Это цитата сообщения
Слава44 Оригинальное сообщение
ХУДОЖНИК АЛЕКСАНДР СЕМЁНОВИЧ ВЕДЕРНИКОВ (1898-1975), «РУССКИЙ МАТИСС», ЧАСТЬ II

Александр Семёнович Ведерников. 1970-е гг.
Александр Семёнович Ведерников (1898–1975) - известный советский художник. «Русский Матисс» - так называли художника современники. Учился в художественных мастерских в Нижнем Новгороде (1921–1923) у A.В. Куприна, A.В. Фонвизина, во ВХУТЕИНе в Ленинграде (1924–1928) у О.Э. Браза и А.Э. Карева. Он был членом общества «Круг художников» (1928–1930). Начал участвовать в выставках с 1928 года. Искусствовед Александра Струкова, разбирая перипетии жизни и творчества Ведерникова, отмечает: «Находясь в поисках своего художественного языка, Ведерников буквально осуществил „смешенье французского с нижегородским“ в духе времени…». Действительно, влияние Пикассо, Марке и Матисса очевидно невооруженным глазом. Представляя ленинградского художника не только как литографа и акварелиста, но и в первую очередь как живописца и автора абстрактных композиций, Струкова отмечает его самобытный подход к изображению пейзажа: чтобы «работа была реалистична без тупого подглядывания на натуру».
Во второй половине 1920-х гг. Александр Ведерников входил в группу «Мастера Аналитического Искусства» (МАИ). В годы пребывания в МАИ он написал в духе творчества Филонова большое полотно «Рабочий, сидящий за столом», в котором «сделанность» и точечную манеру, культивировавшуюся в МАИ, соединил со сферической перспективой К.С. Петрова-Водкина. На столе пролетария - тарелка с рыбой. После «Селедки» Петрова-Водкина прошло почти 10 лет, а от символичности рыбы не осталось и следа. Картина «Рабочий, сидящий за столом» хранилась в семье Ведерникова. Его вдовой она была передана искусствоведу П.П. Ефимову, от которого поступила в Музей истории Санкт-Петербурга. Он же атрибутировал это произведение, как работу члена МАИ Э.А. Тэнисмана, исполненную для выставки в Доме печати в 1927 г. По-видимому, Ведерников послужил лишь моделью для изображения рабочего.

Э.А. Тэнисман (1898-1941/1942). Рабочий, сидящий за столом. 1927 г.
Холст, масло. 179 х 85 см. Государственный музей истории Санкт-Петербурга.
Случай, который предшествовал уходу Ведерникова из группы и прекращению занятий у Филонова, описан в воспоминаниях Татьяны Глебовой и свидетельствует о критическом отношении ученика к высказываниям мастера. Как художник, который «посещал Филонова в 1925 г.», Ведерников упомянут в комментариях к дневникам мэтра. Хотя на данный момент работы Ведерникова, выполненные под воздействием «идеологии» Филонова, неизвестны, саму возможность их существования нужно иметь в виду.

А.С. Ведерников (1898-1975). Стрелка Васильевского острова. 1953 г. Бумага, литография цветная.
31,7 х 42 см. Музей искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков.

А.С. Ведерников (1898-1975). Ленинград. Мост Ломоносова. 1953 г. Музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме,
Санкт-Петербург.

А.С. Ведерников (1898-1975). Устье Невы. 1953 г. Бумага, автолитография. 42,7 х 56,2 см.
Аукционный дом Егоровых, Москва.

А.С. Ведерников (1898-1975). Ленинград. У канала Грибоедова и Крюкова канала. 1954 г.
Музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме, Санкт-Петербург.

А.С. Ведерников (1898-1975). Ленинград. Университетская набережная и Кунсткамера. 1954 г.
Музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме, Санкт-Петербург.

