Это цитата сообщения
Хитр_из_Дупла Оригинальное сообщение
[показать]
[показать]
[показать]
По дороге домой (а Рига для меня стала действительно домом), заглянем в пару городков, которые мы проезжали по пути в Рундальский дворец. И первым таким городком (или даже местечком, как говорят у нас) будет Залениеки (досл. перевод с латышского "Запахи трав", на немецкий лад Грюнхов). Правда, мне кажется поэтичнее и мелодичнее Залениеки -- Грюнхов как-то грубовато звучит. Но это уже -- чистая лирика...

Cобственно говоря, Залениеки -- это охотничий дворец герцогов Курляндии, расположенный в обширном пейзажном парке (площадью 27 га) в селе Залениеки Залениекской волости Латвии. Первый в стране памятник архитектуры классицизма.
Начиная с первого курляндского герцога все правители этого государства предпочитали выезжать на охоту в Залениеки. В 1766 году герцог Эрнст Иоганн Бирон распорядился выстроить дворец, где монарх и его придворные могли бы останавливаться во время охотничьих забав. Строительство вёл придворный зодчий Северин Йенсен в 1768—75 годах.

Северин Йенсен


Вот он, Залениеки...

Первый курляндский герцог Готхард Кетлер. Портрет XIX века.

Герцогский герб
А это уже Эрнст Иоганн Бирон, по заказу которого был выстроен охотничий дворец.

Герб Биронов

Поскольку в эти годы в Курляндии находился знаменитый Растрелли, искусствовед Борис Виппер предполагал его участие в проектировании для Бирона усадеб Грюнхоф и Свэтхоф. По его словам «Грюнхоф, со своими мощными контрастами масс, с центральным ризалитом и удвоенными колоннами, представляет только более строгий и сдержанный вариант Строгановского дворца с характерным для курляндских построек Растрелли отсутствием скульптуры и рокайльных украшений». Замену мансардной крыши на существующую Виппер приписывает Йенсену.

Франческо Бартоломео Растрелли

Искусствовед Борис Робертович Виппер (фотография на титульном листе в книге: Из истории зарубежного искусства. К 100-летию со дня рождения Бориса Робертовича Виппера. Материалы научной конференции «Випперовские чтения — 1988». Выпуск XXI. М. ГМИИ, 1991.
После третьего раздела Польши император Павел подарил охотничьи угодья вокруг Митавы вместе с дворцом своему шурину Александру. После 1850 года Грюнхофом владели различные семейства остзейских дворян — Шепинги, Ливены, Медемы. Интерьер был полностью реконструирован в 1866—68 годах. Во время недавней реставрации исследователям удалось выявить следы росписей XVIII века.

Император Павел I

Царский герб

Митава, дворец (до которого мы тоже доберёмся в своё время)
Почему-то на инет иногда нападает скупость -- в прямом смысле этого слова! То он мне позволяет найти множество интересных сайтов, а то вдруг пару снимков даст -- и всё, мол, хватит с тебя!)

Александр Фридрих Вюртембергский. Портрет Александра Вюртембергского
работы Джорджа Доу. Военная галерея Зимнего Дворца, Государственный Эрмитаж (Санкт-Петербург)
Последние владельцы усадьбы Залениеки Ливены...

и Медемы

К сожалению, кроме гербов, нету ничего! То есть, в википедии о них кое-что есть, но если я сейчас зароюсь в историю, то о самой усадьбе я никогда не расскажу!..
Но вот теперь, наконец, дошла очередь до самой усадьбы Залениеки.Я нашла в инете прекрасную подборку об этом месте и дальше просто вставляю текст и любуюсь вместе с вами. Залениеки не настолько известна, как дворцовые комплексы Бирона в Рундале (Руэнталь) и Елгаве (Митава), туристов сюда возят не так часто. Он намного скромнее упомянутых дворцов по своим размерам, но все равно превосходит собой большинство местных имений. И вполне вероятно, что и здесь приложил свою руку великий Растрелли. Погода во время посещения была серая, поэтому фотографии будут примерно такого качества:

Но обо всем по порядку. Имение Zaļā (Grunhof) входит в так называемое "золотое кольцо" вокруг Елгавы, столицы Курляндского герцогства, наряду с имениями Svēte (Swethof), Luste (Lusthof), Rundāle (Ruhenthal) un Kroņvircava (Kronenwurzau). Расположены Залениеки в 22 км на юго-запад от Елгавы (на карте ниже помечены витиеватой стрелкой). К сведению тех, кто едет на машине через Елгаву: Залениеки находятся по дороге на Тервете, она же дорога на литовский Жагаре. Но указателя на них в городе вы не увидите, там будет только Бауска, Элея и Добеле, которые расположены несколько в иных сторонах. Поезжайте по указателю на Элею, через какое-то время будет развилка с правильным указателем на Тервете и Жагаре, ведущая на узкую неприметную дорогу с ухабами и трещинами - это и будет дорога на Залениеки.

