• Авторизация


"Янтарный Берег". По дороге домой. Zalenieki. Ч.20 08-06-2019 17:23 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Хитр_из_Дупла Оригинальное сообщение



[показать]
[показать]
[показать]
По дороге домой (а Рига для меня стала действительно домом), заглянем в пару городков, которые мы проезжали по пути в Рундальский дворец. И первым таким городком (или даже местечком, как говорят у нас) будет Залениеки (досл. перевод с латышского "Запахи трав", на немецкий лад Грюнхов). Правда, мне кажется поэтичнее и мелодичнее Залениеки -- Грюнхов как-то грубовато звучит. Но это уже -- чистая лирика...
Zalenieki manor (1).jpg


Cобственно говоря, Залениеки -- это охотничий дворец герцогов Курляндии, расположенный в обширном пейзажном парке (площадью 27 га) в селе Залениеки Залениекской волости Латвии. Первый в стране памятник архитектуры классицизма.

Начиная с первого курляндского герцога все правители этого государства предпочитали выезжать на охоту в Залениеки. В 1766 году герцог Эрнст Иоганн Бирон распорядился выстроить дворец, где монарх и его придворные могли бы останавливаться во время охотничьих забав. Строительство вёл придворный зодчий Северин Йенсен в 1768—75 годах.
Severin_Jensen_by_Aage_Lefolii (631x733, 78Kb)
Северин Йенсен
Zaļenieku izglītības centrs un kultūras nams.jpg

Вот он, Залениеки...
Gotthard_Kettler (600x770, 306Kb)
Первый курляндский герцог Готхард Кетлер. Портрет XIX века.
Готхард Кетлер
Герцогский герб

А это уже Эрнст Иоганн Бирон, по заказу которого был выстроен охотничий дворец.
Эрнст Иоганн Бирон
Герб Биронов
Biron_COA (630x616, 676Kb)

Поскольку в эти годы в Курляндии находился знаменитый Растрелли, искусствовед Борис Виппер предполагал его участие в проектировании для Бирона усадеб Грюнхоф и Свэтхоф. По его словам «Грюнхоф, со своими мощными контрастами масс, с центральным ризалитом и удвоенными колоннами, представляет только более строгий и сдержанный вариант Строгановского дворца с характерным для курляндских построек Растрелли отсутствием скульптуры и рокайльных украшений». Замену мансардной крыши на существующую Виппер приписывает Йенсену.
img_5c66a61ec757b (654x604, 498Kb)
Франческо Бартоломео Растрелли
Искусствовед Виппер-1.jpg
Искусствовед Борис Робертович Виппер (фотография на титульном листе в книге: Из истории зарубежного искусства. К 100-летию со дня рождения Бориса Робертовича Виппера. Материалы научной конференции «Випперовские чтения — 1988». Выпуск XXI. М. ГМИИ, 1991.

После третьего раздела Польши император Павел подарил охотничьи угодья вокруг Митавы вместе с дворцом своему шурину Александру. После 1850 года Грюнхофом владели различные семейства остзейских дворян — Шепинги, Ливены, Медемы. Интерьер был полностью реконструирован в 1866—68 годах. Во время недавней реставрации исследователям удалось выявить следы росписей XVIII века.
Павел I Петрович
Император Павел I
Павел I Петрович
Царский герб
Biron Rezidenz.jpg
Митава, дворец (до которого мы тоже доберёмся в своё время)

Почему-то на инет иногда нападает скупость -- в прямом смысле этого слова! То он мне позволяет найти множество интересных сайтов, а то вдруг пару снимков даст -- и всё, мол, хватит с тебя!)
Wurtemberg Alexander.jpg
Александр Фридрих Вюртембергский. Портрет Александра Вюртембергского
работы Джорджа Доу. Военная галерея Зимнего Дворца, Государственный Эрмитаж (Санкт-Петербург)

Последние владельцы усадьбы Залениеки Ливены...
Lieven.jpg
и Медемы
Medem COA.jpg
К сожалению, кроме гербов, нету ничего! То есть, в википедии о них кое-что есть, но если я сейчас зароюсь в историю, то о самой усадьбе я никогда не расскажу!..

