• Авторизация


первый учебник по этикету 30-11-2014 14:40 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Бахыт_Светлана Оригинальное сообщение

Первый русский учебник по этикету
 

[показать]

Сегодня – интересный юбилей в истории светского общества России.
Исполнилось 295 лет со дня выхода из печати первого учебника по этикету «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению». Это даже скорее не учебник, а пособие или наставление молодым дворянам, которое содержит массу любопытных посланий тогдашней молодежи, было выпущено в карманном варианте, что подразумевало постоянное его ношение с собой.
Книга, предназначенная для самообразовательного чтения, стала основой воспитания для многих будущих видных российских государственных деятелей, ученых и писателей.

Примечательно, что «Зерцало» вышло по повелению Петра Первого, который семимильными шагами «переучивал» страну на так им любимый европейский манер практически во всех жизненных сферах общества.

[показать]

Принято считать, что составителем книги был епископ Рязанский и Муромский Гавриил (Бужинский). По мнению исследователей в ее создании также принимал активное участие и сподвижник Петра, Яков Брюс.
По сути, книга являлась вольным пересказом правил поведения, заимствованных из различных европейских книг.

В качестве прототипов называют сочинение «О воспитанности нравов детских» («De civilitate morum puerilium») Эразма Роттердамского, изданную в 1706 году в русском переводе под названием «Златая книжица о гожении нравов».
«Зерцало» адаптировало европейский этикет к русским реалиям, способствовало распространению в России нового быта.

Книга практически сразу же стала бестселлером, тираж разошелся очень быстро. В течение года пришлось ее печатать еще дважды. Именно на этой книге было воспитано несколько поколений российских дворян.

Несмотря на следование европейским требованиям о соблюдении этикета, составители книги так и не смогли полностью отойти от российских патриархальных традиций. Практически вся книга посвящена поведению юношей, о девицах в ней вскользь упомянули в самом конце, дав несколько общих правил, в которых чувствовалось стойкое влияние «Домостроя». Для девиц во главу угла ставились набожность, смирение, молитвы, почтительное отношение к родителям и старшим, скромность, стыдливость и т. п.
Несмотря на такое ограниченное внимание книги к женскому полу, отдадим должное Петру в том, что именно в его правление дамы начали посещать Ассамблеи, учрежденные его указом в декабре 1718 года (почти через два года после выхода «Зерцала»).

[показать]
Станислав Хлебовский (1835–1884), «Ассамблея при Петре I» (1858).

Посещать эти «вольные собрания, или съезды», как следует из «Объявления каким образом ассамблеи отправлять надлежит», разрешалось «с высших чинов до обер-офицеров и дворян, также знатным купцам и начальным мастеровым людям, также и знатным приказным, тоже, разумеется, и о женском полу, их жен и детей». Таким образом, царедворцы, в костюмах, скроенных по европейской моде, получили возможность выводить в свет своих жен и дочерей. Историческое значение этого события можно определить фразой Сергея Михайловича Соловьева (1820–1879):

Петр прекратил затворничество женщин, приказав приглашать их в общественные собрания.

После Петра ассамблеи трансформировались в балы.

[показать]

В отличие от девушек для юношей в «Зерцале» были подробно изложены нормы поведения при различных жизненных ситуациях. Начинались они с рекомендаций по поведению в семье: «В первых наипаче всего должни дети отца и матерь в великой чести содержать. И когда от родителей что им приказано бывает, всегда шляпу в руках держать, а пред ними не вздевать, и возле их не садитися, и прежде оных не заседать, при них во окно всем телом не выглядовать, но все потаенным образом с великим почтением, не с ними вряд, но немного уступи позади оных в стороне стоять, подобно яко паж некоторый или слуга».

Любопытно, что авторы дополнили вполне европеизированные требования и российским колоритом: «У родителей речей перебивать не надлежит, и ниже прекословить, и других их сверстников в речи не впадать, но ожидать, пока они выговорят. Часто одного дела не повторять, на стол, на скамью, или на что иное, не опираться, и не быть подобным деревенскому мужику, которой на солнце валяется, но стоять должни прямо».

