• Авторизация


Мадонна Конестабиле Из собрания Эрмитажа 07-04-2025 13:39 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Рј (685x542, 571Kb)Маленькую, меньше 18 сантиметров в диаметре, картину молодой Рафаэль написал в Перудже в начале 1500-х годов по заказу местного аристократа Альфано ди Диаманте. Искусствовед Михаил Алпатов предполагал, что «Мадонна», составлявшая единое целое с богатой резной рамой с геральдическими грифонами, предназначалась не для церкви, а для украшения шкафа.

История картины

Рафаэль написал эту картину для семьи Альфани (с начала XVIII в. — Альфани делла Стаффа). В 1789 году графы делла Стаффа породнились с семьей Конестабиле и стали называться Конестабиле делла Стаффа.
 
Картина находилась в доме графа Конестабиле делла Стаффа, археолога из Перуджи. В 1869 году граф из-за денежных затруднений решил расстаться со своей художественной галереей во Флоренции, в которой в то время находилась «Мадонна» Рафаэля и картины Перуджино.
4 (2) (528x700, 248Kb)
Степан Александрович Гедеонов
(1816 — 1878)
— русский историк, драматург, искусствовед.
Первый директор Императорского Эрмитажа (с 1863), директор Императорских театров (1867—1875).
 
Граф написал письмо Г. С. Строганову, известному коллекционеру, находившемуся в то время Риме, с предложением о покупке для Эрмитажа его галереи и небольшого собрания рисунков Рафаэля и Перуджино за 1 500 000 франков. Строганов известил об этом предложении директора Эрмитажа С. А. Гедеонова, и получил ответ, что «Мадонну» желает приобрести императрица Мария Александровна, супруга императора Александра II.
 
Условием продажи было закрепление за картиной фамилии владельца в память о семейной реликвии.
 
Однако переговоры зашли в тупик. Конестабиле не соглашался на продажу только одной картины, а затем захотел увеличить цену. В конце концов, в 1871 году Гедеонов выехал во Флоренцию и договорился о приобретении картины Рафаэля за 310 000 франков. 
00000000000000000000000 (700x70, 79Kb)

Как петербургские реставраторы  перенесли красочный слой с дерева на холст. 

После прибытия картины в Санкт-Петербург выяснилось, что небольшие трещины на доске картины увеличились. Поэтому в 1871 году картину перевели с дерева на холст (обычная практика во многих музеях XIX века). 
 
«Операцию совершили посредством тонкой, как волосок, пилки вроде тех, какими нынче по новой моде выпиливают из дерева рамки, коробочки и всякую всячину. Только эту пилку приводила в движение не рука, а станок, нажимаемый ногою, как швейная машина: продели же пилку внутрь доски сквозь одну из ее трещин».
 
После смерти Марии Александровны в 1880 году, согласно завещанию, «Мадонна Конестабиле» поступила в собрание Картинной галереи Императорского Эрмитажа.
157511890_q36 (600x44, 6Kb)
При советской власти «Мадонну Конестабиле» чуть было не продали снова: в начале 1930-х годов ее возили за границу на аукцион, оценив всего лишь в 245 000 рублей. Покупателя на «сомнительную» (из-за переноса оригинала на холст) работу не нашлось. Только благодаря этому она и осталась в Эрмитаже.
1 (586x600, 505Kb)
«Мадонна Конестаби́ле»
 
 Мадонна и Младенец соединены в компактную группу – их связывает мотив молитвенника, который Мария держит в руке и на который смотрит маленький Христос. Склонённая голова Мадонны, плащ, мягко спадающий на плечи, головка Младенца, золотые очертания нимбов – все эти плавные абрисы, весь ритм этих округлых линий находят естественное завершение в круглом обрамлении картины.
09a622585bd324b40c902a3ccf3491db - РєРѕРїРёСЏ - РєРѕРїРёСЏ (700x186, 165Kb)05 (629x700, 589Kb)

Образ Мадонны - простые одежды, смиренная поза, спокойный, можно сказать, блаженный лик. 

157511890_q36 (600x44, 6Kb)
10 деталей картины «Мадонна Конестабиле» Рафаэля
1. Мафорий
(На Руси — покров)
Четырехугольный плащ, типичный элемент женской одежды в древней Иудее, стал частью канона изображения Марии как матери Христа. 
3 (559x397, 195Kb)
6 (624x448, 590Kb)
 
Богоматерь Агиосоритисса. Византия
Сандро Боттичелли. Мадонна с книгой. 1480-1481. Музей Польди-Пеццоли, Милан
 
Изначально в европейском искусстве Богоматерь изображалась в траурных, черных одеждах.
В эпоху Высокого Средневековья черный превратился в синий — цвет небес и веры.
2. Платье.
Красный — второй каноничный цвет одежд Богоматери, напоминающий о крови Христа.
3. Пояс
— символ целомудрия Девы Марии.
4. Книга.
2 (595x385, 527Kb)
3 (590x420, 579Kb)
Рафаэль Санти

