Молодая художница, угасающая от чахотки; богемная подруга и муза эпатажного живописца; меланхоличная аристократка, славившаяся своей красотой, и загадочная великосветская леди, чья голова склонилась под тяжестью высокой куафюры…Этих женщин, живших в разные эпохи, объединяет только одно: все они вошли в историю живописи как «дамы в голубом».

До сих пор ведутся дискуссии, кто эта изысканная аристократка с напудренными волосами, взбитыми в высокую причёску, открывающую юное прелестное лицо с нежным румянцем и тёмными блестящими глазами, в которых резвятся огоньки. По одной из версий, на портрете изображена дочь британского адмирала Эдварда Боскауэна – Елизавета, в замужестве герцогиня де Бофор. Эта точка зрения не является бесспорной, однако принята за основу.
Художник написал «Даму в голубом» в пору наивысшего расцвета своего творчества. И действительно, живописная манера, рождённая кистью Гейнсборо, приковывает взгляд. Фигура молодой женщины, придерживающей одной рукой с браслетом, украшенным камеей, шёлковый шарф, кажется воздушной – как страусиные перья на её шляпке. И в то же время в портрете нет мертвенной парадности и напыщенности – напротив, незнакомка полна жизни, её весёлый нрав угадывается в лучезарной порхающей улыбке, мечтательном взгляде и голове, слегка наклонённой к плечу жестом бессознательного кокетства.
Картина была приобретена у прежнего владельца егермейстером Высочайшего двора, действительным статским советником Алексеем Захаровичем Хитрово для принадлежавшей ему частной коллекции английской портретной живописи. По завещанию коллекционера после его смерти в 1812 году всё собрание полотен было безвозмездно передано Эрмитажу.

Томас Гейнсборо, автопортрет (1759)
«Дама в голубом» – единственное известное произведение Томаса Гейнсборо, находящееся в России. «Дама в голубом» поступила в Эрмитаж в 1916 году из собрания А. 3. Хитрово по завещанию.


Жанна-Антуанетта Пуассон – дочь финансового спекулянта, принадлежавшая к самому низшему «третьему сословию», вошла в историю под именем мадам де Помпадур и стяжала славу одной из самых расточительных, умных, амбициозных королевских фавориток, власть которой не ограничивалась монаршим альковом: на протяжении двадцати лет она имела огромное влияние на государственные дела и, по сути, управляла Францией вместо ленивого и бездарного Людовика XV.

Морис Кантен де Латур. «Портрет Людовика XV», 1748
В 1725 году, когда девочке было 4 года, её отец разорился и бежал из Франции, оставив ребёнка на попечение финансисту Шарлю Франсуа Полю Ленорману де Турнему (ходили слухи, что он-то и являлся настоящим отцом малышки). Королевский администратор вырастил Жанну-Антуанетту, дал ей образование, подобающее девушке из аристократического круга – она пела, музицировала, рисовала, играла на сцене и декламировала.
Приёмный отец выбрал и жениха: им стал племянник и наследник Ленормана де Турнема Шарль Гийом д’Этиоль. Венчание молодых состоялось в 1741 году в парижской церкви Святого Евстафия. Девочка, родившаяся у супругов спустя три года, умерла в младенчестве, и все последующие роды заканчивались смертью младенцев.
Красивая, обладающая живым умом и неуёмным темпераментом, Жанна вовсе не собиралась вести унылую жизнь затворницы и хранительницы семейного очага. Она мало интересовалась мужем, всё время проводила в обществе блестящей светской молодёжи и быстро получила известность – аристократы искали знакомства с очаровательной молодой женщиной. Заметив это, старинный друг отца Жанны д’Этиоль банкир Жозеф Пари решил возвыситься за её счёт, а для этого – ввести красавицу в альков короля.

