Сейчас это особенно трудно — увлечь школьника книжкой. С одной стороны, есть разжеванный, яркий мир виртуальной реальности с играми, соцсетями («- Ты как? - Туплю! - и диалог в таком духе на час), с другой, - черная дыра телевизора. С третьей, - велеречивые, написанные кондовым языком учебники — зачастую единственная книжка с которой ребята знакомятся. И она отбивает вообще всяческую охоту переворачивать другие обложки.
И разговоры о том, что хорошая книга делает человека богаче, наполняет внутренний мир, развивает фантазию и учит думать — в пользу бедных. Сделать ребенка читающим в такой обстановке — это вообще-то родительский подвиг. Нужно начинать с малого, продумывать тактику, подкладывать вовремя нужную литературу — пока не втянется.
Поколению 2000-х помогла Джоан Роулинг. Повальное увлечение ее ГарриПоттером в результате сделала многих (ныне уже выросших) молодых людей читающими. Потому что оказалось — это интересно, это «про нас» и этого мало. Когда заканчивались толстенные тома приключений маленького мага, ребята просили еще. И тогда...
Моя старший сын соскочил с Поттера на Булгакова. Когда закончились произведения Михаила Афанасьевича, он спросил: «А что еще есть?» Я посоветовал предтечу Булгакова — Гоголя. Потом — Григория Сковороду. Потом само пошло-поехало.
Младший по причине более юного возраста от Роулинг ушел в хорошую фантастику — Желязны, Беляев, Азимов...
А что может быть таким крючком сейчас? Известные учителя из Гильдии словесников напряглись перед каникулами и выдали списки литературы, которая могла бы заинтересовать разных ребят — и мальчиков, и девочек, увлечь... Все они есть на сайте Гильдии.
Важно, что этих списков много! Это не прямолинейное руководство к действию, а подсказка — с чего начать и чем аккуратно продолжить.
Я привожу только список, подготовленный учителем русского языка и литературы московской «Традиционной гимназии» Оксаной Вениаминовной Смирновой для ребят 14-15 лет (самый сложный, неусидчивый, но и самый пытливый возраст). На сайте же есть списки и отучителя литературы Центра образования «Пятьдесят седьмая школа», главного редактора журнала «Литература» Сергея Владимировича Волкова, от доктора филологических наук, зав редакцией русского языка литературы издательства «Просвещение» Светланы Игоревны Красовской, от зав кафедрой словесности Физико-математического лицея №31, (Челябинск) Нелли Михайловны Пащук. И многих других известных словесников и учителей.
- Проблема выбора книг в 14-15 лет связана, на мой взгляд, с двумя вещами, - пишет Оксана Смирнова. - Во-первых, с внутренним состоянием отдельно взятого ребенка (одни растут быстро и уже давно рвутся, да и могут, читать книги взрослые, а другие еще никак не вырастут из детства). Во-вторых, с неизбежным, но мучительным переходом от полного запрета что-либо читать (смотреть) про «взрослую» любовь к умению читать (смотреть) об этом спокойно, не «зацикливаясь», то есть по-взрослому. Избавить детей от этого порога невозможно. Держать их в шорах вплоть до появления собственных детей – не очень, мягко говоря, разумно. Надо суметь перевести подростков через эту читательскую грань, и каждому ребенку, вероятно, проложить какую-то свою дорогу в дебри сугубо «взрослых» книг, в которых уж лет сто, как перестали чего бы то ни было стесняться.
Составляя условные списки книг для этого возраста, я не пыталась объять необъятное. Спросила у своих знакомых, добавила их мнение к своим воспоминаниям и попыталась выстроить некоторую систему, впрочем, не слишком логичную и академичную. У меня был, строго говоря, один критерий – насколько эти книги были любимы, «читабельны». Никаких «правил» (если читаем «это» – почему не читаем «то» и нарушаем историческую справедливость?) тут не признается. Если «то» для подростка нечитабельно – значит, потому и не читаем. В 14 – 15 лет все еще актуальна задача не отпугнуть от чтения, а наоборот, всячески приохотить к этому занятию. В список попали только действительно любимые, по нескольку раз читанные книги – как ни странно это может показаться в некоторых случаях.
