• Авторизация


Живопись на открытке. Акварель и рисунок второй половины XIX века 22-11-2016 19:18 к комментариям - к полной версии - понравилось!


1.
0_5e670_bf0fddeb_XL (488x654, 257Kb)

Государственная Третьяковская галерея. Ф.А.Васильев (1850-1973). Ручей в лесу. Начало 1870-х годов.

   Бумага коричневая, сепия, белила.
   В творческом наследии Федора Александровича Васильева большое место занимает графика - рисунки, акварели и работы, исполненные своеобразной разновидностью акварельной техники - сепией. Сепия "Ручей в лесу" близка живописным произведениям художника. Исследователи полагают, что лист был сделан в первоначальный период пребывания Васильева в Крыму, где он поселился в конце лета 1871 года в связи с усилившейся болезнью и провел последние годы своей жизни. Сюжетный мотив сепии, как и одной из лучших картин Васильева, написанных в Ялте - "Мокрый луг", - навеян воспоминаниями о дорогой сердцу художника среднерусской природе, проникнут глубоким волнением, тоской по родным местам.


   В работе "Ручей в лесу" смятение чувств, таинственный драматизм жизни природы обнаруживаются в борении яркого света и глухих, темных теней, в лихорадочном темпе нанесения пятен сепии, штрихов белил. Как и живописным произведения Васильева, его графическим листам присущ романтически взволнованный, глубоко эмоциональный характер.
 

2.
0_5e674_1a3955f4_XL (455x671, 210Kb)

Государственная Третьяковская галерея. И.Е.Репин (1844-1930). За роялем. 1905.

   Бумага, уголь, итальянский карандаш, сангина, растушка.
   "За роялем" - один из лучших образцов световоздушной, пленэрной графики Ильи Ефимовича Репина. Здесь своеобразно сочетаются предельная легкость, импрессионистичность рисовальной манеры с известной картинностью произведения в целом. Лист сравнительно большого размера, композиция его отличается многоплановостью, тонко намечены некоторые аксессуары. Вместе с тем основное в произведении - прихотливая игра серебристо-белого и черного, мерцание света, подвижная зыбкость объемов. Рисунок исполнен в характерной для "позднего" Репина смешанной технике угля, итальянского карандаша, сангины. Очертания платья пианистки как бы тают, светятся собранные в узел мягкие, рыжеватые волосы. Почти невесомая фактура рисунка кое-где закреплена, дублирована тонкими касаниями карандаша.
   Женщина, сидящая за роялем, изображена со спины. В рисунке отсутствует обычно присущая Репину острота образной характеристики. Но в самой посадке пианистки, в ее манере держаться есть нечто очень индивидуальное. Лист проникнут женственным обаянием и тонким изяществом модели. Все в нем подчинено особому музыкальному настроению.

3.
0_5e677_a315de13_XL (471x669, 229Kb)

Государственная Третьяковская галерея. И.Е.Репин (1844-1930). Девочка Ада. 1882.

   Бумага, графитный карандаш, растушка.
   Крупнейший из живописцев второй половины XIX века Илья Ефимович Репин был также и превосходным мастером рисунка. В коллекции Государственной Третьяковской галереи его графическое наследие представлено с почти исчерпывающей полнотой, охватывая самые различные виды и жанры рисунка на протяжении творческого пути художника.


   Небольшой натурный рисунок "Девочка Ада" принадлежит к числу шедевров Репина-рисовальщика. Нежность, одухотворенная задумчивость облика девочки выявляются непосредственно в самой фактуре рисунка. Лицо промоделировано с помощью растушки, слегка намечены тени опущенных ресниц, переданы свежая бархатистость детской кожи, мягкость прядей волос. Контур предельно прихотлив, линия как будто произвольна. Но при видимой хаотичности штрихов и пятен внутренняя структура форм выявляется о всем богатстве и разнообразии, отличается замечательной полнотой жизни. В "Девочке Аде", как и в других репинских рисунках 1880-х годов, важно соотношение фигуры и окружающего пространства. Фигурка девочки окутана воздухом, светом. Дальний пейзаж московского Нескучного сада - не безликий фон, намеченный штриховкой, но реальный мир, связанный с человеком в нерасторжимое единство.

4.
0_5e678_2d47f337_XL (479x661, 295Kb)

Государственная Третьяковская галерея. И.И.Шишкин (1832-1898). Цветы в лесу. 1877.