Франсуа Буше. «Портрет дамы» (ранее ошибочно назывался «Портрет мадам де Помпадур»), между 1760–1770. Портлендский художественный музей
Момент подвернулся подходящий: Людовик XV только что потерял свою фаворитку герцогиню де Шатору, скоропостижно скончавшуюся от горячки.
В ночь с 25 на 26 февраля 1745 года в Зеркальной галерее Большого Версальского дворца был дан тисовый бал в честь бракосочетания старшего сына французского монарха – дофина Людовика Фердинанда. Жанна явилась на бал в костюме Дианы-охотницы, и вскоре придворные обратили внимание, что король не желает общаться ни с кем, кроме прекрасной незнакомки, чьё лицо было скрыто маской. Так начинался яркий роман, следствием которого стала практически абсолютная власть над Людовиком и благословенной Францией: их крошка Жанна на долгие годы зажала в маленьком крепком кулачке железной рукой в бархатной перчатке.
В распоряжение мадам д’Этиоль были предоставлены несколько комнат в Версале и целый штат фрейлин, а вскоре официальная фаворитка получила из царственных рук в дар усадьбу Помпадур и титул маркизы.

Франсуа Буше. «Портрет мадам де Помпадур», 1759. Собрание Уоллеса, Лондон
Даже когда через пять лет маркиза де Помпадур покинула спальню короля по совету медиков, она по-прежнему держала все нити правления в своих энергичных руках: сама подбирала сластолюбивому и развратному Людовику юных любовниц, ведала придворными балами и приёмами, лично давала разрешение на продвижения по службе.
За двадцать лет при дворе мадам де Помпадур истратила из казны на свои роскошные туалеты 350 035 ливров; коллекция драгоценностей насчитывала около 300 ювелирных изделий, в том числе бриллиантовое колье стоимостью 9359 франков.

Она скончалась в возрасте 42 лет, и царственный возлюбленный, не отличавшийся постоянством, не особенно горевал об этой утрате. Но блистательная маркиза осталась в памяти людской: существует красивая легенда, что именно форме губ прелестной фаворитки Людовика XV посвящена огранка «маркиз» (Marquise cut, Navette), используемая при обработке бриллиантов; бокалы-тюльпаны повторяют форму её груди, а высокие каблуки маркиза де Помпадур ввела в моду, поскольку была очень маленького роста. Наконец, именно ей принадлежит выражение «Après moi le déluge» – «После меня хоть потоп!», которым она отреагировала на получение королём известия о поражении при Росбахе



История создания этого портрета овеяна тенью печали и скорби. На нём изображена бывшая соученица Сомова по Императорской Академии художеств Елизавета Михайловна Мартынова, выпускница из числа студентов набора 1890 года – первого, когда было позволено поступать женщинам.
Неизвестно, связывала ли Елизавету Мартынову и Константина Сомова любовная история: возможно, она была одним из немногих его романтических увлечений.
Константин Сомов – ценитель прекрасного, элегантный денди, сын хранителя Эрмитажа Андрея Ивановича Сомова – был влюблён в эстетику Серебряного века: писал на веленевой бумаге, иллюстрировал поэтические сборники Константина Бальмонта и создавал изысканные фарфоровые композиции.

Константин Сомов (1869-1939) автопортрет
Идеям народничества и творчеству передвижников художник противопоставил ускользающую красоту навсегда ушедшего изысканного и галантного XVIII века.
Воплощением образа таинственной Прекрасной Дамы и символом прекрасной эпохи стала Елизавета Михайловна – хрупкая, уязвимая, возвышенная, «не от мира сего». В момент начала работы над картиной она была уже тяжело больна чахоткой и вынуждена выезжать на лечение, поэтому сеансы прерывались и полотно было закончено только через три года.
Живописцу удалось передать щемящее одиночество, надломленность, тоску молодой женщины; лихорадочный блеск глаз, в которых таилось страдание и осознание неизбежного конца; болезненную худобу и бледность в сочетании с чахоточным румянцем на щеках; скорбно сжатые губы и тонкую, почти бесплотную руку, придерживающую на груди кружевную накидку.