А.С. Ведерников (1898-1975). Мост на Мойке. 1954 г. Бумага, цветная автолитография. 31,8 х 44 см.
Государственный музей истории Санкт-Петербурга.
Существовавший на этом месте деревянный подъемный мост в 1720-х годах назывался «Петровским». В 1730-х годах мост переименовали в «Зелёный», по цвету его окраски. В 1777 (по другим данным - в 1768) году появилось другое название – «Полицейский». После Октябрьской революции, в октябре 1918 года, мост был переименован в «Народный». 13 января 1998 года мосту возвращено название «Зелёный».

А.С. Ведерников (1898-1975). Народный мост. 1955 г. Бумага, цветная литография.
Государственный музей городской скульптуры, Санкт-Петербург.

А.С. Ведерников (1898-1975). Начало зимы. 1954 г. Бумага, автолитография. 32,5 х 46,5 см.
Коллекция Валерия Воронина.

А.С. Ведерников (1898-1975). Кронштадт. 1954 г. Бумага, акварель, гуашь. 38 х 52 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

А.С. Ведерников (1898-1975). Натюрморт с женской фигурой. 1954 г.
Бумага, цветная литография. 62 х 47 см. Астраханская картинная галерея
им. П.М. Догадина.

А.С. Ведерников (1898-1975). Мастерская. 1954 г. Бумага, цветная литография.
Пермская государственная художественная галерея.

А.С. Ведерников (1898-1975). Букет цветов в оранжевом кувшине. 1954 г.
Бумага, цветная автолитография. 42,4 х 30 см. Омский областной музей
изобразительных искусств им. М.А. Врубеля.

А.С. Ведерников (1898-1975). Ромашки. Натюрморт. 1954 г.
Бумага, цветная автолитография. 59,5 х 42,5 см.
Мемориальный музей-мастерская Сергея Конёнкова, Москва.
Александр Ведерников всю свою жизнь писал пейзажи (в основном ленинградские), натюрморты, а в 1920-е гг. - жанровые полотна. Работал преимущественно в графических техниках (карандашный рисунок, акварель, цветная литография).
В дальнейшем работал в обобщенно-декоративной манере, восходящей к фовизму; в ленинградских пейзажах заметно увлечение живописью Альбера Марке. Ведерников охотно обращался к изображению берегов Невы, водной поверхности, тумана. Скромный мотив, подчеркнуто обыденное состояние города поэтизируются переживанием автора, создающего камерный лирический образ.

А.С. Ведерников (1898-1975). На Неве. 1955 г. Музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме, Санкт-Петербург.

А.С. Ведерников (1898-1975). Яхт-клуб. 1955 г. Бумага, цветная автолитография. 41,6 х 59,6 см.
Омский областной музей изобразительных искусств им. М.А. Врубеля.

А.С. Ведерников (1898-1975). У Ростральной колонны. 1956 г. Бумага, цветная автолитография. 35 х 50,5 см.
Государственный музей истории Санкт-Петербурга.

А.С. Ведерников (1898-1975). Вид на море у Горьковской ГЭС. 1956 г. Бумага, цветная автолитография.
47 х 62 см. Частное собрание.

А.С. Ведерников (1898-1975). Ветер. 1955 г. Бумага, автолитография. 41,7 х 59,5 см.
Аукционный дом Егоровых, Москва.

А.С. Ведерников (1898-1975). Дождь на Тучковой набережной. 1955 г. https://babs71.livejournal.com.

А.С. Ведерников (1898-1975). Парусники. 1955 г. Бумага, акварель. 37,5 х 51 см.
Аукционный дом СОВКОМ, Москва, 2012 г. Эстимейт 75.000 – 150.000 руб.

А.С. Ведерников (1898-1975). Зимний пейзаж. 1956 г. Бумага, акварель. 26,5 х 31 см.
Галерея Леонида Шишкина.

А.С. Ведерников (1898-1975). Рабочий стол в доме художника. 1955 г.
Бумага, цветная литография. 52 х 37 см. Государственный музей истории
Санкт-Петербурга.