Карта для путешественников
В отличие от Рундале или хотя бы Елгавы в Залениеках пока мало что приведено в порядок и соответствующей развитой инфраструктуры нет. Хотя благодаря требованиям Евросоюза уже установлены информационные стенды возле въезда на территорию имения. На одном из них, например, указаны контактные телефоны других имений и прочих достопримечательностей, показываю их здесь - вдруг кому-нибудь пригодится:

А также есть краткий рассказ об усадьбе на четырех языках: латышском, русском, английском и немецком. Но хотелось бы рассказать немного подробнее,воспользовавшись сведениями из каталога, изданного Рундальским дворцом-музеем. История места, где ныне расположена Залениекская волость, начинается с 3-4 в. до н.э., когда древние племена балтов начали обживать эту территорию. Об этом свидетельствуют древние погребения в Будниеках.
Предупреждаю, что у меня нет изображений того, как Залениеки выглядели в старину, при Кетлерах и в первые годы жизни Бирона, поэтому весь пост проиллюстрирован только фотографиями нынешнего дворца в Залениеках.

Это имение является одним из старейших ленов Ливонского ордена в регионе Земгале. В 1562 г. поместье стало доменом первого Курляндского герцога Готарда Кетлера, который был до того последним магистром Ливонского ордена. Имение использовалось главным образом как охотничье угодье.

В 1698 г. усадьба перешла под управление придворного маршала Эвалда фон Клейста. В том же году в инвентарной описи имения упоминается "большой герцогский дом, крытый частично соломой, частично черепицей". Как следует из описания, постройка состояла из двух частей, в более старом из этих зданий было пять комнат, а в пристройке более нового времени - большая комната (вероятно, зал) и три комнатки поменьше.

Вот так это выглядело.
В 1737 г. на престол Курляндского герцогства взошел Эрнст Иоганн Бирон. Герцог, как известно, очень любил охоту; газета Mitauische Nachrichten 25 ноября 1767 г. сообщала, что герцог вместе с принцем Петром несколько дней были на охоте в имениях Залямуйжа и Калнамуйжа (Тервете).

В то время имение было сдано в аренду некоему фон Ветбергу, но герцог продолжал следить за тем, что происходило в Залениеках. Узнав о том, что арендатор собирается ликвидировать старый фруктовый сад и на его месте устроить загон для лошадей, герцог Эрнст Иоганн 9 апреля 1766 г. велел вырубить старые кустарники и привести сад в порядок, "...ибо мы желали бы кроме иного рода улучшениях в имении слышать также о стараниях обновить сад". Как видите, любовь Бирона к лошадям сильно преувеличена, а вот любовь к сохранению природы в наши дни была бы одобрена Гринписом.

15 января 1767 г. герцог дал указание обергофмейстеру фон Гротхусу выделить 400 строительных бревен для нужд имения Залямуйжа; 500 бревен уже было приказано выдать в декабре предыдущего года. В то время имение представляло собой старое здание и новые постройки.

18 февраля 1768 г. Эрнст Иоганн подписал первый документ, относящийся к постройке нового жилого здания в Залямуйжа - приказ о выдаче 200 000 кирпичей. В том же году стали платить жалованье мастеру-столяру Д.М. Рогге (его наняли до 1773 г.)
К сожалению, Эрнст Иоганн Бирон не дожил до окончания строительства дворца, строившегося с 1768 по 1775 г.

Курляндский герцог Эрнст Иоганн. Неизвестный художник с картины Л.Каравака. 30-е годы XVIII в.

Курляндский герцог Пётр. Ф.Г.Баризьен, 1781 г.
Строительные работы затянулись, и 27 января 1774 г. герцог Петр Бирон, старший сын Эрнста Иоганна, приказал: "Жилой дом Залениеки будущей весной довести до полной готовности".

Таким образом, следует предположить, что 1774-1775 годы были временем завершения постройки дворца Залямуйжа. Тем не менее это не означает, что герцог Эрнст Иоганн не мог до этого жить во дворце. Как показывает пример с Рундальским дворцом, где летом 1765 г. герцог находился в самой неразберихе работ по обновлению, к бытовым неудобствам в 18 в. умели относиться стоически.
Это фото дворца, сделанное в январе 2006 года.

Герцог Петр тоже любил охотиться в угодьях имения Залямуйжа, и потому часто там пребывал. Инвентарь усадьбы, составленный в 1795 г., после включения Курляндского герцогства в состав России, дает представление об облике здания: "Большой жилой дом выстроен в итальянском вкусе из камня в два этажа, с черепичной крышей. На нижнем этаже расположен просторный вестибюль со сводчатым потолком и пилонами, пол его выложен кирпичом; направо от него - девять комнат, в которых находятся шесть печей, покрытых черной глазурью, налево - семь комнат с пятью такими же печами, кухня и небольшая передняя с лестницей на чердак. На верхнем этаже расположено 16 комнат, в них - 10 печей с белой глазурью. Потолок везде гипсовый, пол - дощатый, только в шести комнатах выложен из кирпича, для окон и дверей требуются металлические части".