Но вот теперь, наконец, дошла очередь до самой усадьбы Залениеки.Я нашла в инете прекрасную подборку об этом месте и дальше просто вставляю текст и любуюсь вместе с вами. Залениеки не настолько известна, как дворцовые комплексы Бирона в Рундале (Руэнталь) и Елгаве (Митава), туристов сюда возят не так часто. Он намного скромнее упомянутых дворцов по своим размерам, но все равно превосходит собой большинство местных имений. И вполне вероятно, что и здесь приложил свою руку великий Растрелли. Погода во время посещения была серая, поэтому фотографии будут примерно такого качества:
1582059_original (611x484, 194Kb)
Но обо всем по порядку. Имение Zaļā (Grunhof) входит в так называемое "золотое кольцо" вокруг Елгавы, столицы Курляндского герцогства, наряду с имениями Svēte (Swethof), Luste (Lusthof), Rundāle (Ruhenthal) un Kroņvircava (Kronenwurzau). Расположены Залениеки в 22 км на юго-запад от Елгавы (на карте ниже помечены витиеватой стрелкой). К сведению тех, кто едет на машине через Елгаву: Залениеки находятся по дороге на Тервете, она же дорога на литовский Жагаре. Но указателя на них в городе вы не увидите, там будет только Бауска, Элея и Добеле, которые расположены несколько в иных сторонах. Поезжайте по указателю на Элею, через какое-то время будет развилка с правильным указателем на Тервете и Жагаре, ведущая на узкую неприметную дорогу с ухабами и трещинами - это и будет дорога на Залениеки.
1436542_original (610x486, 307Kb)
Карта для путешественников

В отличие от Рундале или хотя бы Елгавы в Залениеках пока мало что приведено в порядок и соответствующей развитой инфраструктуры нет. Хотя благодаря требованиям Евросоюза уже установлены информационные стенды возле въезда на территорию имения. На одном из них, например, указаны контактные телефоны других имений и прочих достопримечательностей, показываю их здесь - вдруг кому-нибудь пригодится:
1423857_640 (640x400, 165Kb)
А также есть краткий рассказ об усадьбе на четырех языках: латышском, русском, английском и немецком. Но хотелось бы рассказать немного подробнее,воспользовавшись сведениями из каталога, изданного Рундальским дворцом-музеем. История места, где ныне расположена Залениекская волость, начинается с 3-4 в. до н.э., когда древние племена балтов начали обживать эту территорию. Об этом свидетельствуют древние погребения в Будниеках.

Предупреждаю, что у меня нет изображений того, как Залениеки выглядели в старину, при Кетлерах и в первые годы жизни Бирона, поэтому весь пост проиллюстрирован только фотографиями нынешнего дворца в Залениеках.
1431940_original (600x800, 136Kb)
Это имение является одним из старейших ленов Ливонского ордена в регионе Земгале. В 1562 г. поместье стало доменом первого Курляндского герцога Готарда Кетлера, который был до того последним магистром Ливонского ордена. Имение использовалось главным образом как охотничье угодье.
1581316_original (612x473, 192Kb)
В 1698 г. усадьба перешла под управление придворного маршала Эвалда фон Клейста. В том же году в инвентарной описи имения упоминается "большой герцогский дом, крытый частично соломой, частично черепицей". Как следует из описания, постройка состояла из двух частей, в более старом из этих зданий было пять комнат, а в пристройке более нового времени - большая комната (вероятно, зал) и три комнатки поменьше.
1430023_original (612x480, 183Kb)
Вот так это выглядело.

