|
В 1897 году Врубель написал три больших декоративно-монументальных панно, объединенных общей темой "Времена дня", для одного из интерьеров московского дома С.Т. Морозова на Малой Спиридоновке, построенного по проекту Ф.О. Шехтеля. Одно панно из серии называлось "Утро".



Благое желание открыть для мира молодое русское искусство обернулось смехом, поношениями публики и прессы, вплоть до карикатур. Всеобщей мишенью стало декоративное панно Врубеля «Утро». Не понравилось и то, что это произведение куплено княгиней Тенишевой.



«одеяло — в рубель...»Купила панно Врубеля «Утро», вместе с его скандальным шлейфом, княгиня Мария Клавдиевна Тенишева, которой досталось за этот смелый шаг, что называется, по полной программе.
Вот как она описывала этот сюжет:
«На выставке, между прочим, фигурировало большое панно Врубеля „Русалки”.
Зная недружелюбное отношение общества к Врубелю, особенно передвижников, зная, сколько этот человек перенес обид и несправедливостей и как нуждается, я приобрела это панно, имея в своем доме подходящее для него место.
Но „Мир искусства” в то же время был принят столь враждебно, что даже и это мое приобретение обрушило на меня целый ряд неприятностей.
Отразилось все это в ряде самых неприличных карикатур Щербова, работавшего в „Стрекозе”. Он, говорят, искал меня везде, чтобы нарисовать с натуры, но так как видеть меня ему не удалось, то он изображал меня всегда со спины или аллегорически».
(Тенишева месте с Саввой Мамонтовым спонсировала первый год издания журнала "Мир искусства")
Лечебница А. Я. Фрея для душевнобольных, на 5 линии Васильевского острова (сейчас там городская наркологическая больница)
«...Ведь я его не на свалке выгреб, а в больнице у Фрея выудил!»
У Фрея — т. е. в частной лечебнице А. Я. Фрея для душевнобольных, находившейся на 5 линией Васильевского острова (сейчас там городская наркологическая больница). Именно там Врубель проведет последние месяцы своей жизни в 1910.
Какое зловещее предсказание — ведь в 1898 только летом обнаружатся первые признаки будущего сумасшествия художника.
Музей Академии Штиглица Большой Выставочный зал. Соляной переулок, 15

И.Е. Репин. Портрет В.В. Стасова. 1883.
Эта «превосходная, капитальная» карикатура Щербова очень понравилась Стасову: в ней он увидел воплощение в зримых образах своего мнения о дягилевской выставке

Журнал «Шут» от 31 января 1898.
«От начала и до конца тут нет ничего, кроме сплошного безумия и безобразия, антихудожественности и отталкивательности… – кто разберет, кто объяснит эту неимоверную чепуху?…
Сколько ее ни рассматривайте, и прямо, и сбоку, и снизу, и сверху, пожалуй, даже хотя сзади – все равно везде одна чепуха, чепуха и чепуха, – безобразие, безобразие и безобразие.».

«Утро» — отвергнутый вариант одного из трех аллегорических панно, объединенных общей темой «Времена дня», выполненных для неоготического замка Саввы и Зинаиды Морозовых на Малой Спиридоновке (проект Ф.О. Шехтеля, сейчас — дом приемов МИД).
Работа над этими панно длилась три года. Заказчики с Врубелем (он был другом Шехтеля) основательно поели друг другу мозг.


Гостиная с панно Врубеля на тему «Времена дня»
Второе панно, которое находится над дверью, — это «Полдень». В центре, как видите, пахари, тема труда. Полдень жизни человеческой как время не только дня, но и года, когда собирают урожай.
Щербов не принадлежал ни к одному из направлений художественной критики своего времени, занимая позицию стороннего наблюдателя, подмечающего во всех явлениях только их комичные или отрицательные черты.
Он одинаково критично относился ко всем современным ему художественным течениям.
Разберемся с остальными картинами, которые Щербов отметил своим вниманием на карикатуре "Зальцбург"
А. Галлен «Мать Лемминкяйнена».
Именно ее Щербов пародирует с помощью котов, ягодицевидных камней и костей разных форм. Вилы тоже под номер 96 фигурируют.
Валентин Серов"Ворона и канарейка"1896 г
Аксели Галлен-Каллела "Черный дятел", 1893 г..
Щербов П. Е. Идиллия. Карикатура на М. К. Тенишеву и представителей «Мира искусств» 1899. (Корова, которую доят разные прохвосты)..В виде коровы представлена М.К. Тенишева, в виде мамонта – меценат Савва Мамонтов, рыжеголовый петушок, разглядывающий навозную кучу – Лев Бакст.
Доит корову наряженный в женскую одежду С.П. Дягилев (намёк на его нетрадиционную ориентацию). Упал перед коровой на колени И.Е. Репин с лавровым листом на подносе.
В красном платочке с вышивкой в руках представлен художник М.В. Нестеров.
Влияние карикатур Павла Щербова на художественную жизнь Петербурга

Павел Щербов
С 1896 по 1902 гг. в юмористическом журнале «Шут» регулярно публиковались карикатуры Павла Егоровича Щербова, посвященные различным проблемам изобразительного искусства
Необычайно талантливые, наполненные колким недобрым юмором, карикатуры Щербова быстро приобрели большую популярность и стали оказывать заметное влияние на художественную жизнь Петербурга.
К началу 1900-х годов сила этого влияния была такова, что многие художники, критики, меценаты нарочно стали избегать встреч с Щербовым, опасаясь предстать в комичном виде на одной из его карикатур:
«До какой степени многие боятся карандаша этого художника доказывает то, что когда в прошлом году в одном артистическом кружке прослышали, что сюда собирается придти Щербов, три четверти обычных посетителей кружка предпочли в этот вечер остаться дома»
(Петербургский обозреватель [И.С. Розенберг.] Эскизы и кроки. // Петербургская газета — 1903 — №320, 21 ноября).

https://dzen.ru/a/YyBQTqkkPyWgpSXI https://dzen.ru/a/XIjDmUR9jQC08Qf2
https://dzen.ru/a/XwHqOqbd10nq4AQX