В 1800 г. Павел I передал имение генералу российской армии принцу Александру Вюртембергскому. До 1833 гг. Грюнхоф принадлежал ему, затем наследники продали имение в 1850 г. владельцу имения Борнсминде генералу Алексу фон Шепингу. Его вдове имение принадлежало до 1913 г., а дочери до 1920 г. Имение принадлежало роду фон Медем через брак с вдовой Шепинга.

Здание считается одним из лучших образцов стиля барокко в Латвии. Просто цитата из Интернета:
С течением времени барокко вносит в композицию фасадов большую расчлененность и богатство декоративных форм (дворец в Залениеки, 1767-1775; так называемый дом Фитингофа в Риге, ул. Комунала, 2, ок. 1765 г.), а также строго академичные ордерные построения («Академия Петрина» в Елгаве, 1773-1775; кавалерский дом в Кроньвирцаве, оба – архитектор С.Ензенс, 1780-е гг.), которые придавали зданиям импозантную величавость.

В связи с дворцом Залямуйжа стал вопрос о предположительной роли Ф.Б. Растрелли и С. Енсена в проектировании здания. Основываясь на сходстве центральной части дворца Залямуйжа с дворцом Строгановых, построенным Растрелли в Петербурге, профессор Б. Виппер подчеркнул вероятность сотрудничества архитектора при разработке планов строительства нового здания.

Такую версию не отрицает и А. Мюллер-Эшенбах и повторяет П. Арендс. Данное утверждание нельзя ни доказать, ни категорически опровергнуть, ибо внешнее сходство несомненно имеется, но в композиции ризалита - с двумя парами колонн посередине и еще по одной колонне с каждого края, а также с лучковым фронтоном - нет ничего настолько специфического, что можно было бы приписать исключительно Растрелли и считать недоступным для Енсена.

Тем более по той причине, что неизвестно, в какой мере Ф.Б. Растрелли, учитывая его должность обер-интенданта герцогских строений и репутацию знаменитого архитектора, мог и хотел вмешаться в работу и проекты С. Енсена.


Нет сомнений, что все прочее, кроме ризалита, соответствует своеобразным приемам построения пропорций масс и формы окон, а также профилировке деталей именно Енсена. Так же как во всех своих постройках, на основной плоскости здания Енсен оставил свободными только небольшие площади - фасад расчленен при помощи лопаток и карнизов, каждое окно заключено в обрамление.

Рустовка углов и пояса рустики, идущие вдоль всего первого, цокольного этажа, также служат характерному для Енсена разрыхлению и насыщению фасада. Для его строений характерна также большая тщательность и точность штукатурных работ. Образец фасадной рустовки в Залениеках:

Дворец Залямуйжа Енсен велел покрасить в свое излюбленное сочетание цветов - английский красный для основной плоскости с белыми выступающими деталями. Эта окраска, которую во время начатого в 1989 г. ремонта можно было обнаружить почти по всему фасаду, свидетельствует о том, что здание сохранило свою первоначальную фактуру отделки. На этом фото немного заметны остатки первоначального красного цвета - он оказался удивительно стойким, проступив даже через более поздние наслоения:

Встречающееся в литературе утверждение, будто крыша первоначально была мансардной формы, подлежит сомнению, ибо теперешние пропорции и форма ее характерны для Енсена, дымовые трубы также первоначальные. Крыша прежде была крыта черепицей.

Из первоначального внутреннего убранства во дворце ничего не сохранилось. В 19 в. поменяли даже двери, пол, лестницы. Единственный остаток отделки 18 в. - штукатурка карниза под потолком, а также покрытая слоями покраски более позднего времени роспись в большом зале.






Небольшие участки, вскрытые при помощи зондажей, обнаруживают роспись, изображающую иллюзорную архитектуру в стиле классицизма, характерную для украшения интерьеров позднего периода герцога Петра (дворцы Вирцава и Лусте, дворец Фридрихсфельде в Берлине).






Покрытый черной глазурью изразец, обнаруженный на чердаке дворца, относится к 11 печам первого этажа, упомянутым в инвентаре 1795 г.; этот тип изразцов распространен в имениях Курляндии и Земгалии во второй половине 18 в.

Подобно другим герцогским дворцам, композиционной основой для парка в Залямуйжа является природный рельеф и водоемы, образующие романтический пейзаж. Его предположительно только с одной стороны дворца нарушали геометрические формы "французского сада". Массив парка более чем на километр протянулся в северном направлении, перпендикулярном оси симметрии дворца.