И еще одно соображение. Взрослый филолог, составляя такой список, волей-неволей начинает смущенно оглядываться: как это, мол, я упомяну о книге, которая давно считается довольно средненькой, а то и вовсе не выдерживает никакой художественной критики? Не порчу ли я вкус юного читателя? Такого рода предрассудки в данном списке не учитывались. Дело, на мой взгляд, в том, что в детстве и юности нужно многое прочитать не ради эстетического наслаждения, а ради кругозора. Однажды я прочитала у С. Аверинцева очень меткую реплику: если человек знает только свое время, свой узко современный круг понятий, он хронологический провинциал. А если не знает других стран и обычаев – географический провинциал (это моя экстраполяция). И чтоб не быть провинциалом, надо годам к 17 поначитать множество всяких книг – просто про жизнь, про «быт и нравы» разных народов и эпох.
Книги в данном списке сгруппированы достаточно условно, а группы расположены по возрастающей «взрослости». Так, на мой взгляд, будет проще выбирать. По ходу представления текстов позволю себе иногда кое-какие комментарии.
Совсем еще «детские» книги
А. Линдгрен Суперсыщик Калле Блумквист. Рони – дочь разбойника. Братья Львиное Сердце. Мы на острове Сальткрока.
Последняя книга – самая «взрослая» в списке, но, строго говоря, все это нужно было прочитать еще к 12 – 13 годам. Как, впрочем, и другие книги этого раздела. Но если подросток задержался в детстве, не начитал еще всего, что следовало, то эти книги не будут раздражать «мелюзговостью». Они именно для подростков.
Не знаю... наверное. В детстве они мне не достались. Только Карлсона нашего смотрела...
В. Крапивин По колено в траве. Тень каравеллы. Оруженосец Кашка. Белый шарик матроса Вильсона. Портфель капитана Румба. (И еще сказка про тополиную рубашку – не помню точного названия)
Крапивин написал много книг, и кто-то, возможно, предпочтет у него «мистико-фантастические» циклы. А я больше всего люблю те его книги, где фантастики почти (или совсем) нет, зато есть настоящие воспоминания о детстве. История же про капитана Румба смешна и жизнерадостна – артистически, без натуги, а этого подросткам не хватает, как витаминов.
Также не достались, увы...
Р. Брэдбери Вино из одуванчиков.
Как раз история про то, как трудно выходить из детства – еще с точки зрения детства, а не юности.
Бредбери не только "Вино..." читать нужно. "Марсианские Хроники" - бездна удовольствия. "451 градус по Фаренгейту" - просто полезно, особенно сейчас.
Алан Маршалл Я умею прыгать через лужи.
Все ее вдруг вспомнили с любовью.
Не читала, к сожалению
Р. Киплинг Пэк с холмов. Награды и феи.
Историю бы Англии еще к этому приложить или просто энциклопедию, где можно уточнить, кто есть кто и что есть где…
Киплинга далеко не только это. Его разбирать, конечно, нужно, с его "бременем белого человека", но есть что почитать и помимо прославления пользы мелкобриттов для Индии...
Корнелия Функе Король воров. Чернильное сердце.
Это уже «произвольная» часть списка. Дело в том, что всякому читателю нужна (кроме шедевров) прослойка книжек средних – на закуску, для передыха, просто чтобы не поднимать все время тяжести. И еще для правильного понимания масштабов. Те, кого с детства кормили одними шедеврами, не знают цену книгам. Читая постоянно тексты, написанные для детей, одни забываешь, а другие все-таки выделяешь, хотя они и не шедевры. Но можно, наверно, заменить их чем-то другим, просто мне попались эти.
По "Чернильному сердцу" только кино смотрела, не думала, что книга есть...
Ллойд Александер Цикл романов про Тарена (Книга трех. Черный котел. Тарен-странник и др.).
Первый раз слышу. Посмотрю.
История, география, зоология и прочее
Д. Лондон Северные рассказы. Смок Белью. Смок и Малыш.
Джек Лондон - любимейший. Всегда и везде, практически почти во всех романах и во всех рассказах.
Д. Кервуд Бродяги Севера (и прочее – пока не надоест). Увы, не знакома.
Жюль Верн Да все, что читается, если еще не прочитано. Согласна на все 100%.
А. Конан Дойль Затерянный мир. Бригадир Жерар (а это уже история). Да и не только перечисленное. "Когда Земля вскрикнула" - достойное продолжение Затерянного мира. Я уж не говорю про Шерлока Холмса.
В. Скотт Айвенго. Квентин Дорвард. Согласна.
Г. Хаггард Дочь Монтесумы. Копи царя Соломона. Согласна
Р. Стивенсон Похищенный. Катриона. Сент-Ив (увы, не законченный автором). Не знакома.
Р. Киплинг Ким. Увы, не знакома.