   Бумага, итальянский и цветной карандаши, соус.
   Живописные пейзажи Ивана Ивановича Шишкина, такие, как "Рожь", "Утро в сосновом лесу", "Лесные дали" и многие другие, давно уже стали неотъемлемой частью отечественного культурного наследия. Но Шишкин был не только живописцем, он также известен как превосходный рисовальщик и автор многочисленных пейзажей, исполненных в технике офорта.Мастерством Шишкина-рисовальщика восхищались еще современники художника. И.Е.Репин так описывал впечатление, производимое рисунками Шишкина: "Публика, бывало, ахала за его спиной, когда он своими могучими лапами ломового и корявыми, мозолистыми от работы пальцами начнет корежить и затирать свой блестящий рисунок, а рисунок, точно чудом или волшебством каким, от такого грубого обращения автора выходит все изящнее и блистательнее".


   Поистине блистательным можно назвать и цикл "Цветы в лесу". На фоне темной лесной чащи тонким кружевом выделяются светлые венчики высоких зонтичных цветов. Не нарушая естественности наблюденного в натуре мотива, художник средствами, присущими именно графике - контрастами черного и белого, линии и пятна, - усиливает выразительную декоративность сочетания общего и отдельных деталей, сопоставляя темную массу леса с изысканным рисунком древесных стволов, листьев, причудливых цветов, высящихся над опушкой.

5.
0_5e679_4abf481a_XL (475x652, 169Kb)

Государственная Третьяковская галерея. А.К.Саврасов (1830-1897). Пейзаж с отражением деревьев. Начало весны. 1876.

   Бумага грунтованная, тонированная, графитный и черный карандаши, проскребывание.
   Алексей Кондратьевич Саврасов вошел в историю отечественной живописи как основоположник лирического пейзажа, в котором выразил сокровенную сущность и особое очарование природы русской земли. Лучшая картина Саврасова - "Грачи прилетели" - для многих поколений художников и зрителей была, по выражению А.Н.Бенуа, "путеводной звездой", воплощением духа и образа национального пейзажа. Столь же проникновенным, лирическим мастером предстает Саврасов в своих многочисленных рисунках. Среди них лист "Начало весны" отличается особой поэтичностью. Художник обратился здесь к своему любимому мотиву. Он словно изобразил первое дыхание весны: голые ветви деревьев, как бы тянущиеся навстречу теплу, солнцу, отражаются в светлых лужах на талом снегу.


   Многие рисунки Саврасова исполнены с применением специфических материалов и техники. Он рисовал на мелованной бумаге (папье-пелле) карандашом, с процарапыванием иглой или ножичком. Серебристый блеск карандаша, мерцающие на темном фоне штрихи иглы или узкие полоски белил - все это придает пейзажным рисункам Саврасова ему одному свойственный артистизм. Трепетностью и полнотой лирического чувства "Начало весны" ничуть не уступает живописным пейзажам художника.

6.
01 (648x465, 220Kb)

Государственная Третьяковская галерея. И.И.Левитан (1860-1900). Осень. 1890-е годы.

   Бумага, акварель, черный карандаш.
   Исаак Ильич Левитан вошел в историю русского искусства как создатель пейзажа настроения. Органической частью его творчества являются графические произведения. Станковые рисунки, в особенности акварели, Левитана во многом близки его живописи, но отличаются присущим именно графике своеобразием колористического и композиционного решения. Такова акварель "Осень" 1890-х годов. "Пышное природы увяданье", осенние мотивы - любимейшие в творчестве художника. В акварели "Осень" поражает удивительное сочетание достоверности пейзажного мотива с замечательной декоративной выразительностью листа в целом. Ветви елей, срезанные левым краем листа, создают ощущение естественности, чуть ли не случайности композиции. Вместе с тем ряд тонкоствольных деревцев образует с елями некую плоскость, организующую все пространство пейзажа. Сквозь кружево обнаженных ветвей и россыпь бледно-зеленых листьев отчетливо виден дальний берег, покрытый лесом. Точность рисунка деталей первого плана усиливает ощущение особой прозрачности, осенней "сквозистости" воздуха, свойственной ясным, прохладным дням "осени первоначальной". Этому же в сильнейшей степени способствует гармония колористического решения, гамма поразительных по красоте и жизненности золотисто-зеленых, сизо-голубых оттенков.


