Говоря о разуме, нельзя не говорить о языке. Каким бы способом описания мира мы ни владели, воспринимаемый мир "рисует" нам наш разум и основным его инструментом является язык. Разум творил и совершенствовал язык. Разум развивался в расширяющемся пространстве языка. разум при помощи языка оформлял свои достижения. Разум, в конце концов, научился мудрить, чудить, издеваться и смеяться. В общем без дела не сидел.
"Можно сказать, что язык есть способ существования разума. Начиная с какого - то момента своего развития, интеллект перестал удовлетворяться естественным языком и породил ряд искусственных: язык математики, химии, физики, генетики и так далее. Искусственные языки достигли невообразимых степеней абстракции, их логика и формализм могут произвести впечатление чего - то совершенно нечеловеческого" ***
Можно подвести некоторый промежуточный итог. Потратив много слов, потеряв двух собеседников - друзей, вынужден признать, что так ничего и не узнал о сознании, кроме того, что все знают и утверждают, что оно есть. Зато теперь понимаю, что разум даёт возможность каждому из нас творить своё описание, в котором мы успешно и обитаем. В своей книге "Тайна Карлоса Кастанеды", А. П. Ксендзюк, по которой я не спеша путешествую и которую исследую, автор предлагает разобраться , в какой мере языковые реалии соответствуют Реальности мироздания и действительно ли восприятие вне языка может быть по - настоящему произвольным, а значит - свободным от любых условностей. Как вам, например, такое утверждение?
"Мы не воспринимаем то, что реально предлагается органам чувств, - с той поры, когда языковое сознание стало доминирующим, мы "воспринимаем" слова, их жестко закреплённые значения и такие же жесткие взаимоотношения значений, не зависимо от того, в какой мере языковые связи согласуются с конкретной, ситуативной действительностью" ***
Огонь напомнит вашим чувствам, что нужно делать, когда органам чувств предложат оценить степень опасности тлеющими углями костра. Этот физиологический уровень даст результат уже после одной попытки. Какое ещё языковое сознание? Ну, примерно так оно выглядит.
"В третьей стадии гипноза (с последующей амнезией) испытуемым внушалось, что на выходе из гипноза они не будут видеть некоторые предметы. Испытуемые действительно не видели "запрещённые" предметы, более того, - они не видели и всё то, что оказывалось семантически с ними связано. Если внушалось, что они не будут видеть сигареты, то они не замечали так же пепельницу с окурками, спички и т. п. Если же семантически связанный предмет назывался, то испытуемый не мог вспомнить его функцию. Зажигалку называли "цилиндриком", "тюбиком для валидола". Гипнотическое запрещение "видения объекта" ведёт, очевидно, к блокированию связи "образ - слово", и воспринимаемый объект не осознаётся испытуемым, не "видится" им. Такая удивительная связь заводит нас довольно далеко. Можно утверждать, что отсутствие в языке некоторого значения приводит к существенному ограничению в восприятии реальности, либо делает такое восприятие вообще невозможным" ***
Как, впрочем, появление новых устойчивых научных представлений в языке (естественном или искусственном) формирует мир, которого по сути нет (например, красочные композиционные "снимки" галактик). Вот вам и вывод.
"Собственно говоря, мы не знаем никакого восприятия с момента появления языка; мы знаем другой психологический процесс - осознание при восприятии. Это и есть удвоенное отражение , вторичное отражение мира с помощью знаковых средств" ***
Ну и о каком сознании мы ведём речь? О том, которое себе обрисовали при помощи символов и знаков языка или о Реальном Сознании, которое описанию не поддаётся.
*** "Тайна Карлоса Кастанеды" А. П. Ксендзюк