[показать] На прошлой неделе стало известно о попытке научить компьютер разбираться в живописи: сравнивать картины и устанавливать сходство между ними. «Воздух» изучил вопрос и расспросил специалиста о том, смогут ли машины заменить ученых. Пару лет назад заинтересованные лица жаловались, что в истории искусств пора различать две эры — до Google и после. В смысле — все было хорошо, но потом появился Art Project, гугловское собрание цифровых копий картин в сверхразрешении. И картины якобы тут же лишились смысла, который вкладывали в них критики и сами авторы. Зум превратил картины в зоопарк, а их изучение — в ловлю блох размером с экран компьютера. Как заметил один чикагский профессор, под гугловской лупой девушка в «Воскресном дне» Жоржа Сера мутирует в восьмиглазого паука, а персонаж дальнего плана в брейгелевской «Жатве» — в какающую золотыми плитками обезьяну. Каждый теперь часами может разглядывать то, что разглядывать никто никого не просил; каждый теперь, независимо от квалификации, сам себе эксперт, одержимый стремлением к детализации, уточнению и, соответственно, комментированию (и это относится не только к картинам).