Сад французского стиля был разбит здесь в 17 в. и восстановлен в 18 в. Живописный пейзажный парк был создан уже в середине 19 в. Его планировка заключалась в сочетании естественных природных форм с системой искусственных водоемов. Перед дворцом парк имения сохранил старую планировочную структуру, которая была окружена ландшафтным парком и водоемами.

Ранней весной этот парк был украшен таким вот образом:

И такими беседками, совершенно не сочетающимися с общим обликом здания:

Латышские приемы деревянного строительства здесь совершенно неуместны:

Тем более что отсюда не разглядеть толком сам дворец:


Старое дерево в парке:

Мне мерещится здесь человеческая фигура, подвешенная за руки и безвольно поникшая от невыразимой муки...

Архитектурный ансамбль поместья также включает различные служебные здания, построенные в разных стилях: от барокко до русского классицизма и стиля ампир.

Дом управляющего был расположен близ главной дороги в комплексе поместья. Здания служащих были построены в середине 19 в. друг близко к другу, создав интересный ансамбль с другой стороны дороги. Эта часть комплекса поместья также включает служебные постройки.

Рядом с господским домом расположен старый погреб:

Нашла в Интернете интересное упоминание о том, что некогда имение служило центром весьма оживленной культурной жизни (перевожу с латышского с небольшими дополнениями от себя в квадратных скобках):
Участие в праздниках песни [это, можно сказать, главное событие в латышской культуре тогда и сейчас тоже :-)] свидетельствует об активной деятельности певцов из имения Залениеки, также как о их музыкальных возможностях. Общество певцов положило начало театральной традиции в Залениеках. В период с 1890 по 1900 г. здесь было устроено 14 театральных представлений. Популярность завоевало также устройство т.н. "зеленых балов", вырученные средства от которых были пущены на приобретение книг, и 6 января 1879 г. здесь открылась первая библиотека. Первым библиотекарем стал писатель и общественный деятель Кристап Шуберт, отец композитора Паула Шуберта.

1883 г. была учреждена ссудо-сберегательная касса имения Залениеки, в которой принял юридическое участие адвокат Андрей Стерсте. Он занимался не только хозяйственной стороной имения, но и культурной жизнью. В результате успешной финансовой деятельности на землях графа Теодора фон Медема был основан новый дом товарищества (ныне там дом культуры) [кстати, вот свидетельство того, что не все остзейские бароны притесняли местных жителей и их культуру].
В 1894 г. в день освящения здания в имении Заля присутствовали значительные персоны того времени. Речь на открытии произнес редактор газеты "Dienas lapa" Янис Райнис [для латышей Райнис - то же самое, что для русских Пушкин]. Позднее в своей газете он писал: "Этот дом станет жилищем для товарищества и центром духовной жизни всего этого округа. Там не только заключаются важные сделки, ищут кредиты, страхование от несчастных случаев, дешевые продукты, но волость сможет почерпнуть для себя духовное образование: делать лекции, устраивать театральные представления, концерты, способствовать распространению хороших (подходящих) книг".

В советское время в имении располагался Залениекский совхоз-техникум.
Во дворце имения в разное время также находились: сельскохозяйственный техникум (1945-47), школа подготовки руководящих кадров для колхозов (1947-51), трехлетняя школа подготовки председателей колхозов (1951-56), сельскохозяйственный техникум (1956-62), годичная школа подготовки ведущих кадров советского хозяйства и колхозов (1962-66), экономический техникум (1966-71), совхозный техникум (1972-85), ПТУ (1985-89), в 1989 г. создана сельскохозяйственная школа, с 1998 г. ремесленная школа.
Так имение выглядело в советское время:

Табличка с названием училища в наши дни. Материал таблички и ее шрифт плохо сочетаются с классическими формами здания, хоть и запущенного, но все же памятника архитектуры. Вот так и воспитываем ремесленников без чувства вкуса...

Забавная цитата из Интернета на тему легенд, связанных с имением:
Мне возле Грюнхофского замка (Залениеки) пытались объяснить, что якобы Бирон зарыл клад (когда он вообще в этом замке не был до ссылки), потом, что якобы трещины в мраморном полу потому, что герцоги заезжали там на лошадях (там всадник не проедет раз, пол положили в 19 веке, когда герцогов не было два). Короче эти "ностасти" просто уже достали.





А вот теперь пройдём по парку и заглянем ненадолго в дом (мне попалось несколько интерьеров).














И кончаю я пост (к сожалению, уже кончаю!) двумя монохромными снимками полюбившегося мне Залениеки. Но, в общем-то, у меня в планах еще не один пост "по дороге домой".


До встречи в новом посте, друзья мои!
Серия сообщений "Прибалтика":