А.С. Ведерников (1898-1975). Интерьер с ширмой. 1956 г. Бумага, хромолитография.
52,8 х 37,5 см. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.

А.С. Ведерников (1898-1975). Натюрморт с яблоками. 1955 г. Бумага, цветная линогравюра.
42,7 х 30 см. Омский областной музей изобразительных искусств им. М.А. Врубеля.
Александр Ведерников был дружен с другим художником ленинградской школы Николаем Лапшиным. Н. Лапшин пробовал работать с природными пигментами, привезенными ему А. Ведерниковым. Как утверждал Лапшин, «разработанный им метод он осуществлял гораздо совершеннее, чем его друг А. Ведерников». В декабре 1941 года в блокадном Ленинграде Николай Лапшин, почти ослепший, диктовал Александру Ведерникову воспоминания о своей жизни, которые были изданы только в 2005 году. Ведерников остался живой, он был вывезен на Большую землю в Городец 3 февраля 1942 года вместе с женой и сыном, а Н. Лапшин умер от голода 24 февраля 1942 года в блокадном Ленинграде.

А.С. Ведерников (1898-1975). Женщина с книгой. 1955 г. Бумага, цветная литография.
54,5 х 47,7 см. Пермская государственная художественная галерея.

А.С. Ведерников (1898-1975). Натурщица. 1956 г. Бумага, автолитография. 50 х 37 см.
Галерея «Арт-Бульвар», Москва.

А.С. Ведерников (1898-1975). Городец на Волге. 1957 г. Бумага, автолитография. 47 х 62 см.
Аукционный дом Егоровых, Москва, 16 сентября 2025 г. Лот продан за 18.000 руб.

А.С. Ведерников (1898-1975). Волга. Городецкая пристань. 1958 г. Бумага, автолитография.
Музей искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков.

А.С. Ведерников (1898-1975). На палубе парохода. 1957 г. Бумага, цветная автолитография. 45 х 59 см.
Галерея «Арт-Бульвар», Москва.

А.С. Ведерников (1898-1975). Зима. Станция. (Финляндская железная дорого). 1957 г. Бумага, литография.

А.С. Ведерников (1898-1975). Волжский пейзаж. 1957 г. Бумага, автолитография. 47 х 62 см.
Аукционный дом Егоровых, Москва.

А.С. Ведерников (1898-1975). Три парохода. 1957 г. Бумага, автолитография. 35 х 51 см.
Пермская государственная художественная галерея.

А.С. Ведерников (1898-1975). На Волге пасмурный день. 1958 г. Бумага, автолитография. 41,5 х 59,3 см.
Аукционный дом Егоровых, Москва.
А.С. Ведерников (1898-1975). 1. У бульвара Профсоюзов. 1957 г. Бумага, цветная автолитография. 43,5х35 см. Государственный музей истории Санкт-Петербурга. 2. У бульвара Профсоюзов. 1959 г. Бумага, цветная литография. 28х24 см. Чувашский государственный художественный музей, Чебоксары.

А.С. Ведерников (1898-1975). Скверик у Эрмитажа. 1957 г.
Бумага, цветная автолитография. 42,5 х 30,5 см.
Государственный музей истории Санкт-Петербурга.
В послевоенный период Александр Ведерников работал преимущественно в технике акварели и тиражной графики. В 1945 году исполнил зарисовки разрушенных во время войны памятников русской архитектуры в Пскове, Царском Селе, Пулково. В 1950—1970 годы мастер много работал в области станковой литографии. Несмотря на свои многочисленные работы маслом и акварелью, Ведерников широко известен как мастер многоцветных станковых литографий.

А.С. Ведерников (1898-1975). Натюрморт с мандолиной. 1958 г. Бумага, цветная литография. 62 х 47,5 см.
Музей искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков.