В 1737 г. на престол Курляндского герцогства взошел Эрнст Иоганн Бирон. Герцог, как известно, очень любил охоту; газета Mitauische Nachrichten 25 ноября 1767 г. сообщала, что герцог вместе с принцем Петром несколько дней были на охоте в имениях Залямуйжа и Калнамуйжа (Тервете).
1427656_original (612x468, 122Kb)
В то время имение было сдано в аренду некоему фон Ветбергу, но герцог продолжал следить за тем, что происходило в Залениеках. Узнав о том, что арендатор собирается ликвидировать старый фруктовый сад и на его месте устроить загон для лошадей, герцог Эрнст Иоганн 9 апреля 1766 г. велел вырубить старые кустарники и привести сад в порядок, "...ибо мы желали бы кроме иного рода улучшениях в имении слышать также о стараниях обновить сад". Как видите, любовь Бирона к лошадям сильно преувеличена, а вот любовь к сохранению природы в наши дни была бы одобрена Гринписом.
1581702_original (612x441, 176Kb)
15 января 1767 г. герцог дал указание обергофмейстеру фон Гротхусу выделить 400 строительных бревен для нужд имения Залямуйжа; 500 бревен уже было приказано выдать в декабре предыдущего года. В то время имение представляло собой старое здание и новые постройки.
1431056_original (611x484, 157Kb)
18 февраля 1768 г. Эрнст Иоганн подписал первый документ, относящийся к постройке нового жилого здания в Залямуйжа - приказ о выдаче 200 000 кирпичей. В том же году стали платить жалованье мастеру-столяру Д.М. Рогге (его наняли до 1773 г.)
К сожалению, Эрнст Иоганн Бирон не дожил до окончания строительства дворца, строившегося с 1768 по 1775 г.
1596412_640 (656x840, 380Kb)
Курляндский герцог Эрнст Иоганн. Неизвестный художник с картины Л.Каравака. 30-е годы XVIII в.
1596557_640 (601x740, 270Kb)
Курляндский герцог Пётр. Ф.Г.Баризьен, 1781 г.

Строительные работы затянулись, и 27 января 1774 г. герцог Петр Бирон, старший сын Эрнста Иоганна, приказал: "Жилой дом Залениеки будущей весной довести до полной готовности".
1430859_original (612x457, 156Kb)
Таким образом, следует предположить, что 1774-1775 годы были временем завершения постройки дворца Залямуйжа. Тем не менее это не означает, что герцог Эрнст Иоганн не мог до этого жить во дворце. Как показывает пример с Рундальским дворцом, где летом 1765 г. герцог находился в самой неразберихе работ по обновлению, к бытовым неудобствам в 18 в. умели относиться стоически.