7.
02 (476x660, 203Kb)

Государственная Третьяковская галерея. Н.А.Ярошенко (1846-1898). Прогрессистка. 1870-е годы.

   Бумага, соус, тушь, кисть.
   В плеяде художников-передвижников Николаю Александровичу Ярошенко принадлежит самое почетное место. Его картины "Всюду жизнь", "Кочегар", "Заключенный", портрет актрисы П.А.Стрепетовой - замечательные примеры живописи критического реализма.


   Одна из важнейших тем в творчестве Ярошенко - характеры и судьбы студенческой молодежи, молодых женщин, стремящихся к знаниям, активной общественной деятельности, равноправию. Недаром В.В.Стасов называл его "по преимуществу портретистом современного молодого поколения, которого натуру, жизнь и характер он глубоко понимает, схватывает и передает". Таким "портретистом молодого поколения" является Ярошенко и в рисунке "Прогрессистка" - графическом портрете неизвестной молодой женщины. Все в ее облике дышит прямотой, серьезностью, благородством. Смелый взгляд, волевое выражение лица как нельзя лучше сочетаются с темным закрытым платьем, оживленным лишь краем белого воротничка, коротко подстриженными волосами. Портрету свойственна целостность.

   И образ модели, воплощающий новые представления о жизненном назначении и внешнем облике молодой женщины, и строгая стилистика черно-белого портрета соусом - все в "Прогрессистке" созвучно этическим и эстетическим идеалам передовой части русского общества второй половины XIX века.

8.
03 (633x427, 181Kb)

Государственная Третьяковская галерея. Ф.А.Васильев. После проливного дождя. 1970. 

   Бумага, акварель, белила.
   Художническая деятельность трагически рано скончавшегося Федора Александровича Васильева продолжалась немногим более шести лет. Но за короткое время, отпущенное ему судьбой, художник внес значительнейший вклад в русскую пейзажную живопись. Об этом свидетельствуют такие его картины, как "Оттепель", "Мокрый луг", "В Крымских горах" и многие другие. Васильев учился у И.И.Шишкина, внимательно следовал советам И.Н.Крамского, изучал произведения западноевропейских пейзажистов XIX века. Но уже в самых ранних вещах проявилось самобытное, оригинальное дарование замечательного мастера.


   В образном, колористическом строе акварели "После проливного дождя" особенно полно раскрылась драматическая сторона таланта Васильева. Насыщенностью и звучностью отличается цветовое решение листа. В нем ощутим, кажется, сам аромат воздуха, напоенного послегрозовой свежестью, уловлены особые оттенки красок земли, травы, деревьев, когда, еще влажные, они вспыхивают в первых лучах солнца, прорывающегося сквозь облака, гонимые ветром. Васильева привлекали в природе состояния переходные, полные движения и борьбы: стремление к устойчивости, статике ему чуждо. В этом смысле мотив "после дождя" характерен для художника. Он обращался к нему и в живописи, и в рисунке, в работах, исполненных акварелью, сепией.


9.
04 (647x487, 264Kb)

Государственная Третьяковская галерея. И.Е.Репин (1844-1930). Портрет итальянской драматической актрисы Элеоноры Дузе. 1891.

   Холст, уголь.
   Количество портретных рисунков Ильи Ефимовича Репина чрезвычайно велико. Разнообразен их диапазон: от небольшого наброска с натуры до монументальных портретов углем на холсте. Среди этих последних портрет итальянской актрисы Элеоноры Дузе занимает центральное место. Год исполнения портрета совпал со временем, когда великая артистка достигла вершины славы. В 1891 году Дузе приезжала на гастроли в Россию, где ее успех был поистине триумфальным. Репин, неоднократно видевший спектакли с участием Дузе, восторгался игрой и обликом актрисы, ее умом и характером.


   Приступая к работе, Репин предполагал написать живописный портрет. Но затем остановился на технике "черного и белого". Приемы, свойственные живописи - картинная развернутость композиционных планов, построение пространства, - сочетаются с принципами чисто графическими - тонкостью тональных переходов черного и белого, бархатистостью и глубиной темных пятен, выразительностью нетронутых частей светлого холста.