А.С. Ведерников (1898-1975). Натюрморт в интерьере. 1958 г. Бумага, литография. 47,3 × 62 см.
Частное собрание.

А.С. Ведерников (1898-1975). Натюрморт. 1958 г. Бумага, цветная литография.
54,9 х 39,8 см. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.

А.С. Ведерников (1898-1975). Натюрморт с петушком. 1958 г. Бумага, цветная литография.
53,5 х 38,5 см. Государственный музей истории Санкт-Петербурга.

А.С. Ведерников (1898-1975). Пейзаж с видом на набережную. 1958 г.
Бумага, автолитография. 58,8 х 41,2 см. Галерея «Арт-Бульвар», Москва.

А.С. Ведерников (1898-1975). Яхты. 1958 г. Бумага, автолитография. 44 х 58 см.
Аукционный дом Егоровых, Москва.

А.С. Ведерников (1898-1975). Пароход у пристани на Волге. 1958 г. Бумага, автолитография.
Частное собрание.

А.С. Ведерников (1898-1975). Пристань на Волге. 1958 г. Бумага, автолитография. 47 х 62 см.
Аукционный дом Егоровых, Москва.

А.С. Ведерников (1898-1975). У волжских берегов. 1958 г. Бумага, автолитография. 47 х 62 см.
Аукционный дом Егоровых, Москва.

А.С. Ведерников (1898-1975). Волга на повороте. 1959 г. Бумага, литография.
Аукционный дом Егоровых, Москва.

А.С. Ведерников (1898-1975). Первый снег на Неве. 1958 г. Бумага, цветная автолитография.
32,8 х 44,3 см. Омский областной музей изобразительных искусств им. М.А. Врубеля.

А.С. Ведерников (1898-1975). Из серии «Берега Волги». 1959 г. Бумага, автолитография. 47 х 62 см.
Аукционный дом Егоровых, Москва.

А.С. Ведерников (1898-1975). Из серии «По Волге». Открытка. 1959 г.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
В конце 1950-х годов Ведерников увлекся цветной литографией - именно в эту, оттепельную, оптимистическую эпоху появляются яркие и красочные интерьеры и натюрморты, по которым его и прозвали «Русским Матиссом».
С французским мастером действительно довольно много общего - сочность палитры, разудалая примитивность форм, плоскостность - но это не бездумное подражание, в этом выразилось настроение художника и ощущение эпохи: оттепель, оптимизм и светлая вера в радостное будущее - к этой многоцветности он пришел к концу 1950-х годов.

А.С. Ведерников (1898-1975). Площадь у Зимнего дворца. 1959 г. Бумага, цветная литография. 21 х 28 см.
Чувашский государственный художественный музей, Чебоксары.

А.С. Ведерников (1898-1975). Пароход у набережной Макарова. 1959 г. Бумага, цветная автолитография.
38 х 52,5 см. Государственный музей истории Санкт-Петербурга.

А.С. Ведерников (1898-1975). Перевоз. Из серии «Берега Волги». 1959 г. Бумага, автолитография.
47,3 х 62 см. Аукционный дом Егоровых, Москва.

А.С. Ведерников (1898-1975). Почтовая пристань на Волге. 1959 г. Бумага, хромолитография. 35,8 х 53,5 см.
ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.

А.С. Ведерников (1898-1975). Новые берега Волги. 1959 г. Бумага, автолитография. 47 х 62 см.
Аукционный дом Егоровых, Москва.

А.С. Ведерников (1898-1975). У товарной пристани. 1959 г. Бумага, автолитография, 42 х 59,5 см.
Частное собрание.

А.С. Ведерников (1898-1975). Баржи. 1960 г. Бумага, акварель. 33 х 34 см. Аукционный дом СОВКОМ,
Москва, 2007 г. Эстимейт 50.000 – 70.000 руб.

