Тихоокеанский остров Пасхи или, как его называют местные жители, Рапа-Нуи известен многими тайнами, над которыми историки и археологи всё ещё ломают голову. Однако больше всего он знаменит своими «моаи» – гигантскими каменными статуями, которые высекались жителями острова из скал вулкана Рано- Рараку на протяжении нескольких столетий.
Самые древние истуканы были изготовлены ещё в середине тринадцатого века. На сегодня исследователями обнаружено почти девятьсот таких монолитных исполинов.
Обитатели острова до сих пор верят, что в моаи заключена божественная сила предков Хоту-короля Матуа, первого правителя этих земель. Они очень трепетно относятся к древним скульптурам, и любой гость острова, посмевший причинить хотя бы малейший вред моаи, попадает в местную тюрьму.
«Долговязые» моаи
Хотя принято считать, что все несколько сотен рапануйских статуй одинаково огромны, это не так: их высота колеблется от трёх до двенадцати метров. Единственное исключение – моаи, прозванная «El Gigante»: её высота оставляет более двадцати метров. Правда, эта скульптура не является законченной: она находится в каменоломне в центре острова и не отделена от основания.
У многих людей, под влиянием однотипных фотографий с острова Пасхи, сложилось впечатление, что местные исполины сделаны «под копирку»: с длинным лицом, на котором ярко выделяется большой нос и приземистым, несколько «пузатым» туловищем, без каких-либо признаков ног. На самом деле так выглядят примерно двести моаи, которые расположены в самых посещаемых туристами местах. А значит, именно они и попадают чаще всего в объективы фото- и видеокамер.
Но не менее интересны так называемые «головы моаи», торчащие на вулканических склонах. Было принято считать, что они выглядят либо как и остальные их «собратья», либо вообще не имеют туловища. Однако двенадцатилетние раскопки преподнесли учёным сюрприз: истуканы имели не только головы, но и тела – причём, заметно отличавшиеся от тел моаи, высившихся в других местах острова.
Оказалось, что данные статуи обладают узкими и длинными туловищами, а их торсы покрыты загадочными петроглифами (высеченными на камне рисунками). Кроме того, их поверхность ранее была покрыта красным пигментом, а недалеко от этих загадочных «красавцев» были найдены древние людские захоронения. Кстати, изначально статуи вовсе не были закопаны – они просто погрузились под землю под влиянием климатических изменений.
Однако почему эти скульптуры внешне так отличаются от остальных – исследователи так и не смогли выяснить. Вдобавок, возник ещё один вопрос: как древние рапануйцы, обладавшие весьма примитивной культурой, смогли доставить этих «долговязых» идолов до места назначения?
Тащить или кантовать?
Вообще, существует несколько официальных версий, объясняющих доставку моаи. Согласно первой, рапануйцы просто- напросто перетаскивали изваяния на примитивных «салазках» из дерева.
Сторонники второй гипотезы уверены, что моаи вырезались из кусков скалы прямо на месте.
Наконец, третья версия, основанная на местном предании (и самая популярная в наши дни), гласит: островитяне заставляли статуи «ходить».
Сторонники третьей версии несколько раз даже ставили эксперименты, чтобы доказать свою правоту. Например, пару лет назад археолог из Гавайского университета Терри Ханта и антрополог из Университета штата Калифорния Карла Липо изготовили из бетона копию моаи, после чего с помощью трёх верёвок и почти двух десятков человек этот истукан сумел «прошагать» почти сто метров всего за час!
Эксперимент проводился на одной из сохранившихся дорог острова Пасхи, ведущих от древних каменоломен вулкана Рано-Рараку к берегу (где находится большая часть моаи). Бетонная копия была установлена вертикально и перемещалась на двух канатах, раскачивающих её из стороны в сторону. Ещё один страховочный канат укрепили сзади – он был необходим для предупреждения падения статуи. Проще говоря, к ней применили метод кантования.
Исследователи убеждены, что именно такой способ передвижения применяли местные обитатели, изготовившие десятки сотен каменных объектов. По их словам, ярким доказательством этому является особое «строение» моаи: центр тяжести каждой статуи расположен в основании с небольшим «сдвигом» вперёд, что значительно упрощает её вертикальное перемещение.
К слову, такой подход вполне может объяснить передвижение «классических» исполинов с приземистым туловищем: их аутентичные копии обычно и используются учёными для экспериментов с моаи. Но такой способ невозможен в отношении вышеупомянутых «долговязых» статуй – центр тяжести у них совершенно другой, да и устойчивости намного меньше. Изготовить на месте их тоже не могли – доказано, что их вырезали в каменоломне, расположенной в центре острова.
Значит ли это, что рапануйцы протащили этих великанов практически на своём горбу – при помощи верёвок и деревянных «салазок»? Но ведь транспортировать подобным образом даже обычные статуи- «коротышки» неимоверно тяжело, а уж «неформалов», обладающих гораздо большим весом и длиной, – тем более…