Подруга Мартыновой М. Ямщикова, близко знавшая Лизоньку, так описывала свои впечатления от портрета: «В одном из залов я увидела работу Сомова «Дама в голубом платье», подаренную им Третьяковке. Я не могла отвести глаз от этого полотна. Передо мной была Лиза, но не та, которую я знала когда-то в рисовальной школе, может быть, даже подурневшая, утратившая былую самоуверенность и сознание победительницы жизни. Здесь жизнь победила...Что сделал художник с этим лицом, с этими когда-то сияющими торжеством глазами? Как сумел вытащить на свет глубоко запрятанную печаль и боль, горечь неудовлетворенности? Как сумел передать это нежное и вместе с тем болезненное выражение губ и глаз? И разве эта Лиза, утратившая свежесть юности, не была в тысячу раз прекраснее той юной, которая кружила головы?»
Не сохранилось ни одной работы, где авторство Елизаветы Мартыновой было бы достоверно установлено. Но облик молодой художницы запечатлён на портретах Константина Сомова, Осипа Браза, Филиппа Малявина.
Известно, что Елизавета Михайловна категорически противилась продаже портрета кому бы то ни было. Она пишет Сомову: «Сегодня ночью я проснулась и не спала от одной назойливой и мучительной мысли: Вы не должны и не имеете права продать мой портрет.
Я позировала Вам для Вас, для чистого искусства, а не для того, чтобы Вы получили за мою грусть в глазах, за мою душу и страдания деньги… Я не хочу этого! Оставьте портрет у себя, сожгите его, если Вам так жаль отдать его мне, подарите его даром в галерею…»

Филипп Андреевич Малявин. «Больная», 1897
Увы, Константин Андреевич не внял её мольбам: через три года картина была продана им Третьяковской галерее, а вскоре Мартынова скончалась от туберкулёза – ей было всего 35 лет.


Эта картина – средоточие массы загадок: неизвестно доподлинно, когда она была создана, не осталось сведений об имени модели. Выдвигались предположения, что на портрете изображена супруга художника Гортензия Фике, но версия была отклонена по причине отсутствия внешнего сходства (признаться, меня позабавил этот аргумент: достаточно вспомнить портреты Жанны Эбютерн кисти Амедео Модильяни, или Доры Маар, запечатлённой Пикассо – сходство не то что равно нулю, но стремится в минус бесконечность). По другой гипотезе, принадлежащей искусствоведу Наталье Юрьевне Семёновой, «царящая на полотне с монументальностью королевы» – мадам Бремон, экономка Сезанна.
Интересно также, что существует портрет «Сидящая женщина в голубом» (около 1902–1906) из собрания Филипса в Вашингтоне, на котором модель изображена в том же платье и той же шляпке, что и на более ранней картине, а точно такой же ковёр, как тот, на который положила руку «Дама в голубом», присутствует в интерьере полотна «Итальянка, облокотившаяся на стол» (Музей Гетти, Калифорния).

Поль Сезанн. «Сидящая женщина в голубом», между 1902–1906. Собрание Филипса, Вашингтон
В отличие от портрета кисти Константина Сомова в облике Дамы Сезанна отсутствует эстетика любого рода: эстетика покоя, или печали, или горя. Просто немолодая усталая женщина с измождённым лицом обессиленно оперлась рукой о край стола, покрытого цветастым ковром. Её изысканный наряд и кокетливая шляпка, украшенная цветами, дисгармонируют с остановившимся взглядом, лишённым эмоций, с выражением опустошённости, с ртом, поджатым в вымученной гримасе разочарования.

Путь «Дамы в голубом» в залы Эрмитажа был непростым: 16 января 1909 года картину, выставленную в парижской галерее Амбруаза Воллара, приобрёл московский купец, меценат, коллекционер Сергей Иванович Щукин – причём свободных денег у покупателя не было, и Воллар отдал портрет в долг, который промышленник погасил через полгода. После Октябрьской революции собрание Щукина, включая коллекцию картин французских модернистов, было национализировано, и наша Дама попала в Государственный музей нового западного искусства, а после его упразднения в 1948 году передана в Эрмитаж.