А.С. Ведерников (1898-1975). Зима. 1960 г. Бумага, цветная литография. 37 х 47 см.
Ангарский Городской музей, Иркутская обл.

А.С. Ведерников (1898-1975). Индустриальный пейзаж. 1960 г. Бумага, акварель. 30 х 41,5 см.
Аукционный дом СОВКОМ, Москва, 2006 г. Эстимейт $2.000 – 2.500 дол.

А.С. Ведерников (1898-1975). На берегу. 1960 г. Бумага, акварель. 29,5 х 40,5 см.
Аукционный дом СОВКОМ, Москва, 2006 г. Эстимейт $2.000 – 2.500 дол.

А.С. Ведерников (1898-1975). На Малой Неве. 1960 г. Музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме,
Санкт-Петербург.

А.С. Ведерников (1898-1975). Набережная Макарова, 1960 г. Бумага, литография.
Картина экспонировалась на выставке «Ленинградская литография. Место встречи». К 55-летию выставки 27 ленинградских художников в Лондоне и Нью-Йорке. Печатная графика. Музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме, Санкт-Петербург, 2017 г.

А.С. Ведерников (1898-1975). Набережная. 1960 г. Бумага, цветная автолитография. 35 х 45 см.
Пермская государственная художественная галерея.
Значение автолитографии прежде всего в том, что художник сам создает печатную форму, рисуя непосредственно на камне. К тому же весь процесс печати происходит при его непосредственном участии. Поэтому оттиски сохраняют выразительность авторского почерка, тонкость, которые свойственны лишь подлинным произведениям искусства. Возможность тиражирования делает вещь доступной и позволяет знакомить с ней не только посетителей выставок, но и более широкий круг зрителей.

А.С. Ведерников (1898-1975). Обнаженная. 1960 г. Бумага, акварель, белила, 36 х 30 см.
Аукционный дом «Литфонд», Москва, 2017 г.

А.С. Ведерников (1898-1975). Натурщица в интерьере. 1960 г.
Бумага, цветная автолитография. 62 х 47 см. Музей искусства
Санкт-Петербурга XX-XXI веков.

А.С. Ведерников (1898-1975). Натурщица. 1959 г. Бумага, цветная линогравюра.
21 х 29 см. Вологодская областная картинная галерея.

А.С. Ведерников (1898-1975). Дама в кресле. 1961 г. Бумага, литография.
Картина экспонировалась на выставке «Ленинградская литография. Место встречи». К 55-летию выставки 27 ленинградских художников в Лондоне и Нью-Йорке. Печатная графика. Музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме, Санкт-Петербург, 2017 г.

А.С. Ведерников (1898-1975). Женская фигура. 1960 г. Бумага, акварель, белила. 57 х 44 см.
Музей искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков.

А.С. Ведерников (1898-1975). Акробатки. 1960 г. Бумага, цветная литография,
акварель, графитный и цветные карандаши. 44,5 х 34,6 ми.
Собрание Романа Бабичева.

А.С. Ведерников (1898-1975). Набережная. 1960 г. Бумага, цветная литография. 20,6 х 28 см.
Музей «Царскосельская коллекция», г. Пушкин, Санкт-Петербург.

А.С. Ведерников (1898-1975). Три букета. 1960 г. Бумага, автолитография. 47 x 62 см.
Аукционный дом Егоровых, Москва.

А.С. Ведерников (1898-1975). Натюрморт с кружкой. 1960 г.
Бумага, линогравюра цветная. 53,7 х 41 см.
Омский областной музей изобразительных искусств им. М.А. Врубеля.
Картина экспонировалась на выставке «Ленинградская литография. Место встречи». К 55-летию выставки 27 ленинградских художников в Лондоне и Нью-Йорке. Печатная графика. Музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме, Санкт-Петербург, 2017 г.

А.С. Ведерников (1898-1975). Натюрморт с ананасом. 1960 г.
Бумага, цветная литография. 62,5 х 47,5 см.
Государственный художественный музей Алтайского края, Барнаул.

