• Авторизация


ЗАКОН Республики Казахстан «Об образовании» 17-06-2014 20:32 к комментариям - к полной версии - понравилось!


ЗАКОН Республики Казахстан «Об образовании» 

от 27 июля 2007 года N 319-III ЗРК 

Настоящий Закон регулирует общественные отношения в области образования, определяет основные принципы государственной политики в этой области и направлен на обеспечение конституционного права граждан Республики Казахстан, а также иностранцев и лиц без гражданства, постоянно проживающих в Республике Казахстан, на образование. 

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе 
В настоящем Законе используются следующие основные понятия: 
1) адъюнктура — форма подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации в военных учебных заведениях; 
2) академия — учебное заведение, которое реализует профессиональные учебные программы высшего и послевузовского образования по одной-двум группам специальностей, осуществляет научно-исследовательскую и педагогическую деятельность, повышение квалификации и переподготовку кадров; 
3) именная стипендия — учреждаемая физическими или юридическими лицами стипендия для поощрения наиболее способных обучающихся, успешно осваивающих соответствующие образовательные программы, занимающихся научно-исследовательской работой, принимающих активное участие в общественной, культурной и спортивной жизни учебного заведения; 
4) бакалавр — академическая степень, присуждаемая лицам, освоившим соответствующие образовательные программы высшего образования; 
5) предпрофильная подготовка — целенаправленная педагогическая поддержка выбора обучающимся основного среднего образования индивидуальной образовательной траектории;
6) профильное обучение — процесс дифференциации и индивидуализации обучения, организации образовательного процесса с учетом интересов, склонностей и способностей обучающихся; 
7) международная стипендия «Болашак» — стипендия, учреждаемая Президентом Республики Казахстан для обучения граждан Республики Казахстан в зарубежных высших учебных заведениях по очной форме обучения и прохождения научными работниками государственных научных организаций и высших учебных заведений научной стажировки в ведущих высших учебных заведениях, научных центрах и лабораториях мира; 
8) промежуточная аттестация обучающихся — процедура, проводимая с целью оценки качества освоения обучающимися содержания части или всего объема одной учебной дисциплины после завершения ее изучения; 
9) итоговая аттестация обучающихся — процедура, проводимая с целью определения степени освоения ими объема учебных дисциплин, предусмотренных государственным общеобязательным стандартом соответствующего уровня образования; 
10) образовательный грант — целевая сумма денег, предоставляемая обучающемуся на условиях, установленных законодательством Республики Казахстан, для оплаты профессионального образования; 
11) образовательная деятельность — процесс целенаправленного, педагогически обоснованного, последовательного взаимодействия субъектов образования, в ходе которого решаются задачи обучения, развития и воспитания личности; 
12) образовательный мониторинг — систематическое наблюдение, анализ, оценка и прогноз состояния и динамики изменений результатов и условий осуществления образовательных процессов, контингента обучающихся, сети организаций образования; 
13) уполномоченный орган в области образования — центральный исполнительный орган Республики Казахстан, осуществляющий руководство и межотраслевую координацию в области образования; 
14) национальная система оценки качества образования — совокупность институциональных структур, процедур, форм и способов установления соответствия качества образования государственным общеобязательным стандартам образования, потребностям личности, общества и государства; 
15) нострификация документов об образовании — процедура, проводимая с целью определения эквивалентности документов, выданных лицам, получившим образование в других государствах, в международных или иностранных учебных заведениях (их филиалах); 
16) аккредитация организаций образования — процедура признания аккредитационным органом соответствия образовательных услуг установленным требованиям и стандартам с целью предоставления объективной информации об их качестве и подтверждения наличия эффективных механизмов их усовершенствования; 
17) государственная аттестация организаций образования — процедура, проводимая с целью контроля соответствия образовательных услуг, предоставляемых организациями образования, требованиям государственного общеобязательного стандарта; 
18) гимназия — учебное заведение, реализующее общеобразовательные учебные программы начального, основного среднего и по гуманитарным профилям общего среднего образования в соответствии со склонностями и способностями обучающихся; 
19) докторантура — форма подготовки научных и педагогических кадров высшей квалификации в высших учебных заведениях и научных организациях; 
20) доцент, профессор: 