[показать]

Здесь же были изложены и требования к поведению за столом, так как закладываться они должны были в семье с детства: «Не прилично им руками или ногами по столу везде колобродить, смирно ести. А вилками и ножиком по торелкам, по скатерти или по блюду чертить, не колоть и не стучать, но должни тихо и смирно, прямо, а не избоченясь сидеть».

Не могли составители обойти вниманием и проблему пьянства: «Честный отрок должен остерегать себя от неравных побратенеств в питье, чтоб ему опосле о том не раскаяваться было. И дабы иногда новой побратеник не напал на него безчестными и необыкновенными словами что часто случается. Ибо когда кто с кем побратенство выпьет, то чрез оное дается повод и способ к потерянию своея чести, так, что иной принужден побратеника своего устыдиться. А особливо когда оной отречется или нападет несносными поносительными словами».

Видимо, с навыками поведения у молодых дворян было не ахти, поэтому в наставлении не преминули упомянуть, что «младые отроки не должни носом храпеть, и глазами моргать и ниже шею и плеча якобы из повадки трести, и руками не шалить, не хватать, или подобное неистовство не чинить, да бы от издевки не учинилось в правду повадки и обычая: ибо такия принятая повадки, младаго отрока весьма обезобразят и остыжают так, чтоб потом в домах, их посмехая, тем дражнят… Еще же зело непристойно, когда кто платком или перстом в носу чистит, яко бы мазь какую мазал, а особливо при других честных людях».

Петру требовались надежные и умелые исполнители его воли, поэтому акцент делался на образование и подготовку молодых дворян к службе: «Всегда время пробавляй в делах благочестных, а празден и без дела отнюдь не бывай, ибо от того случается, что некоторыя живут лениво, не бодро, а разум их затмится и иступится, потом из того добра никакова ожидать можно, кроме дряхлова тела и червоточины, которое с лености тучно бывает… Младый отрок должен быть бодр, трудолюбив, прилежен и безпокоен, подобно как в часах маетник… Младыя отроки должни всегда между собою говорить иностранным языком, дабы тем навыкнуть могли, а особливо когда им что тайное говорил, случится, чтоб слуги и служанки дознаться не могли и чтоб можно их от других не знающих болванов разпознать».

[показать]

Любопытно, что религиозные качества в наставлении упоминаются только изредка и явно не входят в число важных достоинств молодого дворянина. «Должно, когда будешь в церкве или на улице людем никогда в глаза не смотреть, яко бы из их насквозь кого хотел провидеть, и ниже везде заглядоватся, или рот розиня ходить яко ленивый осел. Но должно итти благочинно постоянно и смирно и с таким вниманием молитца, яко бы пред вышшим сего света монархом стоять довлело».

В книге дано много наставлений для различных жизненных ситуаций. В том числе и такие, как себя вести на свадьбе или на танцах; куда можно, а куда не следует ходить без приглашения; как строить взаимоотношения со сверстниками и слугами; как выглядеть при любых обстоятельствах весело и приятно.

Обращает на себя внимание образный, сочный, доступный язык, которым написано «Зерцало». Это не нудное наставление, которое и читать-то скучно, а легко запоминающиеся советы, подкрепленные образами, буквально впечатывающимися в память. Не зря же «Зерцало» было настольной книгой молодых дворян в течение почти полутора веков. Впоследствии в России издавалось немало книг по этикету, но, пожалуй, столь образной и запоминающейся, как «Юности честное зерцало», больше не было.

Полный текст первого учебника по этикету:

http://his95.narod.ru/doc00/zer.htm

Источник http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-31161/
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (1):


Комментарии (1): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник первый учебник по этикету | Алуса - Дневник Алуса | Лента друзей Алуса / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»