиенская пинакотека
Работа Симоне Мартини перенесена из приходской церкви Сан-Бартоломео в Вертине в Сиенскую пинакотеку
Желаю ВСЕМ МИРА!
[450x415]