Это фото дворца, сделанное в январе 2006 года.
1431687_original (600x425, 343Kb)
Герцог Петр тоже любил охотиться в угодьях имения Залямуйжа, и потому часто там пребывал. Инвентарь усадьбы, составленный в 1795 г., после включения Курляндского герцогства в состав России, дает представление об облике здания: "Большой жилой дом выстроен в итальянском вкусе из камня в два этажа, с черепичной крышей. На нижнем этаже расположен просторный вестибюль со сводчатым потолком и пилонами, пол его выложен кирпичом; направо от него - девять комнат, в которых находятся шесть печей, покрытых черной глазурью, налево - семь комнат с пятью такими же печами, кухня и небольшая передняя с лестницей на чердак. На верхнем этаже расположено 16 комнат, в них - 10 печей с белой глазурью. Потолок везде гипсовый, пол - дощатый, только в шести комнатах выложен из кирпича, для окон и дверей требуются металлические части".
1433814_original (600x500, 123Kb)
1433466_original (600x409, 110Kb)
1433933_original (600x450, 144Kb)
1433320_original (644x900, 49Kb)
1434613_original (667x426, 188Kb)
1434304_original (667x502, 160Kb)
1436931_original (600x760, 272Kb)
1436808_original (654x700, 146Kb)
1432961_original (600x450, 122Kb)
1437688_original (600x450, 203Kb)
1432709_original (600x433, 170Kb)
В 1800 г. Павел I передал имение генералу российской армии принцу Александру Вюртембергскому. До 1833 гг. Грюнхоф принадлежал ему, затем наследники продали имение в 1850 г. владельцу имения Борнсминде генералу Алексу фон Шепингу. Его вдове имение принадлежало до 1913 г., а дочери до 1920 г. Имение принадлежало роду фон Медем через брак с вдовой Шепинга.
1428613_original (665x712, 165Kb)
Здание считается одним из лучших образцов стиля барокко в Латвии. Просто цитата из Интернета:
С течением времени барокко вносит в композицию фасадов большую расчлененность и богатство декоративных форм (дворец в Залениеки, 1767-1775; так называемый дом Фитингофа в Риге, ул. Комунала, 2, ок. 1765 г.), а также строго академичные ордерные построения («Академия Петрина» в Елгаве, 1773-1775; кавалерский дом в Кроньвирцаве, оба – архитектор С.Ензенс, 1780-е гг.), которые придавали зданиям импозантную величавость.
1424422_original (611x484, 145Kb)
В связи с дворцом Залямуйжа стал вопрос о предположительной роли Ф.Б. Растрелли и С. Енсена в проектировании здания. Основываясь на сходстве центральной части дворца Залямуйжа с дворцом Строгановых, построенным Растрелли в Петербурге, профессор Б. Виппер подчеркнул вероятность сотрудничества архитектора при разработке планов строительства нового здания.
1424919_original (612x457, 119Kb)
Такую версию не отрицает и А. Мюллер-Эшенбах и повторяет П. Арендс. Данное утверждание нельзя ни доказать, ни категорически опровергнуть, ибо внешнее сходство несомненно имеется, но в композиции ризалита - с двумя парами колонн посередине и еще по одной колонне с каждого края, а также с лучковым фронтоном - нет ничего настолько специфического, что можно было бы приписать исключительно Растрелли и считать недоступным для Енсена.
1425636_original (612x457, 115Kb)
Тем более по той причине, что неизвестно, в какой мере Ф.Б. Растрелли, учитывая его должность обер-интенданта герцогских строений и репутацию знаменитого архитектора, мог и хотел вмешаться в работу и проекты С. Енсена.
1425869_original (600x709, 116Kb)
1424763_original (600x709, 136Kb)
Нет сомнений, что все прочее, кроме ризалита, соответствует своеобразным приемам построения пропорций масс и формы окон, а также профилировке деталей именно Енсена. Так же как во всех своих постройках, на основной плоскости здания Енсен оставил свободными только небольшие площади - фасад расчленен при помощи лопаток и карнизов, каждое окно заключено в обрамление.
1428340_original (611x484, 178Kb)
Рустовка углов и пояса рустики, идущие вдоль всего первого, цокольного этажа, также служат характерному для Енсена разрыхлению и насыщению фасада. Для его строений характерна также большая тщательность и точность штукатурных работ. Образец фасадной рустовки в Залениеках:
1426839_original (612x478, 136Kb)