Поль Сезанн. «Итальянка, облокотившаяся на стол», между 1895–1900. Музей Гетти, Калифорния
С 2014 года «Дама в голубом» Поля Сезанна выставляется в Галерее памяти Сергея Щукина и братьев Морозовых в здании Главного Штаба на Дворцовой площади Санкт-Петербурга.


Жан-Батист Камиль Коро, французский живописец и гравёр эпохи романтизма, известен фразой «Валёр – прежде всего!» Валёр в живописи – тональные градации одного и того же цвета, переходы от более тёмных и насыщенных к более светлым.
Кажется, этот приём Коро использовал не только в искусных переливах и сочетаниях серых, горчичных, серебристых и перламутровых тонов, но и в передаче характеров и настроений своих моделей. Некоторые искусствоведы полагают, что портреты Коро напоминают живописную манеру мастеров Возрождения – Леонардо да Винчи, Рафаэля.
Его героини задумчивы, нежны, мечтательны и словно спрятались за невесомой дымкой своих потаённых мыслей. Ни одна из них не смотрит на зрителя, ни одна не вступает в контакт с тем, кто стоит по ту сторону рамы.

Камиль Коро. «Женщина с жемчужиной» (Портрет Берты Гольдшмидт), 1870
«Дама в голубом», написанная художником за год до смерти и в преклонных летах (ему минуло 78) считается одним из лучших портретов, созданных им, шедевром, ставшим блистательным итогом творческой жизни.
Женщина в расцвете зрелой красоты задумчиво оперлась о рояль. Нарядное платье с пышным турнюром подчёркивает её тонкую талию и женственные формы; одной из обнажённых рук загадочная шатенка подперла подбородок, в другой сжимает веер. И наряд, и высокая причёска свидетельствуют о том, что прекрасная незнакомка оделась для приёма или бала – но в её лице нет и следа счастливого предвкушения, радости или возбуждения. Она меланхолична и погружена в себя.
Камилю Коро позировала дочь его коллеги, пейзажиста Шарля-Франсуа Добиньи – Эмма Добиньи. Она была профессиональной натурщицей и прежде уже послужила моделью для «Гречанки» и «Купания Дианы».

Неизвестно, ставил ли сам живописец целью передать характер своей героини, или только ещё раз виртуозно «породнить» полутона, блики, оттенки и цвета – но в мягких, приглушённых оливковых, коричневых и серых тенях, в цветовых переходах взгляд приковывает стройная фигура в голубом, гордый профиль, высокий лоб и маленькая рука, коснувшаяся сомкнутых губ – словно скрывая простой секрет или разгадку вечной тайны.


На момент знакомства знаменитому основоположнику кубизма, предпочитавшему изображать трёхмерное тело в одной плоскости, было 54, голубоглазой французской фотохудожнице, снискавшей славу сюрреалистическими композициями – 29. Эпатажный испанец, получивший при крещении имя Пабло Диего Хосе Франсиско де Паула Хуан Непомусено Мария де лос Ремедиос Сиприано де ла Сантисима Тринидад Мартир Патрисио Руис-и-Пикассо, получил мировую известность как Пабло Пикассо, а дочь француженки из Турени и архитектора хорватского происхождения Генриетта Теодора Маркович, сократившая своё имя до истинно богемного Дора Маар, на 9 лет стала музой художника, моделью для одной из самых дорогих его картин и натурщицей для серии портретов, вошедших в историю творчества Пикассо как изображения «плачущей женщины».

Пабло Пикассо и Дора Маар
Ей пришлось придумать целую комбинацию, чтобы привлечь внимание ветреного и магнетически обаятельного маэстро – ведь поначалу Пикассо не обратил на Дору никакого внимания. Усевшись за столик в любимом кафе художника Les Deux Magots, темноволосая дива играла перочинным ножом, молниеносно втыкая его в столешницу между расставленными пальцами руки. «Иногда она промахивалась, и между розами на ее чёрных перчатках появлялась капля крови». Расчёт оказался верным: ошеломлённый опасной игрой, Пикассо попросил отдать ему эти перчатки, а вскоре прославленный мэтр и утончённая француженка стали любовниками. Пленительная Дора, обладавшая несомненным талантом, находилась в тени своего кумира. Она много фотографировала Пикассо, однако большинство из этих снимков так никогда и не были напечатаны. Для него же, напротив, возлюбленная стала источником вдохновения.