А.С. Ведерников (1898-1975). Натюрморт. 1960 г. Бумага, автолитография.
58,8 х 44 см. Аукционный дом Егоровых, Москва.

А.С. Ведерников (1898-1975). Интерьер. 1960-е гг. Бумага, цветная литография.
28 х 21 см. Музей-заповедник «Шушенское», Красноярский край.

Альбер и Марсель Марке на выставке ВХУТЕИНа. Нина Кашина слева на фоне работ Ф. Шурпина. 1934 г.
Произведения Ведерникова кажутся такими простыми и в то же время удивительно точно схваченными. Вроде бы и контуры размыты и деталей каких-то особенных нет, а впечатление - как будто на реальный пейзаж смотришь, настолько он ощутим.
Благотворное влияние на его творчество оказала французская школа живописи, в первую очередь, Анри Матисс и Альбер Марке. В 1934 году Альбер Марке (1875-1947) с женой приезжал в СССР, был в Ленинграде, Москве, Харькове, Ростове, Тбилиси, Батуми, встречался с художниками, посещал мастерские, видел свои картины в Государственном музее нового западного искусства, куда они попали из национализированных коллекций Ивана Морозова и Сергея Щукина, сфотографировался в экспозиции и даже подарил музею литографию и пару офортов.

А.С. Ведерников (1898-1975). В ванной. Конец 1960-х гг. Бумага, цветная автолитография.
Музей рисунка. http://drawing-museum.org.

А.С. Ведерников (1898-1975). Беседа двух обнаженных. 1960-е гг. Бумага, акварель. 30 х 36 см.
Аукционный дом №1, Москва, 2020 г. Эстимейт 12.000 - 20.000 руб.

А.С. Ведерников (1898-1975). Эскиз зеленого блюда с женщиной в кресле. Конец 1960-х - начало 1970-х гг.
Бумага, акварель. 32,9 х 24,9 см. Ивановский областной художественный музей.

А.С. Ведерников (1898-1975). Обнаженная в кресле. 1960-е гг. Бумага, акварель.
Частное собрание.

А.С. Ведерников (1898-1975). Интерьер на красном фоне. 1960-е гг. Бумага, гуашь. 10 x 15,5 см.
Галерея АртПанорама, Москва.

А.С. Ведерников (1898-1975). Интерьер с мебелью в стиле ампир. 1960-е гг.
Бумага, акварель. 20 x 16 см. Галерея АртПанорама, Москва.

А.С. Ведерников (1898-1975). Интерьер. 1960-е гг. Бумага, цветная автолитография.
https://petroart.ru/art/v/vedernikov.

А.С. Ведерников (1898-1975). Натюрморт с арбузом. 1960-е гг. Бумага, темпера.
33 х 25 см. Аукционный дом Егоровых, Москва.

А.С. Ведерников (1898-1975). Натюрморт с цветами и яблоками. 1960-е гг.
Бумага, цветная литография. 42 х 30 см. Калужский музей изобразительных искусств.

А.С. Ведерников (1898-1975). Натюрморт с двумя кувшинами. 1960-е гг.
Бумага, акварель, гуашь, тушь, кисть. 63,5 х 48,2 см.
Собрание Романа Бабичева.

А.С. Ведерников (1898-1975). Натюрморт с зеленым кувшином. 1960-1970-е гг.
Бумага, акварель. 29,7 х 23,2 см. Аукционный дом Егоровых, Москва.

