Tomba del tuffatore, «Гробница ныряльщика» с изумительно сохранившимися фресками (ок. 470 г. до н. э). Это единственный полностью дошедший до наших дней ансамбль греческой фресковой живописи классического периода.
3 июня 1968 года итальянский археолог Марио Наполи совершил находку своей жизни — небольшое древнее погребение, получившее название Гробницы ныряльщика.
Это погребение оказалось весьма загадочным. Пестум, где оно находится, когда-то относился к Греции (сейчас это южная Италия), но был заселен италийскими племенами. Греческих могил, как известно, найдено немного, поскольку греки предпочитали кремацию. Поэтому сразу возник вопрос: кто похоронен в этой могиле? Грек или не грек?
Останки принадлежали, скорее всего, молодому мужчине. Рядом с ними находились панцирь черепахи, два арбалета и греческая ваза, по которой дату погребения определили примерно 470 годом до н. э.

Фресковая гробница,
датируемая примерно 500–475 гг. до н. э.
Но самым интересным и загадочным в этой гробнице являются фрески, украшающие его стены и потолок.
Их тема совершенно выбивается из контекста загробного мира, ни в одном подобном месте таких сюжетов не встречается.
Фреска ныряльщика
(в действительности изображающая не водные процедуры,
а символический «прыжок» в загробный мир)
Начнем с того, что потолок расписан лаконичной фреской, изображающей прыгающего с вышки в воду молодого человека. Именно поэтому погребение назвали Гробницей ныряльщика. Великолепное изображение, сделанное с большим вкусом. Вероятно, оно имело символическое значение, олицетворяя собой прыжок в неизвестное, переход к смерти.
Четыре стены украшены сценами симпозиума
(беседы на умные темы в процессе пиршества),
что необычно для погребального контекста.
Симпосий был одной из важных составляющих мужского образа жизни.
Такие действа проводились после трапезы у домашнего алтаря.
Участники украшали себя и сосуды с вином венками из плюща, мирта и цветов
Первый глоток вина из чаши, пускаемой по кругу, выпивался в честь доброго духа - демона. Богов тоже "угощали" - вино выплёскивали из кубков под старинную культовую песню, исполняемую в сопровождении флейты.
Устраивались артистические представления,
проводились конкурсы импровизированных
речей, разгадывались загадки.
Популярной была игра в коттабос, которая заключалась в том, чтобы перекинуть каплю вина, оставшуюся на дне килика в другой килик или попасть ею в какую-то иную цель. (килики - плоские открытые чаши - служили в этом случае чем-то вроде ракеток, а капли мячиками)
При виде представленных на фреске элизодов у зрителей любого уровня подготовки только одно не вызывает сомнений - мужчин, возлежащих бок о бок, связывают глубокие чувства. Их взгляды, улыбки, жесты, касания полны любви и обожания.
Но как это понимать? Если "лодку, плывущую в загробный мир" так смело украсили сценами любовных отношений между мужчинами, значит люди той эпохи воспринимали подобные отношения, как должное, считая к тому же, что и в глазах богов они не выглядят предосудительными.
На восточной стене изображён обнажённый мальчик-слуга, держащий амфору рядом со столом для сервировки, на котором стоит кратер и гирлянда из оливковых листьев
На фресках в гробнице Ныряльщика участники симпосия изображены в разгар празднества, когда они предаются наслаждению от вина, музыки, пения и чувств.
Уж если лежать в могиле
— более приятной обстановки не придумаешь!)))
Кому принадлежит гробница?
Некоторые говорят, что умерший был греком, в то время как другие утверждают, что он мог быть представителем италийского племени, жившего к югу от Пестума.
В Гробнице Леопардов, ок. 480–450 гг. до н. э.
Настенная роспись в погребальной камере в этрусском некрополе Тарквинии в Лацио, Италия.
Пример росписи вазы в греческом стиле в Кайре. Эвритион и Геракл на симпосии. Кратер с коринфскими колоннами, называемый «Кратер Эвритиона», ок. 600 г. до н. э.
Судя по стилю росписи и найденными предметам, она греческая.
Но греки не расписывали гробниц!
В этом вся загвоздка. Эта загадка пока не имеет ответа.
По манере письма и мастерству изображения исследователи установили, что гробницу расписывали два художника, притом тот, кто расписывал южную стену, был менее талантлив.

Пять росписей, наряду с другими античными находками, ныне находятся в Национальном археологическом музее Пестума.
Национальный Археологический Музей Пестума
«Ныряльщик», от которого гробница получила свое современное название, главная достопримечательность Пестума.