Мальчишки это очень любят, если им хватает умения прочитать не самую легкую книгу. Можно подсунуть ее с кратким комментарием: это история про то, как мальчишка-англичанин стал шпионом, да еще в Индии. А воспитывал его старый индиец-йог («О сын мой, разве я тебе не говорил, что колдовать нехорошо?»).
А. Дюма Граф Монтекристо. О, да! :-)).
Мушкетерскую-то эпопею к этому времени уже давно пора бы прочитать. И «Королеву Марго», наверно, тоже. Но не читать его нельзя. Да и не только это. А "Графиня де Монсоро" для барышень? :-)).
С. Форестер Сага о капитане Хорнблоуэре. (вышли три книги в «Исторической библиотеке для юношества»). Увы, не знакома.
Книга написана в ХХ веке: история английского моряка от мичмана до адмирала во времена наполеоновских войн. Дотошная, авантюрная, достоверная, очень обаятельная. Герой вызывает большую симпатию, оставаясь обычным, но очень достойным человеком.
Т. Хейердал Путешествие на Кон-Тики. Аку-аку. АГА!.
Д. Хэрриот Записки ветеринара и проч. Да! Познакомилась поздно, но перечитывала несколько раз.
Книги автобиографические, забавные и любопытные, полные бытовых деталей. Для любителей всякой живности – большое утешение.
И. Ефремов Путешествие Баурджеда. На краю Ойкумены. Рассказы. Твёрдое ДА. Немного "детский" слог, ну так для детей, видимо, и писалось. Но кругозор расширяет значительно, да и интерес к истории пробудить может. А "Таис Афинская" почти всю подростковость была зачитанной до дыр - в числе прочих. "Лезвие бритвы" считала несколько затянутым на отступлениях, а вот "Час быка" тогда не понравился совсем.
Почему-то сейчас эти книги не знают даже историки. А это такое подспорье и по истории древнего мира (Египет, Греция), и по географии (Африка,Средиземноморье). А рассказы скорее «палеонтологические» – и тоже очень интересные. Это ранний Ефремов, тут нет (или почти нет) соблазнительных идей – про йогу, красоту всяческих тел и проч., как в более поздних «Лезвии бритвы» и «Таис Афинской». И нет политики, как в «Часе быка» (это все вряд ли стоит давать детям). Зато, может быть, интересно и невредно почитать «Туманность Андромеды» – она, конечно, сильно устаревшая утопия, зато успешно избавляет от невежества в области астрономии. Ефремов вообще хорош (на мой взгляд) именно как популяризатор науки. У него есть документальная повесть о палеонтологических раскопках в Монголии «Дорога ветров» – очень любопытная.
М. Загоскин Юрий Милославский. Рассказы. Увы, не знакома.
А «Рославлев» мне что-то совсем не нравится.
А.К. Толстой «Князь Серебряный». Мне хватило одного раза. Не пошло.
Читали ведь уже, да и никто его особенно не любит – так, в меру. А упыриные рассказы («Семья вурдалака» особенно) соблазнительны – но прочитать их, вероятно, надо – для общего развития.
То, что любят девочки
Ш. Бронте Джейн Эйр. ДА, ДА, ДА! :-)))).
Э. Поттер Поллианна (и вторая книга – про то, как Поллианна вырастает, хотя, конечно, это и к 10 годам прочитывается). Не знакома.
Д. Уэббстер Длинноногий дядюшка. Милый недруг. Не знакома.
Обаятельные, хоть и простенькие книги. И редчайшая форма – романы в письмах, остроумные и достаточно остросюжетные.
А. Монтгомери Энн Ширли из усадьбы «Зеленые крыши».Не знакома.
Сам Набоков брался переводить… Но книга слабая. Есть замечательный канадский телефильм. И японский классный (говорят) мультик – но я еще не видела.
А. Егорушкина Настоящая принцесса и бродячий мостик.Не знакома.
Фэнтези, довольно средненькая, а продолжения и вовсе слабые. Но девчонки 12-13 лет от нее в полном восторге.
М. Стюарт Девять карет. Лунные пряхи (и другие детективы). Не знакома.
А это чтение уже для барышень 14-16 лет. Тоже очень любимое, познавательное и, кажется, безвредное. Английский быт после войны,Европа (Греция, Франция), дивные пейзажи и обязательно любовь. Детективы у М. Стюарт средние, но добротные. Вот история про Артура и Мерлина – шедевр, но о нем в другом разделе.
Кое-что из советской литературы
И. Ильф, Е. Петров Двенадцать стульев. Золотой теленок. Классика, что сказать... До дыр и до последней фразы.
