| Я искренне полагал, что сурового сибирского мужика китайское лето напугать может только в теории, но, как это всегда и бывает с суровыми сибирскими мужиками, самоуверенно ошибался. В начале июля я отправился с неофициальным дружеским визитом к своему знакомому китайцу в город Аньян, что в провинции Хэнань – не ожидал, что найду в этом маленьком городе хоть что-то заслуживающее внимания, но городок сумел меня переубедить. Спасаясь от невыносимого пекла, мы отправились в городской музей Аньяна — находкой из которого, мне, собственно говоря, и хотелось бы поделиться. Итак, уважаемые знатоки китайской культуры, возможно, изнывающие от летнего зноя, что перед Вами? [показать] Нет, это не шкатулка, не горшок, и даже не стульчик. Это фарфоровая подушка. В качестве материала для изготовления первых таких подушек использовался натуральный камень (целый, конечно же), а затем безграничная китайская смекалка пустила в дело древесину, яшму, медь, бамбук и, конечно же, фарфор. Что русскому древесина, то китайцу фарфор – фарфоровых подушек до наших дней сохранилось великое множество. [показать] Первые подушки начинают производить во времена династий Суй (581-618 гг.) и Тан (618-907 гг.). Вообще, именно подушки династий Сун и Тан считаются произведениями искусства, и именно их вы скорее всего увидите в музее. Производство подушек зародилось в городке Сянчжоу неподалеку от Аньяна, а уже затем к их массовому производству приступили в городе Цичжоу (уже во времена династии Тан). Затейливым дизайном первые подушки не отличались – цветочные мотивы, черно-белые изображения повседневной жизни, животных, детей, птиц. Форма преимущественно овальная и круглая. [показать] На первых подушка зачастую можно увидеть клеймо, а-ля “张家造”, “赵家造”, “王家造” – на этом месте можете смело сделать пальчиком и с апломбом специалиста заявить, что подушечка сделана во времена династии Сун – тогда «фарфоровоподушечное» производство только зарождалось и мастеров, изготавливающих их, можно было пересчитать по пальцам. Кстати, по размеру они относительно маленькие, т.к. первые подушки были задуманы специально для детей, и лишь позже спать на них стали и взрослые. [показать] Расцветом «подушечного» искусства по праву считаются времена династий Сун, Цзинь и Юань (10-14 вв.). Что символично, со времён династии Тан на подушках стали появляться стихи и отрывки из многочисленных поэм того времени. Вот так, по одним только подушкам, можно проследить развитие культуры, бытовой жизни, литературы и искусства за девять с лишним столетий. Форма подушки также претерпевает изменения – и вот начинают появляться квадратные, восьмиугольные, подушки в форме облаков и т.п. [показать] Подушки украшают уже цветными изображениями всего, что только можно представить, активно применяется гравировка. Теперь это не целый кусок камня либо фарфора, а замысловатая конструкция, в которой с первого взгляда достаточно трудно угадать приспособление для сна. [показать] Примерно со времен династии Мин фарфоровые подушки утрачивают свое прямое предназначение, потихоньку удаляясь в анналы истории... Проходивший мимо китайский «эксперт» сказал, что спать на таких подушках летом — блаженство несравненное. Естественно, к этому нужно привыкнуть, но в данном конкретном случае мнение автора не совпадает с мнением китайского обывателя, поэтому он (автор) так и продолжит спать без подушки вовсе). |
Серия сообщений "Фарфор":
Часть 1 - Венская роспись по эмали. Антиквариат 19 в.
Часть 2 - Статуэтки из фарфора Каподимонте. Сценки из жизни
...
Часть 19 - Майолика – яркие шедевры из глины
Часть 20 - Антикварный фарфор, фаянс 18-20 век
Часть 21 - Китайская подушка