академические звания, присваиваемые соответствующим высшим учебным заведением; 
ученые звания, присваиваемые уполномоченным органом в области образования по ходатайству высшего учебного заведения или научной организации; 
21) общеобразовательная школа — учебное заведение, реализующее общеобразовательные учебные программы начального, основного среднего и общего среднего образования, а также учебные программы дополнительного образования обучающихся и воспитанников; 
22) инновационно-образовательный консорциум — добровольное равноправное объединение на основе договора о совместной деятельности, в котором высшие учебные заведения, научные организации и другие юридические лица, занятые в сфере производства, объединяют интеллектуальные, финансовые и иные ресурсы для подготовки высококвалифицированных специалистов на базе фундаментальных, прикладных научных исследований и технологических инноваций; 
23) инновационный университет — научно-образовательный комплекс, способный реализовывать полный цикл инновационной деятельности, проведение фундаментальных и поисковых исследований, прикладных исследований и опытно-конструкторских разработок и внедрение в производство результатов научных исследований; 
24) интегрированные образовательные учебные программы — образовательные учебные программы, разработанные с учетом непрерывности и преемственности уровней и содержания образования; 
25) институт — учебное заведение, которое реализует профессиональные учебные программы высшего образования по одной-двум группам специальностей, осуществляет научную и педагогическую деятельность, повышение квалификации и переподготовку кадров; 
26) институциональная аккредитация — оценка деятельности организации образования по качественному представлению образовательных программ в соответствии с заявленным статусом; 
27) интернатура — форма одно- или двухгодичной подготовки обучающихся медицинских высших учебных заведений в рамках базового медицинского образования; 
28) интернатные организации — организации образования, обеспечивающие государственные гарантии прав на образование определенных категорий лиц с предоставлением места проживания; 
29) профессиональная ориентация — предоставление информации и консультационной помощи обучающемуся в реализации его прав в области образовательных и профессиональных возможностей, свободном и осознанном выборе профессии и места учебы в соответствии с профессиональными интересами, индивидуальными способностями и психофизиологическими особенностями; 
30) оценка профессиональной подготовки — определение степени соответствия уровня профессиональной подготовленности обучающихся организаций образования, реализующих профессиональные учебные программы технического и профессионального, послесреднего образования, требованиям, установленным государственными общеобязательными стандартами образования; 
31) профессиональный лицей — учебное заведение, реализующее общеобразовательные учебные программы общего среднего образования и профессиональные учебные программы технического и профессионального образования по подготовке квалифицированных кадров технического и обслуживающего труда; 
32) профессиональное обучение — часть системы профессионального образования, включающая в себя профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов технического, обслуживающего и управленческого труда; 
33) комплексное тестирование — форма экзамена, проводимого одновременно по нескольким учебным дисциплинам с применением информационных технологий; 
34) клиническая база — клиника высшего учебного заведения или организации здравоохранения, функционирующая на базе местных организаций здравоохранения, имеющая высокий уровень материально-технической базы, осуществляющая на основе современных методов организационно-методической, учебной, лечебно-диагностической и научно-исследовательской работы подготовку и переподготовку врачей, научных кадров и оказывающая все виды медицинской помощи; 
35) колледж — учебное заведение, реализующее общеобразовательные учебные программы общего среднего образования и профессиональные учебные программы технического и профессионального, послесреднего образования; 
36) кредитная технология обучения — обучение на основе выбора и самостоятельного планирования обучающимся последовательности изучения дисциплин с использованием кредита как унифицированной единицы измерения объема учебной работы обучающегося и преподавателя; 
37) квота приема — предельное количество объема государственного образовательного заказа, в том числе образовательных грантов, выделяемых для приема в организации образования, дающие техническое и профессиональное, послесреднее и высшее образование, граждан из числа инвалидов I, II групп, лиц, приравненных по льготам и гарантиям к участникам войны и к инвалидам войны, инвалидов с детства, детей-инвалидов, аульной (сельской) молодежи и лиц казахской национальности, не являющихся гражданами Республики Казахстан, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; 