Л. Соловьев Повесть о Ходже Насреддине. Да-а-а-а. Истинное наслаждение и для ума и для литературного гурманства - язык этой книги просто незабываем!
Текст обаятельный и озорной. Может быть, самый подходящий, чтобы без лишних мук привыкнуть к взрослым разговорам «про жизнь».
В. Липатов Деревенский детектив. Серая мышь. Сказ о директоре Прончатове. Еще до войны. Не знакома.
Липатов – очень «вкусный» автор. Его многие любят читать именно гастрономически. Но он слегка морочит: как все было хорошо-то при советской власти, чуть было и впрямь не построили счастливый коммунизм.
В. Астафьев Кража. Последний поклон. Не знакома.
«Кража» очень страшная история про детский дом за полярным кругом, где выживают дети сосланных и уже погибших родителей – противоядие от советских утопий.
В. Быков Мертвым не больно. Обелиск. Его батальон. Не знакома.
Э. Казакевич Звезда. Не знакома.
И очень интересная книга «Дом на площади» – про советского коменданта в немецком оккупированном городке, но это, разумеется, соцреализм со всем своим лукавством. Не знаю больше лирической прозы о войне. Разве что «Будь здоров, школяр» Б. Окуджавы?
Н. Думбадзе Я, бабушка, Илико и Илларион. (А фильм еще лучше – с Верико Анджапаридзе кажется). Белые флаги (относительно честное относительно разоблачение советской сплошь подкупленной системы). Только фильм - в детстве.
Ч. Айтматов Белый пароход. Не читала.
Впрочем, не знаю… О более позднем Айтматове уж точно скажу «нет», а вот об этом тоже не могу с уверенностью сказать, что стоит прочитать. Только точно знаю, что какое-то представление о жизни в советские времена у детей должно быть. Неправильно, если просто останется провал и пустота. Ее потом легко будет заполнить всяким враньем. С другой стороны, мы-то умели читать советские книги, вынося вранье за скобки, а дети уже не понимают очевидных для нас условностей.
Воспоминания про воспитание
А. Герцен Былое и думы (тт.1-2). Читала. Один раз. С трудом. В школе.
В детстве читали с удовольствием, именно в эти годы.
Е. Водовозова История одного детства. Не знакома.
Книга уникальная: воспоминания выпускницы Смольного института, учившейся у самого Ушинского. И о Смольном, и о своем детстве в поместье она пишет очень нелицеприятно (она вообще «шестидесятница»), но умно, точно, достоверно. Я ее читала в детстве (издание было очень ветхое), но лет пять назад ее переиздали.
В. Набоков Другие берега.
А. Цветаева Воспоминания.
К. Паустовский Повесть о жизни.
А. Куприн Юнкера. Кадеты.
Всё перечисленное - увы, не знакома.
А. Макаренко Педагогическая поэма. Это, и не только это у Макаренко - читать как детям, так и родителям!! Часто!! И учиться, учиться... По этой книге вообще должны педагоги заниматься, млин, как по учебнику...
Ф. Вигдорова Дорога в жизнь. Это мой дом. Черниговка. Не знакома.
Это та самая Вигдорова, которая записала процесс над Бродским. А книги (это трилогия) написаны о детском доме, созданном учеником Макаренкоеще в 30-е годы. Масса интереснейших деталей о жизни, школах и проблемах того времени. Читается очень легко. Советское заметно, но и антисоветское тоже.
А. Кронин Юные годы. Путь Шеннона (продолжение).Не знакома.
И можно, вероятно, «Цитадель». «Юные годы» -- очень симпатичная книга, правда, там всякие проблемы с верой возникают. Бедный ребенок рос ирландцем-католиком в окружении англичан-протестантов и в конце концов стал биологом-позитивистом.
Д. Даррелл Моя семья и другие звери. ДА! Много и часто! Очень хорошо, что у него книг МНОГО - он был очень увлечённым своим делом человеком.
Можно читать и раньше, но пропадет много очарования и юмора.
А. Бруштейн Дорога уходит вдаль. В рассветный час. Весна. Не знакома.
Воспоминания имеют революционный акцент, своеобразно сочетающийся с еврейским взглядом на русско-литовско-польскую действительность. И это очень интересно, познавательно и обаятельно. Не знаю, как будет восприниматься современными детьми, но масса реалий начала ХХ века мало где еще так ясно отразилась. Разве что у А. Цветаевой – но та скорее подчеркивает исключительность, а не типичность их уклада.
Н. Роллечек Деревянные четки. Избранницы. Не знакома.
