Как бы не единственное такое собрание. Рассматривать старинную ювелирку всегда интересно и часто приводит к неожиданным выводам - предки, во-первых, технически умели многое, а, во-вторых, с фантазией им не свезло, видимо, церковь разгуляться не давала. Но, как бы там ни было, а тема интересная. Книга скачана в свободном доступе.
"Данная уникальная рукопись была выполнена в 1552 году по заказу герцога Баварского Альбрехта V, основателя библиотеки, которая ныне является Баварской государственной библиотекой. Рукопись представляет собой опись драгоценностей, принадлежавших герцогу и его супруге, герцогине Анне, родом из династии Габсбургов и дочери императора Фердинанда I. В рукописи содержится 110 великолепных рисунков, выполненных художником при мюнхенском дворе Гансом Милихом. Один из наиболее выдающихся рисунков представлен на титульном листе; на миниатюре изображены Альбрехт и Анна за игрой в шахматы, причем Альбрехт изображен в виде рыцаря Ордена Золотого руна. В связи с исключительной ценностью и значимостью этого произведения искусства рукопись хранилась в частной Палате сокровищ герцога и курфюрста в течение почти трех столетий - спустя долгое время после того, как оригиналы изображенных в рукописи драгоценностей были утеряны. Лишь в 1843 году рукопись была передана Баварской государственной библиотеке королем Людвигом I." http://www.wdl.org/ru/item/4104/ Наслаждайтесь!
Смотрите, какая роскошная обложка у книги:
Как всегда, в старинных книгах много пустых листов, их мы пропускаем. Первый лист с текстом. Обратите внимание на каллиграфию - сейчас этому уже не уделяют внимания, но как великолепно написано!
Я так понимаю, герб семьи:
А это та самая страница с державными шахматистами:
Ну и собственно, сами страницы. Особо следует отметить, как художник отнёсся к фону, на котором показаны украшения - каждый разворот имеет парный фигурный фон:
Там, где украшения имеют декоративный оборот, показывают и его:
Что-то типа инкрустации с сюжетом. Жаль, истории украшений и описания нет.
[515x700]
[527x700]
[505x700]
[516x700]
Следующая подвеска, похоже, двухсторонка (хотя могут быть и две самостоятельные, по одной форме...)
[514x700]
[516x700]
Опять с оборотом. На другой стороне - явно цветная эмалевая роспись. Интересно, из чего делали тогда ювелирную эмаль?
[511x700]
[523x700]
Больше похоже на именную подвеску - W угадывается в центре.
[522x700]
Сова?
[512x700]
Богатое ожерелье с жемчугом и подвеска - возможно, корсажная.
[519x700]
Как я понимаю, следующие картинки - ювелирные цепи, сами являющиеся ожерельем.
[501x700]
[509x700]
Цепь и, видимо, корсажное украшение. Хотя могло и вешаться одно на плечи, а второе на шею... На картинах царских особ масса подобных цепей-ожерелий крепятся к платью.
[509x700]
Просто роскошная бусина-подвеска!
[509x700]
Пара кошельков / сумочек. Или один, но с разных сторон - цепь и бусина одинаковые.
[508x700]
Кстати, сейчас считается, что серебро и золото (белый и жёлтый металлы) не сочетаются. Как выясняется, ещё как сочетаются!
[509x700]
По цвету центральный камень напоминает индийский рубин.
[507x700]
Скипетр? Порт-букет вроде бы ещё не вошёл в моду в 16 веке...
[510x700]
Дама должна была быть набожной - поэтому крестов много:
[500x700]
[509x700]
Нечто типа креста - лицо и оборот:
[503x700]
[507x700]
Красивая треугольная подвеска с жемчугом:
[504x700]
[512x700]
Дальше - большое количество крестов. Видимо, светские сюжеты порицались духовенством.
[515x700]
[516x700]
[516x700]
Такой принцип треугольника уже был и ещё дальше будет. Может, мода была?
[515x700]
[522x700]
Очень красивый орнаментальный крест с жемчужиной.
[522x700]
Опять монограмма.
[513x700]
Первая "живая" форма, очень симпатично.
[524x700]
Гранат с золотом. Мелкоячеистая форма, очень красиво.
[513x700]
[504x700]
Интересно, что за чёрный камень используется - по рисунку не очень поймёшь... Гематит?
[522x700]
[516x700]
Ангелочки...
[512x700]
Очень красивый оборот кулона с ангелочками.