   Сюжетная мотивировка портрета носит почти бытовой характер: изображена актриса, отдыхающая после спектакля. Но вопреки обыденности мотива, образно-эмоциональный строй рисунка отличается величественным, патетическим звучанием. Его определяющая, главная интонация - выявление творческого начала человеческой индивидуальности. Возвышенный образ человека-творца Репин воплотил в этом портрете свободным и торжественным языком высокого искусства.


10.
05 (491x657, 231Kb)

Государственная Третьяковская галерея. В.И.Суриков (1848-1916). Старшая дочь Меншикова. 1882.

   Этюд для картины "Меншиков в Березове" 1883 года.
   Бумага, акварель,
   В творчестве Василия Ивановича Сурикова - мастера эпических полотен на темы русской истории - акварельные работы занимают особое место. Именно акварель, искусство более камерное, интимное, нежели живопись, становилась подчас сферой выражения задушевных сторон личности художника, самых непосредственных движений его сердца. Таков и этюд "Старшая дочь Меншикова". В нем изображена жена художника Елизавета Августовна, рожденная Шаре (1858-1888). В годы работы Сурикова над картиной она была безнадежно больна. Поэтическая прелесть облика темноволосой бледной молодой женщины неотделима от ощущения близящейся трагической развязки:печален взгляд глубоких темных глаз, мрачно звучит синевато-черный цвет бархатной шубки. Жест рук, угадываемых под одеждой, контраст темного силуэта со светлым фоном бумаги усугубляют драматическую экспрессию этюда.


   В картине "Меншиков в Березове" Мария, старшая дочь некогда всесильного временщика, - фигура наиболее трагическая. Бывшая невеста наследника престола, она после крушения, постигшего ее отца, скончалась в ссылке. Эмоционально-образная близость, существующая между этюдом и персонажем в законченной картине, - характерная черта творческого метода Сурикова. Модель никогда не была для него только натурщиком, безликим статистом. Создание этюда становилось важной ступенью в постижении образа героя произведения.


11.
06 (453x636, 185Kb)

Государственная Третьяковская галерея. И.Н.Крамской (1837-1887). Портрет Софьи Николаевны Крамской, рожденной Прохоровой, жены художника. 1860-е годы.

   Бумага, соус, акварель, белила, черный карандаш.
   Иван Николаевич Крамской - глава и идеолог демократического направления в русской живописи второй половины XIX века, организатор Товарищества передвижных художественных выставок. Он является автором широко известных картин, создателем портретов крупнейших деятелей культуры своей эпохи.


   В начальные годы творческого пути Крамской исполнил много рисунков в технике соуса с добавлением карандаша и белил. На их стилистике (нейтральный фон, плавные переходы светотени) сказалось влияние тогдашней фотографии - дагерротипа. От большинства других соусных портретов молодого художника изображение С.Н.Крамской отличается не только яркостью характеристики, но и свободой рисунка, мягкой, непринужденной манерой исполнения. Лицо модели - главное в портрете. Оно выделено неширокой полоской белого воротничка, очертания плеч лишь намечены. В непритязательном, лишенном каких-либо аксессуаров графическом портрете отчетливо обнаруживается новое понимание идеала женской красоты, которое принесла эпоха 1860-х годов. Мягкая женственность и поэтичность неотделимы в облике модели от серьезности, одухотворенности, скромности.

12.
07 (640x469, 202Kb)

Государственная Третьяковская галерея. В.А.Серов (1865-1911). Баба с лошадью. 1898.

   Бумага, наклеенная на картон, пастель.
   Выдающийся мастер карандашного рисунка, Серов превосходно владел и самыми разнообразными техниками цветной графики - сангиной, акварелью, пастелью. В таких техниках исполнено большинство пейзажей и деревенских жанровых сцен Серова конца 1880-1890-х годов. Многие из них навеяны впечатлениями, связанными с жизнью художника в Домотканове, имении его друга В.Д.Дервиза. Именно здесь и была создана пастель "Баба с лошадью" - одно из лучших произведений "крестьянского" Серова. Вот что рассказывает о работе над пастелью художник Н.Я.Симонович-Ефимова (двоюродная сестра Серова): "Серов писал в Домотканове бабу, держащую под уздцы лошадь. Ему хотелось написать красивое женское крестьянское лицо, и в окрестностях Домотканова брошен был клич по деревням. Несколько дней подряд приезжали деревенские красавицы, иные издалека, но они были не теми красавицами, каких искал Серов: ему хотелось очень тонкой славянской красоты. Наконец, нашлась такая, которая соответствовала его идее... Чтобы она искренно смеялась (а при этом видны были ее чудесные зубы), деревенский острослов, старик Егор Салин, бывший крепостной садовник у прежнего владельца Домотканова, смешил ее".