Книги редкие и, вероятно, соблазнительные. Воспоминания девочки, отданной родителями на воспитание в приют при католическом женском монастыре. Дело происходит в Польше уже после ее отделения от России, но до войны. Быт и нравы приюта (да и монастыря) достаточно неприглядны; похоже, что описаны они правдиво, хоть и не беспристрастно. Зато показывают жизнь с неведомой нам стороны.
Н. Кальма Дети горчичного рая. Вернейские грачи. Книжная лавка на площади Этуаль. Не знакома.
Что называется – под звездочкой. Автор – советский детский писатель, специализировавшийся на описании жизни «ваших сверстников за границей». Очень политизировано, с классовой борьбой, естественно, забастовками и демонстрациями, но все же до какой-то степени добросовестно изображаются реалии совсем неведомой нам жизни. К примеру, выборы «президента» в американской школе или быт французского приюта во время войны. Или участие совсем еще подростков во французском Сопротивлении. Хорошо бы почитать что-то более достоверное – но нету почему-то. Или я не знаю. Да и эти книги уже вряд ли легко добыть. Но автор, при всей советской наивности, имеет какое-то своеобразное обаяние, особенно для подростков. И я ее любила, и совсем недавно кто-то из наших деток вдруг принес мне показать («Книжную лавку») как что-то заветное и дорогое.
А. Рекемчук Мальчики. Не знакома.
Можно и раньше, конечно; достаточно детская история про музыкальную школу и хор мальчиков. Кстати, есть еще такой автор М. Коршунов, он тоже писал то об учениках специальной музыкальной школы при консерватории, то – про ПТУ железнодорожное. Не очень все это серьезно, но очень любопытно в соответствующем возрасте. Других книг в этом роде не помню, а ведь их в советские времена было немало.
Фантастика и фэнтези
А. Беляев Человек-амфибия. Голова профессора Доуэля (и все другое – если еще почему-то не прочитано, детям оно не вредно). ДА! В 9-10-12 они ещё видятся фантастикой :-)).
А. Толстой Гиперболоид инженера Гарина. Аэлита. То же, что и Беляев.
Последняя скорей странна, чем интересна. А «Гиперболоид» поражает опять же достоверностью предвоенной Европы – чего у нас в книгах крайне мало.
Г. Уэллс Война миров. Зеленая дверь. Да!
И другое по желанию. Мне кажется, рассказы у него вообще сильнее, чем романы.
С. Лем Рассказы о пилоте Пирксе. (Магелланово облако. Возвращение со звезд. Звездные дневники Йона Тихого). Да!
Умные, с хорошим юмором рассказы. И очень грустные романы, необычные для того времени, с какой-то тревожной лирикой. «Дневники» – книга смешная, подростки это ценят. А поздние его книги читать невозможно – это полный, жуткий и, главное, скучный мрак.
Р. Брэдбери 451 по Фаренгейту. Марсианские хроники и другие рассказы. Да, уже говорила выше.
А. и Б. Стругацкие Путь на Амальтею. Полдень ХХII век. Трудно быть богом. Попытка к бегству. Обитаемый остров. Понедельник начинается в субботу. Стругацких - ВСЁ, и как можно больше!.
Эти вещи не вызывают недоумения. Две первые – утопия, очень любопытная и обаятельная, с юмором и грустная. Сама я в юности любила практически запрещенный «Обитаемый остров» – вещь глубоко антисоветскую. А «Понедельник» все ребята любят.
Г. Гаррисон Неукротимая планета. Да! :-))
Это очень плодовитый автор. Мальчики (даже взрослые) многое у него любят, потому что у него фантазия физика и инженера. Ровно поэтому мне он не очень интересен. А это роман «экологический», мудрый по главной идее и обаятельный благодаря плуту-герою.
Теперь про фэнтези или про то, что этому предшествовало
А. Грин Золотая цепь. Бегущая по волнам. Блистающий мир. Дорога в никуда. Фанданго. Да, хотя его время - 15-16 лет...
Вообще Грина уже можно было и прочитать, но стоит дочитать то, что раньше казалось недостаточно интересным. Он именно что юный автор.
Д.Р.Р. Толкин Властелин колец. Сильмариллион. Да, но его читать трудно. Ну или мне не пошло, или не вовремя попался.
К.Льюиса, наверно, все читали раньше – «Хроники Нарнии». А«Космическую трилогию» или «Расторжение брака», наверно, читать еще рано. Про «Письма Баламута» вообще не знаю, когда их стоит прочитать. Не знакома.
К. Саймак Заповедник гоблинов. ДА! Саймак - это гурманство!