• Авторизация


«Одеялко в рубель...» 01-06-2024 16:11 к комментариям - к полной версии - понравилось!


162421779_SSSSSSSSSSSSS (698x424, 447Kb)

Павел Щербов. Карикатура "Зальцбург" 1898
 

В 1897 году Врубель написал три больших декоративно-монументальных панно, объединенных общей темой "Времена дня", для одного из интерьеров московского дома С.Т. Морозова на Малой Спиридоновке, построенного по проекту Ф.О. Шехтеля. Одно панно из серии называлось "Утро". 

00 (700x432, 516Kb)
"Утро" Врубеля  Государственный Русский музей
 
  Врубель с увлечением взялся за работу.
Однако, когда работы были уже готовы, жене Морозова они не понравились.
 
Врубель даже хотел уничтожить готовые картины, но его отговорили, а Сергей Дягилев взял панно «Утро» на «Выставку русских и финляндских художников», которая фактически стала дебютом нового художественного объединения, получившего название по журналу – «Мир искусства».
 
Эта выставка  вызвала много противоречивых откликов в прессе.
001 (613x700, 579Kb)
.А. Врубель. Автопортрет с раковиной. 1904-1905. 
 
Врубель был в то время художником, широко известным лишь в узких кругах. Увидеть его работы на больших выставках в Петербурге было практически невозможно.
 
Дягилев же привез картину “Утро” выставил скандального русского модерниста прямо напротив скандальных на тот момент финских художников. 
002 (363x485, 391Kb)
Константин Сомов. Афиша выставки русских и финляндских художников.
 
У Дягилева была, говоря современным языком, кураторская программа: он воспитывал взгляд петербургского зрителя и учил его видеть новую, модернистскую живопись – российскую и зарубежную.

Благое желание открыть для мира молодое русское искусство обернулось смехом, поношениями публики и прессы, вплоть до карикатур. Всеобщей мишенью стало декоративное панно Врубеля «Утро». Не понравилось и то, что это произведение куплено княгиней Тенишевой.

На страницах сатирического журнала «Шут» появилась карикатура: «На ней была изображена сама наша шедрая, благожелательная меценатка Мария Клавдиевна Тенишева в виде омерзительной бабы-торговки.
Перед ней стоял Дягилев, представленный каким-то прощелыгой (о нем упорно держался слух, что он - «промотавшийся авантюрист», ищущий всюду возможности поживиться на чужой счет),
и вот этот оборванец предлагал бабе изношенную зеленую тряпку, которая и должна была представлять панно Врубеля...»
СЏСЏСЏСЏСЏСЏСЏСЏСЏСЏСЏСЏСЏ (700x424, 440Kb)
Карикатура Щербова, посвященная знаменательному приобретению, появилась в журнале «Шут» 14 февраля 1898. Действие происходит на свалке.
 
Подпись под карикатурой гласила:
«Брось, бабка, торговаться; сказано: одеяло — в рубель... Ведь я его не на свалке выгреб, а в больнице у Фрея выудил!».
001 (700x413, 439Kb)
.Дягилев узнаваем, он торгует за рубль зеленое одеяло с номером “93”: именно под этим номером в каталоге к выставке была указана картина Врубеля “Утро”.
005 (700x400, 511Kb)
В виде бабы Щербов изобразил известную меценатку княгиню М.К. Тенишеву009 (700x325, 429Kb)«одеяло — в рубель...»

Купила панно Врубеля «Утро», вместе с его скандальным шлейфом,  княгиня Мария Клавдиевна Тенишева, которой досталось за этот смелый шаг, что называется, по полной программе.

Вот как она описывала этот сюжет:

«На выставке, между прочим, фигурировало большое панно Врубеля „Русалки”.

Зная недружелюбное отношение общества к Врубелю, особенно передвижников, зная, сколько этот человек перенес обид и несправедливостей и как нуждается, я приобрела это панно, имея в своем доме подходящее для него место.

Но „Мир искусства” в то же время был принят столь враждебно, что даже и это мое приобретение обрушило на меня целый ряд неприятностей.