А.С. Ведерников (1898-1975). Рябина и виноград. 1960-1962 гг.
Бумага, цветная литография. 47 х 37 см.
Екатеринбургский музей изобразительных искусств.
Александр Ведерников был художником-экспериментатором в прямом смысле слова. При ленинградском Союзе художников работала экспериментальная мастерская, в которой исследовались различные техники графики. Подолгу бывая в этой мастерской, Ведерников пришел к собственному варианту цветной печати.
Как и многие художники в советское время, Ведерников в какой-то момент впал в немилость у властей из-за так называемого «формализма» - этим странным словом клеймили всех, кто хоть немного выпадал из нормативов соцреализма. Но, к счастью для всех, художник все же не растерял вот этого особого «цветастого» мироощущения, столь ярко выразившегося в его натюрмортах и интерьерах.

А.С. Ведерников (1898-1975). Обнаженная. 1960-е гг. Бумага, соус, акварель.
35,8 х 29,8 см. Аукционный дом СОВКОМ, Москва, 16 сентября 2025 г.
Эстимейт 30.000 – 60.000 руб.

А.С. Ведерников (1898-1975). Обнаженная. 1960-е гг. Бумага, акварель.
https://all-drawings.livejournal.com.

А.С. Ведерников (1898-1975). У стадиона. 1960-е гг. Бумага, цветная автолитография.
https://ru.pinterest.com.

А.С. Ведерников (1898-1975). В порту. 1960-е гг. Бумага, акварель. 26,5 х 27 см.
Аукционный дом Егоровых, Москва.

А.С. Ведерников (1898-1975). Ленинград. Пейзаж. 1960-е гг. Бумага, акварель. 21 х 25 см.
https://ru.pinterest.com.

А.С. Ведерников (1898-1975). На Васильевском острове. 1960-е гг. Бумага, акварель. Частное собрание.

А.С. Ведерников (1898-1975). Пейзаж с мачтами. 1960-е гг. Бумага, литография.
Мастерская печатной графики, Санкт-Петербург.

А.С. Ведерников (1898-1975). Юрьевец на Волге. 1960-е гг. Бумага, акварель. 14 x 20 см.
Галерея АртПанорама, Москва.

А.С. Ведерников (1898-1975). Набережная Макарова. 1961 г. Бумага, цветная автолитография. 30,5 х 42 см.
Коллекция Валерия Воронина.

А.С. Ведерников (1898-1975). Ветка снежинки. 1961 г. Бумага, автолитография.
61,7 х 46,5 см. Аукционный дом Егоровых, Москва.

А.С. Ведерников (1898-1975). Натюрморт. 1960-е гг. https://toffana.ru/vedernikov
Натюрморты Ведерникова очень модернистские, в них можно увидеть отголоски очень многих течений начала ХХ века, которые подспудно, почти тайком начали открываться советским художникам в период оттепели. Для нас сейчас это кажется диким, но в те годы картины авангардистов были под запретом, их прятали в запасниках и увидеть их можно было только имея тесные знакомства среди музейщиков. Альбомы с репродукциями доставали с большим трудом и показывали только близким друзьям. В общем, познакомиться с достижениями модернизма было довольно сложно.

А.С. Ведерников (1898-1975). Женский портрет. Конец 1960-х - начало 1970-х гг.
Бумага, акварель. 32,7 х 24,9 см. Ивановский областной художественный музей.

А.С. Ведерников (1898-1975). Женщина с голубем. 1960-е гг.
Бумага, акварель, белила. 23,2 х 17 см. Частное собрание.

А.С. Ведерников (1898-1975). Натюрморт с мандолиной. 1961 г. Бумага, цветная литография. 31 х 42 см.
Новокузнецкий художественный музей.

А.С. Ведерников (1898-1975). Интерьер. 1961 г. Бумага, цветная литография.
25,5 х 19 см. Музей-заповедник «Шушенское», Красноярский край.

А.С. Ведерников (1898-1975). Интерьер с зеркалом. 1961 г.
Бумага, цветная автолитография. 67,3 х 50,3 см.
Аукционный дом Егоровых, Москва.

А.С. Ведерников (1898-1975). Натюрморт с кувшинами. 1961 г. Бумага, акварель, гуашь.
71 х 53 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

А.С. Ведерников (1898-1975). Китайские яблочки. 1961 г. Бумага, цветная литография.
42 х 30,5 см. Чувашский государственный художественный музей, Чебоксары.