   Своим мажорным, оптимистическим звучанием "Баба с лошадью" выделяется среди других крестьянских жанров Серова. Здоровьем и добротой искрится улыбка молодой женщины, светятся на фоне снега теплые, звучные пятна: красный платок, рыжая шуба деревенской красавицы, темно-коричневая мохнатая грива смирной крестьянской лошаденки.

 
13.
09 (470x645, 166Kb)

Государственная Третьяковская галерея. В.А.Серов (1865-1911). Автопортрет. 1885.

   Бумага, графитный и итальянский карандаши.
   В многогранном творчестве Валентина Александровича Серова отразилась сложная, переломная для русского искусства эпоха конца XIX-начала XX века. Серов начинал свой путь в 1880-е годы, когда наивысшего подъема достигла деятельность художников-передвижников. В дальнейшем, развивая традиции предшественников, Сероа в своих новаторских поисках становится одним из наиболее ярких представителей искусства нашего столетия.


   Мальчиком Серов несколько лет жил в доме своего учителя И.Е.Репина, в Академии художеств его учителем был выдающийся педагог П.П.Чистяков. В автопортрете 1885 года ощутимо и влияние репинских уроков, и результаты постижения преподавательской системы Чистякова. Но прежде всего в рисунке двадцатилетнего художника очевидны черты собственной творческой индивидуальности. Именно они определили эмоциональное звучание и стилистику рисунка: суровость, строгость образного строя, ярко выраженное стремление к обобщенности формы. Крупные черты лица юноши Серова выявлены энергичной, точной линией; густые короткие штрихи фона по контрасту усиливают ощущение четкой структурности видимых объемов. В раннем автопортрете уже очевидны черты формирующейся личности Серова, художника и человека, - бескомпромиссная правдивость, прямота, требовательность к себе и окружающим.

14.
10 (480x642, 208Kb)

Государственная Третьяковская галерея. П.М.Шмельков (1819-1890). У родильного приюта. 1860-е годы.

   Бумага, итальянский и графитный карандаши, сепия.
   Расцвет творчества Петра Михайловича Шмелькова падает на 1860-е годы - период общественного подъема в России. Шмельков родился в семье крепостного крестьянина Оренбургской губернии. Только в 1843 году, будучи учеником Московского училища живописи и ваяния, он получил вольную, а в 1845 - звание свободного художника.


   В историю русского искусства Шмельков вошел как замечательный мастер социально-обличительной графики, автор серий сатирических листов на темы из жизни чиновников, купечества, а также злободневных рисунков в московских журналах "Зритель" и"Развлечение".
Рисунок "У родильного приюта" - одна из лучших работ художника. Не случайно существует живописное произведение на ту же тему (Государственная Третьяковская галерея). Шмельков - сатирик и обличитель - предстает здесь мастером лирического дарования, полным искреннего сочувствия униженным и оскорбленным, чутко откликающимся на все "больные" вопросы русской действительности тех лет. Композиция листа немногословна и убедительна. Выразителен облик молодой женщины; пустынность тесных городских улиц подчеркнута одинокой фигурой сгорбившегося на козлах извозчика. Одушевленность городского пейзажа, лаконизм выразительных поз и жестов персонажей сочетаются в рисунке Шмелькова с достоверностью бытовых примет: это и надпись над дверьми приюта, и тщательное изображение звонка, фонаря, одежды женщины.

15.
11 (635x453, 229Kb)

Государственная Третьяковская галерея. В.М.Васнецов (1848-1926). Заречная слободка Берендеевка. 1885.

   Эскиз декорации к первому действию оперы Н.А.Римского-Корсакова "Снегурочка" (на сюжет одноименной сказки А.Н.Островского).
Бумага, акварель, гуашь, графитный карандаш.