 Молитвенник — атрибут Богородицы, характерный для ренессансного искусства.
Ее часослов, судя по «Пасадинской Мадонне» (4), созданной в те же годы, открыт на молитве, соответствующей нонам — девятому часу служб по средневековому церковному распорядку (около трех часов дня).
1 (700x436, 722Kb)
Считалось, что это час смерти Иисуса на кресте. Таким образом, молитвенник Марии имеет то же значение, что и гранат: предчувствие Голгофы и символ жертвы Христа. Рафаэлю, выросшему в интеллектуальном кругу придворных герцога Урбинского, символизм книги был близок: около десятка его Мадонн изображены с молитвенником.
5. Пейзаж
— это ландшафт Умбрии, региона в Центральной Италии, где и была создана «Мадонна Конестабиле». Позже, покинув места, где прошла его юность, Рафаэль все равно будет изображать Мадонн на фоне узнаваемых умбрийских пейзажей.
10 (662x558, 884Kb)
6. Время года
— большинство исследователей определяют как очень раннюю весну. Возрождающаяся природа воплощает надежду на воскресение Христа.
7. Лодка.
В христианском искусстве это может быть символ сообщества верующих, напоминая о лодке, с которой рыбачили в Тивериадском озере призванные Христом ученики.
Рј1 (590x700, 628Kb)
8. Рама Гротески
—  автором тоже считают Рафаэля. Мода на гротески в искусстве Ренессанса началась в конце XV века, когда в Риме обнаружили остатки «Золотого дома» императора Нерона.
01 (700x401, 578Kb)
Своды и стены дворца украшало причудливое переплетение растительных орнаментов и изображений фантастических существ. Сам термин «гротеск» происходит от итальянского grotta — «пещера».
Рј2 (649x700, 542Kb)
9. Рама Грифон
— эмблема Перуджи, столицы Умбрии. Кроме того, фантастический зверь, полулев-полуорел, символизирует двойственную природу Христа — человеческую и божественную.
Рј3 (700x494, 603Kb)
10. Круглая форма

— тондо (в переводе с итальянского «круг», «шар») была популярна у художников XV–XVI веков. Главный теоретик искусства ренессансной Италии Леон Баттиста Альберти считал круг совершенной природной формой, воплощением гармонического равновесия.

00000000000000000000000 (700x70, 79Kb)3 (696x700, 712Kb)

Сассоферрато. Копия картины Рафаэля «Мадонна Конестабиле». Между 1625 и 1700 гг. Медь, масло. Лувр, Париж
 
Копию картины Рафаэля создал итальянский живописец XVII века Сассоферрато, она хранится в парижском Лувре.
♦    ♦    ♦
Рј4 (514x699, 487Kb)
«Мадонна Конестабиле» экспонируется в зале №229 здания Нового Эрмитажа в подлинной раме, за стеклом — в зале, соседнем с галереей Лоджии Рафаэля.

♦    ♦    ♦

11 (579x700, 382Kb)

Реставраторы Эрмитажа Николай, Александр и Михаил Сидоровы. 

Александр Сидоров, один из трех гениальных братьев-реставраторов, которые в 1868 году были назначены руководителями технической реставрацией Эрмитажа. С их именами была связана самая массовая реставрация эрмитажных картин в XIX веке.

Братья Николай, Александр и Михаил Сидоровы пришли в музей в качестве столяров картинного отделения Эрмитажа, где обучились навыкам технической реставрации под руководством Федора Табунцова.

В 1864 году Николай Сидоров провел перевод шедевра Питера Пауля Рубенса «Персей и Андромеда».3 (700x499, 556Kb)

Питер Пауль Рубенс. Персей освобождает Андромеду. Ок. 1622.  Эрмита

А Александру Сидорову, как наиболее талантливому из братьев, поручили в 1865 году переложить с дерева на холст гордость Эрмитажа – «Мадонну Литта» Леонардо да Винчи.

2 (549x700, 531Kb)

Леонардо да Винчи. Мадонна Литта. Середина 1490-х годов. Эрмитаж
 
Перенос «Мадонны Конестабиле» на холст стал одной из многих выдающихся реставрационных работ Александра Сидорова, за которые он позднее был удостоен ряда наград и даже потомственного дворянства (он и его братья пришли в Эрмитаж в статусе крепостных).
 
В ходе работы Сидоров тонкой пилкой выпилил изображение из нарисованной рамы, после чего слой за слоем аккуратно снял сначала дерево, а затем и толстый слой грунта, пока с оборотной стороны не показался контурный рисунок наброска картины. 
♦    ♦    ♦

Сделанный Рафаэлем набросок к этой картине сохранился, и сегодня находится в собрании музея Альбертина в Вене. На нем Мадонна держит в руках гранат, который в окончательном варианте картины Рафаэль заменяет изображением книги..

6 (507x700, 401Kb)

Гранат — символ пролитой крови и Страстей Христовых.

Затем художник изменил иконографию.

«Мадонна Конестабиле»  — миниатюрное и, вероятно, неоконченное изображение Девы Марии и младенца Христа, принадлежащее кисти Рафаэля Санти. Считается последней работой, созданной Рафаэлем в юношеском возрасте в Умбрии, до переезда во Флоренцию.

СЏ (594x269, 364Kb)
Это одно из двух произведений Рафаэля в российских собраниях..

12 (700x504, 489Kb)

Вторая эрмитажная картина Рафаэля: Мадонна с безбородым Иосифом.

157511890_q36 (600x44, 6Kb)

https://www.vokrugsveta.ru/article/218445/

https://dzen.ru/a/Y2aCY7vjIiF00Yv7

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Мадонна Конестабиле Из собрания Эрмитажа | браило - В мире интересного и познавательного | Лента друзей браило / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»