Дворец Залямуйжа Енсен велел покрасить в свое излюбленное сочетание цветов - английский красный для основной плоскости с белыми выступающими деталями. Эта окраска, которую во время начатого в 1989 г. ремонта можно было обнаружить почти по всему фасаду, свидетельствует о том, что здание сохранило свою первоначальную фактуру отделки. На этом фото немного заметны остатки первоначального красного цвета - он оказался удивительно стойким, проступив даже через более поздние наслоения:
1429345_original (600x485, 195Kb)
Встречающееся в литературе утверждение, будто крыша первоначально была мансардной формы, подлежит сомнению, ибо теперешние пропорции и форма ее характерны для Енсена, дымовые трубы также первоначальные. Крыша прежде была крыта черепицей.
1423875_original (611x484, 190Kb)
Из первоначального внутреннего убранства во дворце ничего не сохранилось. В 19 в. поменяли даже двери, пол, лестницы. Единственный остаток отделки 18 в. - штукатурка карниза под потолком, а также покрытая слоями покраски более позднего времени роспись в большом зале.
1438363_original (600x715, 138Kb)
1439059_original (600x598, 624Kb)
1438072_original (620x700, 116Kb)
1438583_original (600x450, 238Kb)
1437946_original (600x426, 76Kb)
1439469_original (606x767, 249Kb)
Небольшие участки, вскрытые при помощи зондажей, обнаруживают роспись, изображающую иллюзорную архитектуру в стиле классицизма, характерную для украшения интерьеров позднего периода герцога Петра (дворцы Вирцава и Лусте, дворец Фридрихсфельде в Берлине).
1435840_original (604x767, 212Kb)
1434828_original (651x699, 170Kb)
1435112_original (650x800, 207Kb)
1437227_original (600x760, 220Kb)
1435354_original (600x450, 145Kb)
1435531_original (600x760, 320Kb)
Покрытый черной глазурью изразец, обнаруженный на чердаке дворца, относится к 11 печам первого этажа, упомянутым в инвентаре 1795 г.; этот тип изразцов распространен в имениях Курляндии и Земгалии во второй половине 18 в.
1426132_original (612x467, 228Kb)
Подобно другим герцогским дворцам, композиционной основой для парка в Залямуйжа является природный рельеф и водоемы, образующие романтический пейзаж. Его предположительно только с одной стороны дворца нарушали геометрические формы "французского сада". Массив парка более чем на километр протянулся в северном направлении, перпендикулярном оси симметрии дворца.
1436156_original (648x520, 121Kb)
Сад французского стиля был разбит здесь в 17 в. и восстановлен в 18 в. Живописный пейзажный парк был создан уже в середине 19 в. Его планировка заключалась в сочетании естественных природных форм с системой искусственных водоемов. Перед дворцом парк имения сохранил старую планировочную структуру, которая была окружена ландшафтным парком и водоемами.
1424342_original (612x446, 196Kb)
Ранней весной этот парк был украшен таким вот образом:
1427306_original (612x477, 222Kb)
И такими беседками, совершенно не сочетающимися с общим обликом здания:
1429160_original (612x466, 248Kb)
Латышские приемы деревянного строительства здесь совершенно неуместны:
1429651_original (611x484, 241Kb)
Тем более что отсюда не разглядеть толком сам дворец:
1428123_original (611x484, 217Kb)
1427771_original (663x800, 162Kb)
Старое дерево в парке:
1428978_original (663x800, 228Kb)
Мне мерещится здесь человеческая фигура, подвешенная за руки и безвольно поникшая от невыразимой муки...
1430306_original (611x484, 224Kb)
Архитектурный ансамбль поместья также включает различные служебные здания, построенные в разных стилях: от барокко до русского классицизма и стиля ампир.
1426655_original (606x484, 206Kb)
Дом управляющего был расположен близ главной дороги в комплексе поместья. Здания служащих были построены в середине 19 в. друг близко к другу, создав интересный ансамбль с другой стороны дороги. Эта часть комплекса поместья также включает служебные постройки.
1427043_original (611x484, 208Kb)
Рядом с господским домом расположен старый погреб:
1430601_original (612x439, 209Kb)
Нашла в Интернете интересное упоминание о том, что некогда имение служило центром весьма оживленной культурной жизни (перевожу с латышского с небольшими дополнениями от себя в квадратных скобках):