[519x700]
Очередной крест
[507x700]
[512x700]
[520x700]
[512x700]
[517x700]
[505x700]
Опять монограмма и великолепная роспись эмалью на обороте.
[516x700]
[503x700]
[517x700]
Вазочка с цветами. Мило и симпатично. Только почему-то сначала показан лист с оборотом, а потом - лицо.
[521x700]
[511x700]
[532x700]
Очень богатой формы и росписи - но крест...
[513x700]
[525x700]
[514x700]
[518x700]
Нет, всё-таки росписи на обороте есть потрясающие...
[515x700]
[523x700]
А вот это, видимо, уже Адам и Ева. Сюжет всё равно духовный, но хоть какое-то оживление после бесконечных крестов.
[507x700]
Оборот:
[519x700]
И снова кресты...
[498x700]
[519x700]
[524x700]
[519x700]
[508x700]
[523x700]
[508x700]
[546x700]
[498x700]
[521x700]
[505x700]
[510x700]
[501x700]
[528x700]
Большая подвеска с богатым оборотом.
[508x700]
[522x700]
Опять то ли Адам и Ева, то ли условные боги.
[506x700]
[519x700]
Практически одинаковые ракурсы странно голубого кольца (похоже, что цельнокаменной печатки). Кроме того, художник старался передать, что кольцо полупрозрачное. Какой есть полупрозрачный голубой камень? Может, тогда кварц красить уже умели?
[500x700]
[519x700]
Вот здесь форма неясна. Капелька - не капелька?
[495x700]
[529x700]
Кресты с обалденным оборотом.
[503x700]
[514x700]
[519x700]
Подвеска с грубой цепочкой.
[498x700]
[524x700]
Возможно, пояс.
[494x700]
Брошь?
[522x700]
Три штуки или наплечных цепей или, кстати, поясов. Выше тоже могли быть пояса.
[499x700]
[523x700]
[504x700]
Нечто необычно-цветочное:
[536x700]
Флогистическая подвеска с очень красивым оборотом.
[501x700]
[529x700]
Мифологические фигуры и три совершенно разных камня - и по форме, и по цвету.
[494x700]
[527x700]
Что-то рыцарское с монограммой:
[492x700]
[524x700]
Эта картинка последняя и в книге ещё осталось много чистых листов (кстати, пронумерованных). Так что непонятно, либо художник не закончил свой труд и что-то осталось не зарисованным, либо чистые листы оставляли специально.
Ну а теперь немного о хозяйке всего этого роскошества (по версии Википедии, например).
Анна Австрийская (7 июля 1528, Прага — 16 октября 1590,Мюнхен) — герцогиня Баварии как супруга герцога Альбрехта V. Дочь императора Священной Римской Империи Фердинанда I и Анны Ягеллонки.
Анна была третьей из пятнадцати детей в семье. Среди её братьев и сестер: герцогиня Тосканская Иоанна Австрийская (мать французской королевы Марии Медичи), эрцгерцог Австрии Карл II, император Священной Римской Империи Максимилиан II, королева Польши Елизавета Австрийская и эрцгерцог Фердинанд II.
Со стороны отца её дедом и бабкой были: кастильские монархи Филипп I Красивый и Хуана I Безумная, а по материнской линии она была внучкой короля Чехии Уласло II и Анны де Фуа.
Будучи ещё ребёнком, Анна была несколько раз обручена: сначала с Теодором Баварским, сыном герцога Вильгельма IV, затем с Карлом Орлеанским, сыном французского короля Франциска I, но обе помолвки не привели к свадьбе из-за преждевременной смерти женихов.
В итоге, семнадцатилетняя Анна вышла замуж 4 июля 1546 года за брата своего первого жениха, будущего баварского герцога Альбрехта. Этот брак был частью стратегии дяди невесты императора Карла V, который хотел заручиться поддержкой Альбрехта V перед тем как развязать Шмалькальденскую войну. Свадебным подарком императора были 50 000 гульденов. До 7 марта 1550 года, когда Альбрехт стал герцогом, пара жила в замке Траусниц.
Анна и Альбрехт оказывали сильное влияние на духовную жизнь герцогства. Открыв несколько музеев и основав Баварскую государственную библиотеку, они заслужили для Мюнхена репутацию города просвещения и искусств. Кроме этого Анна и Альберхт также оказывали поддержку художнику Гансу Мелиху и композитору Орландо ди Лассо.
Предки нашей королевы:
Портрет герцогини кисти Якоба Зайзенеггера, ок 1545.