Отразилось все это в ряде самых неприличных карикатур Щербова, работавшего в „Стрекозе”. Он, говорят, искал меня везде, чтобы нарисовать с натуры, но так как видеть меня ему не удалось, то он изображал меня всегда со спины или аллегорически».

(Тенишева месте с Саввой Мамонтовым спонсировала первый год издания журнала "Мир искусства")0018 (640x635, 472Kb)

007 (700x467, 534Kb)Лечебница А. Я. Фрея для душевнобольных, на 5 линии Васильевского острова (сейчас там городская наркологическая больница)

«...Ведь я его не на свалке выгреб, а в больнице у Фрея выудил!»

У Фрея — т. е. в частной лечебнице А. Я. Фрея для душевнобольных, находившейся на 5 линией Васильевского острова (сейчас там городская наркологическая больница).    Именно там Врубель проведет последние месяцы своей жизни в 1910.

Какое зловещее предсказание — ведь в 1898 только летом обнаружатся первые признаки будущего сумасшествия художника.0010 (700x466, 455Kb)0010 (2) (700x462, 446Kb)Музей Академии Штиглица Большой Выставочный зал. Соляной переулок, 15

Называется карикатура «Зальцбург». 
Зальцбург на немецком означает "соляной городок". Выставка русских и финляндских художников проходила в музее Штиглица, который находится в Соляном переулке. 0015 (555x700, 439Kb)

И.Е. Репин. Портрет В.В. Стасова. 1883.

Эта «превосходная, капитальная» карикатура Щербова очень понравилась Стасову: в ней он увидел воплощение в зримых образах своего мнения о дягилевской выставке

В. В. Стасова в статье «Выставки» он подверг резкой критике представленные в музее Штиглица «бессодержательные» и «безыдейные» картины, особую неприязнь маститого критика вызвали работы М.А. Врубеля, в которых Стасов не увидел ничего, кроме «сплошного безумия и безобразия, антихудожественности и отталкивательности».
 
Стасов негодовал по поводу того, что представленное на выставке панно Врубеля «Утро» было продано еще до открытия экспозиции:
 
«Казалось бы, для кого это писано? Кому этот неимоверный вздор нужен?
Он, казалось бы, может только всех отталкивать. Но нет, под картиной стоит билетик “продано”. Как это поразительно! И есть на свете такие несчастные люди, которые могут сочувствовать этому сумасшедшему бреду, намерены приютить его в залах, в комнатах, пожалуй, в музеях?».0013 (520x318, 302Kb)

Журнал «Шут» от 31 января 1898. 

«От начала и до конца тут нет ничего, кроме сплошного безумия и безобразия, антихудожественности и отталкивательности… – кто разберет, кто объяснит эту неимоверную чепуху?…

Сколько ее ни рассматривайте, и прямо, и сбоку, и снизу, и сверху, пожалуй, даже хотя сзади – все равно везде одна чепуха, чепуха и чепуха, – безобразие, безобразие и безобразие.».

1614787026_41-p-stalnoi-fon-70 - РєРѕРїРёСЏ (700x62, 20Kb)

 «Утро» — отвергнутый вариант одного из трех аллегорических панно, объединенных общей темой «Времена дня», выполненных для неоготического замка Саввы и Зинаиды Морозовых на Малой Спиридоновке (проект Ф.О. Шехтеля, сейчас — дом приемов МИД).

Работа над этими панно длилась три года. Заказчики с Врубелем (он был другом Шехтеля) основательно поели друг другу мозг.

В особняке зал с панно Врубеля (при Морозовых — курительная комната) все-таки существует, но «Утро» там другое.0019 (700x462, 591Kb)0020 (700x466, 633Kb)

0021 (700x466, 550Kb)Гостиная с панно Врубеля на тему «Времена дня»

Слева видно панно «Утро» в его окончательном варианте. К сожалению, изображение не очень четкое, с трудом можно различить, что происходит, но сюжет примерно такой: пробуждающаяся природа, нимфы или русалки, которые оживают в воде и среди деревьев, утренняя дымка.00000000000000000000 (2) (700x504, 413Kb)Второе панно, которое находится над дверью, — это «Полдень». В центре, как видите, пахари, тема труда. Полдень жизни человеческой как время не только дня, но и года, когда собирают урожай.
0016 (700x494, 434Kb)

Щербов не принадлежал ни к одному из направлений художественной критики своего времени, занимая позицию стороннего наблюдателя, подмечающего во всех явлениях только их комичные или отрицательные черты.