38) дистанционные образовательные технологии — обучение, осуществляемое с применением информационных и телекоммуникационных средств при опосредствованном (на расстоянии) или не полностью опосредствованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника; 
39) дополнительное образование — процесс воспитания и обучения, осуществляемый с целью всестороннего удовлетворения образовательных потребностей обучающихся; 
40) лицей — учебное заведение, реализующее общеобразовательные учебные программы основного среднего образования и по естественно-научным, физико-математическим профилям общего среднего образования в соответствии со склонностями и способностями учащихся; 
41) магистр — академическая степень, присуждаемая лицам, освоившим профессиональные учебные программы послевузовского образования; 
42) специализированная аккредитация — оценка качества отдельных образовательных программ, реализуемых организацией образования; 
43) промежуточный государственный контроль — один из видов независимого от организаций образования контроля за качеством обучения; 
44) государственная именная стипендия — стипендия, учреждаемая Президентом Республики Казахстан и (или) Правительством Республики Казахстан; 
45) государственный образовательный заказ — финансируемый государством объем услуг по дошкольному воспитанию и обучению, по подготовке, повышению квалификации и переподготовке квалифицированных работников и специалистов для обеспечения потребностей экономики, воспроизводства квалифицированной рабочей силы и интеллектуального потенциала общества, а также по учебно-методическому обеспечению системы образования; 
46) учебная программа — программа, определяющая по каждой учебной дисциплине содержание и объем знаний, умений и навыков, подлежащих освоению; 
47) учебный план — документ, регламентирующий перечень и объем учебных дисциплин (предметов) соответствующего уровня образования, порядок их изучения и формы контроля; 
48) учебно-клинический центр — структурное подразделение медицинского высшего учебного заведения, оснащенное современной аппаратурой, фантомами и муляжами и предназначенное для освоения и контроля практических (клинических) навыков обучающихся и (или) медицинских работников; 
49) среднее образование — гарантированное Конституцией Республики Казахстан образование, получаемое гражданами в результате освоения общеобразовательных учебных программ начального, основного среднего и общего среднего образования в соответствии с государственными общеобязательными стандартами образования; 
50) аттестация педагогических работников — процедура, проводимая с целью определения соответствия уровня квалификации педагогического работника квалификационным требованиям; 
51) резидентура — форма получения послевузовского углубленного медицинского образования по клиническим специальностям; 
52) духовные (религиозные) организации образования — учебные заведения, реализующие профессиональные учебные программы подготовки священнослужителей; 
53) стипендия — сумма денег, предоставляемая обучающемуся для частичного покрытия расходов на питание, проживание и приобретение учебной литературы; 
54) университет — учебное заведение, которое реализует профессиональные учебные программы высшего и послевузовского образования по трем и более группам специальностей (медицинский университет — по двум и более), осуществляет научную и педагогическую деятельность, повышение квалификации и переподготовку кадров и является ведущим научным и методическим центром в области своей деятельности; 
55) училище — учебное заведение, реализующее общеобразовательные учебные программы основного среднего, общего среднего образования и профессиональные учебные программы технического и профессионального, послесреднего образования в области культуры и искусства; 
56) единое национальное тестирование — одна из форм итоговой аттестации обучающихся в организациях общего среднего образования, совмещенной со вступительными экзаменами в организации образования, дающей послесреднее или высшее образование; 
57) доктор философии (PhD), доктор по профилю — высшие академические степени, присуждаемые лицам, освоившим профессиональные учебные программы докторантуры по соответствующим специальностям; 
58) малокомплектная школа — общеобразовательная школа с малым контингентом обучающихся, совмещенными класс-комплектами и со специфической формой организации учебных занятий; 
59) экстернат — одна из форм обучения, при которой обучающийся без регулярного посещения занятий самостоятельно изучает учебные дисциплины соответствующей образовательной программы; 
60) экспериментальная площадка — организация образования, реализующая образовательные учебные программы в режиме эксперимента для апробации новых педагогических технологий и образовательных учебных программ; 
61) элитарное образование — образование, получаемое по специализированным образовательным учебным программам, реализуемым в специализированных организациях образования для одаренных лиц. 