А.С. Ведерников (1898-1975). Натюрморт с калиной и клубникой. 1961 г.
Бумага, автолитография. 61,7 х 47 см. Аукционный дом Егоровых, Москва.

А.С. Ведерников (1898-1975). Желтый натюрморт. 1962 г. Холст, темпера. 55 x 44,5 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

А.С. Ведерников (1898-1975). Натюрморт. 1962 г. Бумага, автолитография.
61,7 x 46,7 см. Аукционный дом Егоровых, Москва.
В своей последней биографии Николай Лапшин написал: «Моя дружба с В.В. Лебедевым и Н.А. Тырсой продолжалась и дала мне очень, очень много; это была та художественная среда, которая необходима для каждого художника. Мы увлекались "французами" и всей культурой живописи. Просматривали массу иллюстрированного материала, выписывали журналы, а Лебедеву удалось выписать много книг из-за границы. Н.А.Тырса заботливо выписал мне через Дом ученых книгу (об Альбере Марке). Чудную книгу, которая еще больше утвердила меня в своей любви к этому художнику. Отчасти к нашей компании примыкал и А.А. Успенский, который увлекался художником (Рayлем Дюфи). И выписал монографию этого художника. Тырса особенно любил Ренуара, Матисса, Лебедев сперва был увлечен Сёра, затем Пикассо и особенно Эдуардом Мане».

А.С. Ведерников (1898-1975). На стрелке Васильевского острова. 1962 г. Авторская литография.
15 х 10 см. Общество Поощрения Художеств, Санкт-Петербург.

А.С. Ведерников (1898-1975). Пристань. 1961 г. Бумага, автолитография. 47,5 х 62 см.
Аукционный дом Егоровых, Москва.

А.С. Ведерников (1898-1975). Первый снег на набережной Макарова. 1961 г. Бумага, акварель.
Аукционный дом Егоровых, Москва.

А.С. Ведерников (1898-1975). Ленинградский пейзаж. 1962 г. Бумага, цветная литография.
Открытка из набора авторских эстампов. Тираж 500 экз.

А.С. Ведерников (1898-1975). Из серии «Флот». 1962 г. Открытка из набора авторских эстампов.
Тираж 500 экз.

А.С. Ведерников (1898-1975). Яхт-клуб. 1962 г. Бумага, цветная автолитография. 30,5 х 41,5 см.
Аукционный дом Егоровых, Москва.

А.С. Ведерников (1898-1975). Яхт-клуб. 1955 г. Бумага, литография.43,5 х 30,5 см.
Духовщинский районный историко-художественный музей, Смоленская обл.

А.С. Ведерников (1898-1975). Натюрморт с рыбами. 1962 г. Бумага, цветная литография. 41,5 х 30,5 см. Чувашский государственный художественный музей, Чебоксары.
Картина экспонировалась на выставке «Ленинградская литография. Место встречи». К 55-летию выставки 27 ленинградских художников в Лондоне и Нью-Йорке. Печатная графика. Музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме, Санкт-Петербург, 2017 г.
А какие у Ведерникова женские образы... Не могу определиться, какой жанр у Ведерникова мне больше нравится, наверное, всё-таки ленинградские городские пейзажи. А вам какой?
ИСТОЧНИКИ

Антон Успенский. Между авангардом и соцреализмом. Из истории советской живописи
1920-1930-х годов. Москва, Издательство «Искусство-XXI век», 2024 г. –
Стр. 158, 169-172, 242-243, 264-266, 309 и др.
1.Все краски оттепели. Советско-французское искусство Александра Ведерникова
2.Тихий француз - Анна Толстова о выставке Альбера Марке в ГМИИ им. А. С. Пушкина (2016 г.)
(Продолжение следует)