
В пасмурный полдень в марте 1936 года женщина по имени Флоренс Томпсон с детьми сидела под навесом у дороги, пока ее муж уехал чинить автомобиль. Внезапно перед навесом остановилась машина, из которой вышла хорошо одетая женщина. «Здравствуйте, Я Доротея Ланж», — представилась она, — «Я хочу сфотографировать Вас».
Она сделала шесть снимков, каждый раз подходя все ближе и ближе. Она спросила возраст Флоренс — оказалось ей всего 32 года, задала несколько вопросов детям и … уехала, пообещав, что фотографии «никогда не появится в прессе».
Но, на следующий день фото появилось в всех газетах, где Флоренс Томпсон упоминалась как безымянная сборщица гороха.
Ни одна другая фотография того времени не произвела такого эффекта как «Мать-мигрантка».
Ее перепечатывали почти все периодические издания США и других стран, с нее печатались огромные плакаты. «Мать-мигрантка» стала «Мадонной» эпохи, символом Великой Депрессии.
Доротея Ланж получила славу, а Флоренс Томпсон … незаслуженное забвение. Она считала этот снимок чем-то вроде семейного проклятья:
«Я жалею, что разрешила ей себя фотографировать. Я не получила ни цента за это — она говорила, что не будет продавать фотографии.Обещала выслать мне отпечатки — и не выслала».
Но ни сама Флоренс Томпсон, ни ее дети в том далеком 1936 году не считали себя несчастными.
«Мама любила жизнь и наслаждалась жизнью, любила своих детей», — вспоминала одна из ее дочерей,
— «Она любила музыку, танцы. Когда я смотрю на эту фотографию — мне становится грустно. Я помню маму совсем не такой».
И ее сын добавил: «Это было очень тяжелое время, но это было лучшее время в нашей жизни».
Весной 1983 года Флоренс Томпсон заболела. Денег на лечение не хватало, и был создан фонд «Мать-мигрантка», куда поступали письма и деньги со всей Америки.
Билл Ганзел. Мать-мигрантка Флоренс Томпсон и ее дочери Кэтрин Макинтош,
Руби Спрэгью и Норма Ридлевски в доме Нормы, Модесто, Калифорния. Июнь 1979 года
Это заставило ее детей (сама Флоренс была к тому времени слишком больна и ничего не знала о фонде) изменить отношение к знаменитой фотографии:
«Мы не понимали, как глубоко мамина фотография трогает людей. Мы смотрели на это со своей точки зрения. Для мамы и для нас она была чем-то вроде проклятья. Теперь, после всех этих писем, мы чувствуем гордость за маму»
Флоренс Томпсон, героиня со знаменитой фотографии Доротеи Ланж «Мать-мигрантка» 1936 года, держит свое изображение во время интервью с ней 10 октября 1978 года