   Эскизы декораций и костюмов были исполнены Виктором Михайловичем Васнецовым для постановки оперы "Снегурочка" в частной опере С.И.Мамонтова в сезон 1885-1886 годов. Васнецов многие годы был деятельным участником художественного кружка, возникшего в доме известного мецената и промышленника Мамонтова. Эстетические представления кружка - любовь к миру народной поэзии, чуткое понимание красоты национального пейзажа, своеобразия народного искусства, крестьянского бытового убранства - нашли отражение в художественном решении васнецовских эскизов к "Снегурочке". В них живет особый мир: сказочно-наивный, светлый и радостный. Лица и костюмы персонажей, пейзажи - все пронизано юмором, непосредственностью увлекательной игры, свойственной духу сказки, всюду царит простодушная вера в торжество добра, красоты, справедливости. Чистые алые, синие, светло-зеленые, золотистые тона на белом листе бумаги образуют красочный узор, вдохновленный цветовыми созвучиями народного искусства. Легкая, светлая колористическая гамма эскизов усиливает ощущение радостной гармонии "Берендеева царства". Эскизы Васнецова к опере "Снегурочка" стали важным этапом в истории русской сценографии, знаменовали собой начало эпохи ее замечательного расцвета.


16.
12 (479x652, 273Kb)

Государственная Третьяковская галерея. В.И.Суриков (1848-1916). Севилья. 1910.

   Бумага, акварель, графитный карандаш.
   В собрании Государственной Третьяковской галереи в настоящее время сосредоточено наибольшее количество акварелей Сурикова. В них можно наметить различные группы. Одну образуют работы, связанные с историей создания больших картин, другую - пейзажи, сделанные во время поездок по стране и заграничных путешествий. Таковы пейзажи 1884 года - периода итальянской поездки, и акварели, относящиеся к путешествию в Испанию в 1910 году.


   Акварелям испанского путешествия, в которое Суриков отправился с молодым П.П.Кончаловским, суждено было стать заключительным этапом творческой эволюции мастера. Своеобразие акварельной техники, дающей возможность непосредственного воплощения впечатлений от натуры, здесь проявилось особенно смело и ярко. Никогда прежде не было у художника таких дерзких сочетаний открытого цвета - красного, синего, желтого; никогда не был столь ослепительно светоносным по контрасту с насыщенным цветом белый лист бумаги.

   В великолепной акварельной сюите1910 года воплощен живой, лишенный всякого налета экзотики, облик Испании: полуденный зной раскаленных площадей города, прохлада и сумрак старых зданий, жестокая простота сцены боя быков. Лаконичность и смелость цветовых контрастов, приемы композиционного кадрирования сближают эти листы Сурикова с новаторскими исканиями отечественного искусства начала XX столетия.
 

 

17.
13 (477x640, 295Kb)

Обложка от комплекта открыток "Акварель и рисунок второй половины XIX века в собрании Государственной Третьяковской галереи". Автор-составитель М.А.Немировская. Ред.Е.Н.Барламова. Техн.ред.И.А.Клыкова. Изд."Изобразительное искусство". Москва. 1987г.

   В фондах отдела графики Государственной Третьяковской галереи хранятся карандашные рисунки, рисунки тушью, чернилами, сангиной, углем; все виды акварели, пастель; разнообразные типы гравюры. Графика - самый большой в количественном отношении раздел прославленного музея. В нем насчитывается около сорока тысяч произведений.


   Центральное место в коллекции графики принадлежит рисунку и акварели крупнейших художников второй половины XIX столетия.

   Коллекция начала складываться еще при жизни основателя галереи П.М.Третьякова. Первые рисунки и акварели И.Е.Репина, В.И.Сурикова появились в собрании в 1880-е годы. Обычно художники дарили их коллекционеру в знак дружбы и уважения к его замечательной деятельности. Много рисунков В.Г.Петрова, В.В.Верещагина, В.М.Васнецова Третьяков купил как составную часть художественного наследия очень ценимых им авторов. На рубеже 1880-1890-х годов Третьяков стал приобретать рисунки более планомерно и интенсивно. Наряду с произведениями признанных мастеров он включил в свою коллекцию работы молодых художников - И.И.Левитана, М.В.Нестерова и других.

   Раздел графики второй половины XIX столетия в Государственной Третьяковской галерее очень сильно пополнился в первое послеоктябрьское десятилетие. В него вошло графическое собрание Цветковской галереи, где были сосредоточены многочисленные рисунки и акварели И.Е.Репина, В.И.Сурикова, В.М.Васнецова, П.М.Шмелькова, В.Е.Маковского и других художников, а также графические произведения крупнейших живописцев из бывшей коллекции И.С.Остроухова.