Участие в праздниках песни [это, можно сказать, главное событие в латышской культуре тогда и сейчас тоже :-)] свидетельствует об активной деятельности певцов из имения Залениеки, также как о их музыкальных возможностях. Общество певцов положило начало театральной традиции в Залениеках. В период с 1890 по 1900 г. здесь было устроено 14 театральных представлений. Популярность завоевало также устройство т.н. "зеленых балов", вырученные средства от которых были пущены на приобретение книг, и 6 января 1879 г. здесь открылась первая библиотека. Первым библиотекарем стал писатель и общественный деятель Кристап Шуберт, отец композитора Паула Шуберта.
1582633_original (612x467, 135Kb)
1883 г. была учреждена ссудо-сберегательная касса имения Залениеки, в которой принял юридическое участие адвокат Андрей Стерсте. Он занимался не только хозяйственной стороной имения, но и культурной жизнью. В результате успешной финансовой деятельности на землях графа Теодора фон Медема был основан новый дом товарищества (ныне там дом культуры) [кстати, вот свидетельство того, что не все остзейские бароны притесняли местных жителей и их культуру].

В 1894 г. в день освящения здания в имении Заля присутствовали значительные персоны того времени. Речь на открытии произнес редактор газеты "Dienas lapa" Янис Райнис [для латышей Райнис - то же самое, что для русских Пушкин]. Позднее в своей газете он писал: "Этот дом станет жилищем для товарищества и центром духовной жизни всего этого округа. Там не только заключаются важные сделки, ищут кредиты, страхование от несчастных случаев, дешевые продукты, но волость сможет почерпнуть для себя духовное образование: делать лекции, устраивать театральные представления, концерты, способствовать распространению хороших (подходящих) книг".
1429909_original (611x484, 202Kb)
В советское время в имении располагался Залениекский совхоз-техникум.
Во дворце имения в разное время также находились: сельскохозяйственный техникум (1945-47), школа подготовки руководящих кадров для колхозов (1947-51), трехлетняя школа подготовки председателей колхозов (1951-56), сельскохозяйственный техникум (1956-62), годичная школа подготовки ведущих кадров советского хозяйства и колхозов (1962-66), экономический техникум (1966-71), совхозный техникум (1972-85), ПТУ (1985-89), в 1989 г. создана сельскохозяйственная школа, с 1998 г. ремесленная школа.

Так имение выглядело в советское время:
1439720_original (600x464, 445Kb)
Табличка с названием училища в наши дни. Материал таблички и ее шрифт плохо сочетаются с классическими формами здания, хоть и запущенного, но все же памятника архитектуры. Вот так и воспитываем ремесленников без чувства вкуса...
1426213_original (600x800, 136Kb)
Забавная цитата из Интернета на тему легенд, связанных с имением:
Мне возле Грюнхофского замка (Залениеки) пытались объяснить, что якобы Бирон зарыл клад (когда он вообще в этом замке не был до ссылки), потом, что якобы трещины в мраморном полу потому, что герцоги заезжали там на лошадях (там всадник не проедет раз, пол положили в 19 веке, когда герцогов не было два). Короче эти "ностасти" просто уже достали.
1582520_original (612x481, 175Kb)
1582116_original (611x484, 124Kb)
image-1058 (600x525, 56Kb)
image-13598 (600x429, 173Kb)
image-13599 (600x450, 188Kb)
А вот теперь пройдём по парку и заглянем ненадолго в дом (мне попалось несколько интерьеров).
P1010435.sized (640x480, 350Kb)
P1010436.sized (640x480, 239Kb)
P1010437.sized (640x480, 223Kb)
pa020355.sized (640x480, 389Kb)
pa020354.sized (640x480, 378Kb)
pa020353.sized (640x480, 413Kb)
pa020352.sized (640x480, 351Kb)
pa020351.sized (640x480, 356Kb)
pa020350.sized (640x480, 264Kb)
pa020349.sized (600x760, 220Kb)
pa020348.sized (640x480, 375Kb)
pa020344.sized (600x760, 272Kb)
pa020343.sized (600x760, 320Kb)
1425260_original (607x484, 121Kb)
И кончаю я пост (к сожалению, уже кончаю!) двумя монохромными снимками полюбившегося мне Залениеки. Но, в общем-то, у меня в планах еще не один пост "по дороге домой".
IMG_3184-m-csf (600x466, 429Kb)
IMG_3164-m (600x466, 435Kb)
До встречи в новом посте, друзья мои!

Серия сообщений "Прибалтика":
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (1):


Комментарии (1): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник "Янтарный Берег". По дороге домой. Zalenieki. Ч.20 | ирэн_к - Дневник ирэн_к | Лента друзей ирэн_к / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»