Статья 2. Законодательство Республики Казахстан в области образования 
1. Законодательство Республики Казахстан в области образования основывается на Конституции Республики Казахстан, состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан. 
2. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора. 

Статья 3. Принципы государственной политики в области образования 
1. Основными принципами государственной политики в области образования являются: 
1) равенство прав всех на получение качественного образования; 
2) приоритетность развития системы образования; 
3) доступность образования всех уровней для населения с учетом интеллектуального развития, психофизиологических и индивидуальных особенностей каждого лица; 
4) светский, гуманистический и развивающий характер образования, приоритет гражданских ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности; 
5) уважение прав и свобод человека; 
6) стимулирование образованности личности и развитие одаренности; 
7) непрерывность процесса образования, обеспечивающего преемственность его уровней; 
8) единство обучения и воспитания; 
9) демократический характер управления образованием, прозрачность деятельности системы образования; 
10) разнообразие организаций образования по формам собственности, формам обучения и воспитания, направлениям образования. 
2. Запрещается создание и деятельность организационных структур политических партий и религиозных организаций (объединений) в организациях образования. 

Глава 2. УПРАВЛЕНИЕ СИСТЕМОЙ ОБРАЗОВАНИЯ 

Статья 4. Компетенция Правительства Республики Казахстан в области образования
 
Правительство Республики Казахстан: 
1) разрабатывает и реализует государственную политику по развитию образования; 
2) разрабатывает и представляет на утверждение Президенту Республики Казахстан государственные программы развития образования и стратегические планы развития системы образования, осуществляет меры по их реализации; 
3) формирует систему постоянного мониторинга текущих и перспективных потребностей рынка труда в кадрах; 
4) обеспечивает участие социальных партнеров в решении проблем профессионального образования и утверждает государственный образовательный заказ на подготовку специалистов с высшим и послевузовским образованием, а также с техническим и профессиональным, послесредним образованием в организациях образования, финансируемых из республиканского бюджета (за исключением подготовки специалистов в организациях образования Комитета национальной безопасности Республики Казахстан); 
5) утверждает правила присуждения образовательного гранта; 
6) определяет порядок разработки, утверждения и сроки действия государственных общеобязательных стандартов образования; 
7) утверждает Правила государственной аттестации организаций образования и Правила аккредитации организаций образования; 
8) утверждает квалификационные требования и Правила лицензирования образовательной деятельности; 
9) определяет виды и формы документов об образовании государственного образца и порядок их выдачи; 
10) утверждает гарантированный государственный норматив сети организаций образования в зависимости от плотности населения и отдаленности населенных пунктов; 
11) определяет типовые штаты работников государственных организаций образования, а также перечень должностей педагогических работников и приравненных к ним лиц; 
12) вносит представление Президенту Республики Казахстан о присвоении особого статуса отдельным организациям образования, вносящим выдающийся вклад в воспитание, обучение и профессиональное становление личности, и утверждает Положение об инновационном университете; 
13) создает, реорганизует и ликвидирует по представлению органа государственного управления государственные организации образования, финансируемые за счет бюджетных средств; 
14) устанавливает порядок осуществления образовательного мониторинга; 
15) утверждает Правила отбора претендентов для присуждения международной стипендии «Болашак»; 
16) учреждает государственные именные стипендии; 
17) утверждает Положение о знаке «Алтын белгi»; 
18) утверждает правила присвоения званий «Лучший преподаватель вуза» и «Лучший педагог»; 
19) утверждает типовые правила деятельности организаций образования соответствующих типов, в том числе организаций образования, реализующих дополнительные образовательные программы для детей; 
20) утверждает Правила деятельности специализированных организаций образования для одаренных детей; 
21) утверждает Правила расходования средств, выделяемых на оказание финансовой и материальной помощи социально незащищенным обучающимся и обучающимся из числа малообеспеченных семей; 
22) утверждает Правила проведения государственных конкурсов на присуждение грантов государственным учреждениям образования с высокими показателями работы и порядок их использования; 
23) вносит представление Президенту Республики Казахстан об утверждении перечня высших учебных заведений, первые руководители которых назначаются Президентом Республики Казахстан, и положения о порядке их назначения, прохождения аттестации и освобождения от должности. 

