Одной из интереснейших проблем камерного портрета является изображение детей. Ребенок в XVIII в. трактовался обычно как маленький взрослый. Едва выйдя из младенчества, он уже должен был подчиняться требованиям этикета, принятым во взрослом обществе. Таким он выглядит на парадных портретах первой половины и середины XVIII в. С возникновением камерного портрета многие свойства образов взрослых людей были перенесены и на детей. Вместе с тем по мере развития самого камерного портрета художники все более внимательно всматриваются в свои модели. Постепенно происходит открытие истинно детского портрета. Левицкий оказался одним из первых портретистов, которые увидели в ребенке не только чисто физические возрастные признаки, но и уловил особенности подвижной и переменчивой детской психики, сквозящие за взрослой манерой вести себя на людях. К числу лучших работ Левицкого относятся четыре портрета дочерей графа А.И.Воронцова, написанные на рубеже 1780-1790-х гг. Непосредственность поведения, уже наметившиеся различия характеров, внутреннее состояние каждой девочки в момент позирования тонко и с глубокой симпатией переданы портретистом.
Портрет графини Анны Артемьевны Воронцовой в детстве (1780 г.)
Портрет великого князя Александра Павловича в детстве (1787 г.)
Портрет великой княжны Марии Павловны в детстве (1790 г.)
Портрет Прасковьи Артемьевны Воронцовой в детстве (1790 г.)
Портрет великой княжны Елены Павловны в детстве (1791 г.)
К концу XVIII в. деятельность Левицкого ослабевает. После периода широкой известности и благополучия на долю художника и его семьи выпали болезни и несчастья. Он нередко жалуется на ухудшение зрения и невозможность продолжать работу. От позднего творчества Левицкого осталось немного произведений, во всем уступающих прежним. В некоторых из них заметны воздействия новых направлений, определивших портретную живопись на рубеже восемнадцатого и девятнадцатого столетий. Таков, например, камерный портрет бывшей фрейлины Екатерины II А.С.Протасовой. Дама неопределенного возраста, одетая по моде конца 1790-х гг., представлена на фоне чуть намеченного пейзажа — подобный мотив распространился в портретной живописи этого времени. В изображении Протасовой нет столь характерного ранее для Левицкого внимания к индивидуальным свойствам модели. Кажется, что интерес художника сосредоточен на передаче несколько подчеркнутой пластики форм.
Портрет Анны Степановны Протасовой, бывшей камер-фрейлины императрицы Екатерины II (1800 г.)
Уйдя в 1787 г. из Академии художеств по причине слабости здоровья, Левицкий получил ничтожную пенсию, которой хватало лишь на самое скудное существование, когда из-за потери зрения он вынужден был окончательно оставить свое ремесло. По некоторым сохранившимся свидетельствам современников известно о тяжелом душевном состоянии художника, который находил для себя утешение только в религии. Немногочисленные друзья пытались облегчить положение старого мастера. Умер Левицкий в 1822 г., надолго пережив свою эпоху и собственную славу. Однако имя его никогда не исчезало из памяти потомков. Молодые художники, сменившие в начале ХIХ века великих мастеров блестящего и трудного XVIII в., опирались на достижения своего предшественника и учителя Д.Г.Левицкого.
Портрет Ивана Логиновича Голенищева-Кутузова
Портрет Дени Дидро (1773-1773 гг.)
Портрет Анастасии Яковлевны Левицкой (1780 г.)
Портрет директора певческой капеллы Марка Федоровича Полторацкого (1780 г.)
Портрет графини Екатерины Алексеевны Воронцовой (1780-е гг.)
Портрет графины Екатерины Алексеевны Воронцовой (1783 г.)
Портрет Екатерины Романовны Дашковой (урожденной — Воронцовой) (1784 г.)
Портрет великого полководца Александра Васильевича Суворова (1786 г.)
Портрет купца Андрея Ивановича Борисова (1788 г.)
Портрет неизвестной с розой (1788 г.)
Портрет Mарии Ивановны Мюссар (1790 г.)
Портрет Ивана Ивановича Шувалова (1790 г.)
Портрет Ивана Ивановича Билибина (1801 г.)
Портрет Ивана Харитоновича Билибина-старшего (1801 г.)
Портрет Якова Ивановича Билибина (1801 г.)
Портрет Ивана Владимировича Лопухина (1802-1804 гг.)