Он одинаково критично относился ко всем современным ему художественным течениям.

Разберемся с остальными картинами, которые Щербов отметил своим вниманием на карикатуре "Зальцбург"0000000000000000000000000001 (700x552, 651Kb)А. Галлен «Мать Лемминкяйнена».Р± (686x700, 1057Kb)Именно ее Щербов пародирует с помощью котов, ягодицевидных камней и костей разных форм. Вилы тоже под номер 96 фигурируют.00000000000000000000 (589x700, 676Kb)Валентин Серов"Ворона и канарейка"1896 г

орона рядом с котами)0 (700x579, 758Kb)Аксели Галлен-Каллела  "Черный дятел", 1893 г..
00000000000 (700x312, 498Kb)
Льющиеся помои Бакст.0017 (700x431, 510Kb)Щербов П. Е. Идиллия. Карикатура на М. К. Тенишеву и представителей «Мира искусств» 1899.  (Корова, которую доят разные прохвосты)..

В виде коровы представлена М.К. Тенишева, в виде мамонта – меценат Савва Мамонтов, рыжеголовый петушок, разглядывающий навозную кучу – Лев Бакст.

Доит корову наряженный в женскую одежду С.П. Дягилев (намёк на его нетрадиционную ориентацию). Упал перед коровой на колени И.Е. Репин с лавровым листом на подносе.

В красном платочке с вышивкой в руках представлен художник М.В. Нестеров.


Влияние карикатур Павла Щербова на художественную жизнь Петербурга

001 (624x700, 188Kb)

Павел Щербов

С 1896 по 1902 гг. в юмористическом журнале «Шут» регулярно публиковались карикатуры Павла Егоровича Щербова, посвященные различным проблемам изобразительного искусства

Необычайно талантливые, наполненные колким недобрым юмором, карикатуры Щербова быстро приобрели большую популярность и стали оказывать заметное влияние на художественную жизнь Петербурга.

К началу 1900-х годов сила этого влияния была такова, что многие художники, критики, меценаты нарочно стали избегать встреч с Щербовым, опасаясь предстать в комичном виде на одной из его карикатур:

«До какой степени многие боятся карандаша этого художника доказывает то, что когда в прошлом году в одном артистическом кружке прослышали, что сюда собирается придти Щербов, три четверти обычных посетителей кружка предпочли в этот вечер остаться дома»

(Петербургский обозреватель [И.С. Розенберг.] Эскизы и кроки. // Петербургская газета — 1903 — №320, 21 ноября).

Не последнюю роль карикатуры Щербова сыграли и в отказе княгини Тенишевой финансировать журнал «Мир искусства». 
00 (463x700, 225Kb)
Щербов Павел Егорович
(1866, Санкт-Петербург — 1938, Гатчина)
— известный русский художник-карикатурист.
 
Родился в семье крупного петербургского чиновника дворянина.
Учился в частной гимназии Видемана, после которой, в 1886 году, поступил в Академию художеств. В академии Щербов проучился всего два года. 
Много путешествовал по всему миру

Свою последнюю дальнюю поездку Щербов совершил в 1896 году — вместе с молодой женой он посетил Японию.
 
Впервые опубликовал свою работу в 1896 году в журнале «Шут» под псевдонимом «Old judge» (старый судья), с этого же года становится постоянным сотрудником журнала.

https://dzen.ru/a/YyBQTqkkPyWgpSXI    https://dzen.ru/a/XIjDmUR9jQC08Qf2

https://dzen.ru/a/XwHqOqbd10nq4AQX

115602514_stockvectorgracefulblackcatsilhouetteforyourdesign71399965 - РєРѕРїРёСЏ (186x131, 13Kb)

 

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник «Одеялко в рубель...» | браило - В мире интересного и познавательного | Лента друзей браило / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»