Одна из фотокомпозиций Доры Маар
«Сидящая женщина в голубом платье» написана Пикассо в день его рождения – 25 октября 1939 года. Они с Дорой бежали из Парижа от нарастающего гула Второй мировой войны и поселились в Royan в Hôtel Du Tigre. Неподалёку в это же самое время жила давняя любовница и натурщица Пикассо Мари-Терез Вальтер, мать его дочери Майи. Всю жизнь страстный, чувственный и презирающий условности Пикассо разрывался между несколькими женщинами: был женат на одних, имел детей с другими – так было и в этом случае. В отличие от Мари-Терез, которая всегда оставалась для него тихой гаванью, а её объятия – нежным пристанищем, Дора с её необузданным темпераментом, умевшая отобразить «тревожную странность бытия» и «эстетику катастрофы», предстаёт на полотнах Пикассо конструкцией из острых углов и телесных обломков.
На вечерних торгах Christie's в Нью-Йорке 15 мая 2017 года картина ушла с молотка за баснословные 45 миллионов $. За шесть лет до этого, 21 июня 2011 года, портрет Доры был продан на аукционе Christie's в Лондоне за $29,1 млн.

Разрыв с Пикассо стал для Доры потрясением и поверг в глубокий душевный кризис: она вынуждена была пройти курс лечения в психиатрической клинике, затем последовали долгие годы затворничества в свой квартире, увлечение живописью и полное забвение.
Дора Маар скончалась 16 июля 1997 года в возрасте 89 лет. Через год портрет «Плачущая женщина» был продан на аукционе за 37 миллионов франков. Через два года, в 1999, состоялась ретроспективная выставка её живописных работ, высоко оценённая публикой и критикой.

Пабло Пикассо. «Плачущая женщина», 1937

..., и ещё несколько портретов в голубом

Жан-Батист Перронно. «Девочка с котёнком», 1743. Национальная галерея, Лондон

Томас Хадсон. «Дама в голубом», XVIII век

Федерико де Мадрасо. «Амалия Ллано, графиня Вильчес», 1853

Жан Огюст Доменик Энгр. «Princesse de Broglie», между 1851–1853. Metropolitan Museum of Art, Нью-Йорк.
На портрете изображена принцесса Полина Элеонора де Бройль – женщина редкой красоты, которая была при этом очень умна и крайне застенчива. Окружающие знали это и любовались ею, стараясь избегать зрительного контакта, чтобы не смутить. Супруга 28-го премьер-министра Франции Альберта де Бройля в 30 лет заболела туберкулёзом и умерла в 35. Муж, переживший принцессу де Бройль на 41 год, был убит горем и больше не женился. Портрет он хранил до конца своих дней, задрапировав тканью и спрятав за бархатным занавесом

Жозеф Каро. «Переодевание», (фрагмент) 1868

Карл Фёдорович Гун. «Портрет дамы в голубом» (Варвары Григорьевны Солдатенковой), 1873. Государственный музей искусств Узбекистана

Виктор Борисов-Мусатов. «Дама в голубом», 1902. Бумага на холсте, акварель, пастель. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Раймундо де Мадрасо. «Портрет дамы в голубом» (Retrato de dama en azul). 1897–1905. Музей Изящных искусств Бильбао

Giovanni Giani. «Девушка в голубом», 1922

Зинаида Серебрякова. «Портрет Е. Н. Гейденрейх в голубом», 1923. Екатерина Николаевна Гейденрейх – балерина, педагог; основатель и первый художественный руководитель Пермского хореографического училища.
2 апреля 1942 года в блокадном Ленинграде была арестована по доносу, осуждена на 10 лет с поражением в правах сроком на 5 лет и этапирована на Урал, в Усольский лагерь. 5 декабря 1942 была освобождена как инвалид и в 1943 году возобновила преподавательскую работу в Ленинградском хореографическом училище
