Важную представительскую роль играла часовня, включенная в жилую часть Палаццо Медичи. На трех ее стенах Беноццо Гоццоли изобразил великолепную процессию волхвов, устремляющихся к алтарному образу кисти Филиппо Липпи «Поклонение волхвов» (здесь находится копия, оригинал хранится в Берлине).
.
Часовня как сказочная шкатулка
Капелла волхвов в Палаццо Медичи-Риккарди представляет собой достаточно небольшое помещение, состоящее из двух комнат. Сравнение, которое напрашивается при первом взгляде на часовню изнутри, – это сказочная шкатулка..
Беноццо Гоццоли, часовня волхвов, 1459.
В отличие от других внутренних интерьеров зданий, роспись стен выполнена не в традиционном цикле разрозненных фресок, а сплошным ковром. Беноццо Гоццоли написал единую целостную композицию – «Шествие волхвов в Вифлеем».
Вид на входную стену
Три стены - три "короля".
Известно, что ещё в 1390 году во Флоренции было создано религиозное «Братство волхвов» (итал. Compagnia de'Magi) в день Епифании (6 января) братство устраивало уличные шествия костюмированных всадников, изображавших волхвов со свитой, достигавшей семисот человек!
Во время шествия слуги несли живописные декорации или картины с изображениями мест действия священной истории. В таком шествии в 1454 году принимал участие Козимо Медичи Старый[
Живописец талантливо выразил на полотне светскую роскошь семьи Медичи, на заднем плане – вполне светские сюжеты, например, сцены охоты с собаками за оленями и красочные живописные пейзажи.
«Шествие волхвов в Вифлеем»
Восточная стена. Процессия Молодого короля
Во главе процессии скачет молодой волхв в окружении пажей (Лоренцо Великолепный).
Лоренцо Великолепный.
Сбруя его белого коня украшена фамильными эмблемами и девизом «Semper» (всегда).
Пьеро Медичи
Узнать его можно сопоставив с портретным бюстом работы Мино да Фьезоле
Считается, что рядом с ним изображен его брат Джованни Медичи или же отец Козимо Медичи.
В толпе изображен человек, на шапке которого написано Opus Benotii.
Это автопортрет художника Беноццо Гоццоли
На заднем плане - живописные пейзажи и сцены охоты.
Райские кущи, населенные ангелами — это стилизованные мотивы тосканского пейзажа окрест Флоренции.
В пейзажах мелькают охотничьи сценки, отчего фреска отчасти напоминает сцену торжественного выезда двора на охоту.
♦ ♦ ♦
Южная стена Процессия Среднего короля
Слева: чернокожий юноша, справа: сестры Лоренцо Великолепного: Бьянка, Наннина и Мария
Многие герои на полотнах слишком идеализированы, чтобы можно было точно опознать в них родственников и людей времен Медичи.
♦ ♦ ♦

Западная стена Процессия Старого короля
Юноша с гепардом за спиной Джулиано Медичи
В процессию включено не менее 150 фигур.
♦ ♦ ♦
На узких простенках над входами в жертвенник и дьяконник — буколические пейзажи с пастухами, пришедшими поклониться Младенцу.
Навстречу посетителю, когда он входит в капеллу, справа от края стены движется длинный кортеж, извиваясь змеёй сверху вниз, из глубины на передний край. Процессия началом и концом смыкается у алтаря, уходя своими краями из поля зрения и образуя как бы непрерывное кольцо.
Вифлеемская звезда, которая указывает им путь, изображена прямо на потолке капеллы..
Правая фреска
На боковых стенах абсиды — сонмы ангелов, поющих славу новорожденному. Левая фреска.
♦ ♦ ♦
Смысловой центр капеллы — алтарь
Алтарный образ работы Филиппо Липпи «Рождество» (Мария, поклоняющаяся Младенцу с Иоанном Крестителем и Бернардином Сиенским — патронами дома Медичи).
Фрески прекрасно согласуются с прекрасной архитектурной отделкой — работа Микелоццо.
Тесное пространство молельни иллюзорно раздвигается вширь пейзажными фонами.
Коринфские пилястры из серого песчаника, которые обрамляют абсиду, позолочены. Позолочен и деревянный кассетированный потолок с резьбой, раскрашенный в белое, синее и красное.
Пол выложен узорами из мрамора.
Деревянные скамьи (выполнены по рисунку Джулиано да Сангалло, ок. 1465).
Легенда предстает здесь как торжественная литургия с пышным славословием заказчикам — семье Медичи и их родной земле.