Статья 5. Компетенция уполномоченного органа в области образования 
Уполномоченный орган в области образования выполняет следующие функции: 
1) обеспечивает соблюдение конституционных прав и свобод граждан в области образования; 
2) реализует единую государственную политику в области образования, осуществляет межотраслевую координацию, разрабатывает и реализует целевые и международные программы в области образования и науки; 
3) обеспечивает объективной информацией общество и государство о состоянии системы образования и эффективности ее деятельности путем подготовки и опубликования ежегодного доклада о состоянии развития образования; 
4) осуществляет образовательный мониторинг и информационное обеспечение системы управления образованием, утверждает правила организации и функционирования единой информационной системы образования; 
5) осуществляет управление качеством образования, методическое и методологическое обеспечение качества предоставляемых организациями образования образовательных услуг; 
6) организует разработку и утверждает государственные общеобязательные стандарты образования (кроме медицинского и фармацевтического образования) соответствующих уровней образования, утверждает типовые образовательные учебные программы и типовые учебные планы всех уровней образования; 
7) утверждает порядок и критерии конкурсного отбора и проводит конкурс университетов, внедряющих инновационные образовательные программы; 
8) выдает лицензии и (или) приложения на право осуществления образовательной деятельности: 
юридическим лицам, реализующим профессиональные учебные программы высшего и послевузовского образования; 
юридическим лицам, реализующим образовательные учебные программы и финансируемым за счет средств республиканского бюджета; 
юридическим лицам, реализующим духовные образовательные учебные программы (духовные учебные заведения); 
международным и иностранным юридическим лицам, осуществляющим деятельность на территории Республики Казахстан и реализующим образовательные учебные программы; 
9) проводит государственную аттестацию организаций образования независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности, реализующих профессиональные учебные программы высшего и послевузовского образования (за исключением медицинского и фармацевтического образования), а также организаций образования, финансируемых из республиканского бюджета; 
10) организует проведение аккредитации организаций образования, реализующих профессиональные учебные программы высшего и послевузовского образования; 
11) утверждает типовые правила приема на обучение в организации образования, реализующие общеобразовательные учебные программы начального, основного среднего, общего среднего образования, профессиональные учебные программы технического и профессионального, послесреднего, высшего и послевузовского образования; 
12) разрабатывает и утверждает технологию проведения единого национального тестирования, а также комплексного тестирования; 
13) определяет во взаимодействии с заинтересованными министерствами, иными центральными исполнительными органами, работодателями и другими социальными партнерами перечни профессий и специальностей для подготовки кадров по уровням профессиональных учебных программ и утверждает классификаторы профессий и специальностей; 
14) определяет время начала и завершения учебного года в организациях образования независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности; 
15) устанавливает перечень профессий и специальностей, получение которых в заочной, вечерней формах и в форме экстерната не допускается, и выдает разрешение на обучение в форме экстерната в организациях образования, дающих высшее образование; 
16) утверждает правила перевода и восстановления обучающихся по типам организаций образования; 
17) утверждает порядок предоставления академических отпусков обучающимся в организациях образования; 
18) утверждает правила проведения промежуточного государственного контроля и предельное количество обучающихся в организации образования, не прошедших промежуточный государственной контроль, превышение которого ведет к внеочередной государственной аттестации; 
19) утверждает типовые правила проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся; 
20) разрабатывает и утверждает порядок подтверждения уровня профессиональной подготовленности и присвоения квалификации по профессиям (специальностям) технического и обслуживающего труда; 
<

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник ЗАКОН Республики Казахстан «Об образовании» | Rukodelie_Goplay - Дневник Rukodelie_Goplay | Лента друзей Rukodelie_Goplay / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»