   Ядром и основой раздела графики второй половины XIX века являются (также как и в живописной части собрания) произведения художников, непосредственно связанных с Товариществом передвижных художественных выставок или близких ему по характеру и направленности творческих исканий

   Многие рисунки передвижников, например В.Е.Маковского, В.М.Максимова, К.А.Савицкого, так или иначе связаны с работой художников над картинами. Иногда это этюды или эскизы известных живописных композиций, в других случаях сцены, воспринимающиеся как "модели" будущих картин. Особую группу представляют листы социально-обличительной графики 1860-х годов. Среди них выделяются многочисленные рисунки П.М.Шмелькова на темы из чиновничьего и купеческого быта, из жизни городских низов.

   Рисунки бытового жанра характерны и для В.М.Васнецова. Но наиболее ценной в художественном отношении частью большого собрания его графики в галерее являются акварельные эскизы к опере Н.А.Римского-Корсакова "Снегурочка", ставшие новым этапом в истории русской сценографии.

   В графическом наследии главы передвижников И.Н.Крамского самый интересный раздел - портреты, исполненные в характерной технике угля, соуса, белил. О стилистических особенностях портретной графики 1860-1860-х годов свидетельствует и хранящиеся в галерее рисунки другого видного передвижника - Н.А.Ярошенко.

   Основу большой коллекции графики выдающихся пейзажистов этого периода составляют рисунки с натуры, а также ряд подготовительных эскизов и этюдов к живописным пейзажам. Таковы рисунки и акварели И.И.Шишкина, Ф.А.Васильева, А.К.Саврасова, небольшие карандашные наброски и законченные акварельные пейзажи И.И.Левитана.

   Выдающимся мастером рисунка был крупнейший из живописцев этой эпохи И.Е.Репин. В галерее хранится около пятисот его графических произведений: этюды и эскизы почти ко всем картинам, рисунки-наброски, монументальные портреты углем на холсте, станковые листы пейзажного, портретного, бытового жанров. Для репинских рисунков характерен живой, свободный штрих; предметный мир в них неразрывно связан с воздушной средой, с окружающим пространством.

   По количеству листов графическое наследие В.И.Сурикова не столь обширно, как репинское. И в нем существенный раздел составляют рисунки, воссоздающие историю почти всех крупнейших полотен живописи. Но подлинной жемчужиной графики Сурикова являются акварели, в которых особенно своеобразно преломился великолепный колористический дар мастера, например работы, созданные во время поездок в Испанию.

   В большой и разнообразной коллекции графики В.А.Серого - портреты, пейзажи, иллюстрационные циклы - нашли отражение как характерные черты рисунка XIX столетия, так и стилистические искания начала нынешнего века. Наиболее ранние из имеющихся рисунков художника датируются 1870-ми годами. В 1890-1900-е годы Серов-рисовальщик достигнет полного расцвета. Все выразительные возможности графики, ее эстетическая специфика и самодовлеющая ценность проявились у Серова с особенной яркостью и полнотой, оказали несомненное воздействие и на его живописное творчество

   Рисунки в акварели таких гигантов русского искусства, как Репин, Суриков, Серов, занимают в собрании галереи особенно важное место, что соответствует их значению в истории отечественной графики. Собрание рисунков других художников второй половины XIX века дает реальную возможность проследить как историю становления большинства наиболее значительных полотен, так и всесторонне рассмотреть специфические черты их графического наследия.

   Помимо подготовительных, рабочих рисунков в коллекции имеются рисунки документального типа, произведения сатирической графики, эскизы театральных декораций и костюмов, иллюстрационные циклы. С чрезвычайной полнотой представлены станковые, самостоятельные виды графики, особенно произведения портретного и пейзажного жанров. Публикуемые листы наглядно свидетельствуют о том, что рисунок и акварель являются ценнейшей частью той сокровищницы русского изобразительного искусства, какой по праву считается Третьяковская галерея.

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Живопись на открытке. Акварель и рисунок второй половины XIX века | Азалика - АЛЬБОМ СТАРЫХ ОТКРЫТОК | Лента друзей Азалика / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»