Собор Успения Пресвятой Богородицы (Успенский собор) — главный соборный храм Киево-Печерской Лавры, выдающийся памятник древнерусской и украинской архитектуры XI—XVIII вв., прообраз всех монастырских храмов Древней Руси, усыпальница киевских князей,— занимает центральное место в ее застройке, являясь архитектурной доминантой всего ансамбля. Главная церковь монастыря, согласно «Повести временных лет», была заложена по инициативе Феодосия Печерского в 1073 году. Процесс её закладки подробно изложен и в «Патерике», и в рассказе «О создании Печерской церкви Пресвятой Богородицы».
Успенский Собор
Bозведение соборa было овеяно легендами. Постройку и украшение церкви Киево-Печерский патерик связывает с греческими мастерами, пришедшими в Киев из Константинополя по указанию явившейся им во сне с образом храма Богородицы.
Храм сильно пострадал от землетрясения в 1230 году, а в 1240 его разграбили монголы хана Батыя. Oн был отремонтирован в 1470 году, однако уже в 1482 вновь разграблен крымскими татарами хана Менгли-Гирея во время набега на Киев. Впоследствии восстановлен, служил усыпальницей литовской и русской шляхты. Разрушен при сильном пожаре в 1718 году. Восстановлен в 1729 году, расширен и украшен в стиле украинского барокко.
"Богосозданная" Великая Печерская церковь была новаторским для своего времени архитектурным произведением. Она не имеет прямых аналогий ни на Руси, ни в Византии. Огромный духовный авторитет Печерского монастыря обусловил то, что его главный храм служил образцом для многих следующих построек. Внутреннее убранство собора следовало ранней традиции киевской архитектуры, сочетавшей мозаики, фрески и резной камень. Мозаики и фрески, созданныe бригадой константинопольских художников при игумене Никоне в 1084—88 гг., к сожалению, не сохранились. Учеником греческих мастеров во время этой работы был Алипий, в будущем прославленный иконописец.
Неимоверный урон был нанесён лавре во время второй Mировой войны. Разграбленные монастыри, разбитый Успенский собор, разоренные сокровищницы монастыря – это лишь малая часть всех бед, обрушившихся на этот культовый объект. Однако за несколько десятков лет не просто восстановили разрушенное, но и добавили в композицию комплекса новое.
Во время войны Успенский собор был почти полностью разрушен взрывом 3 ноября 1941 года. Только 9 декабря 1995 года был издан Указ о восстановлении собора. Здание воссоздано в 1998—2000 гг. Освятили его в августe 2000 года. Сегодня главный храм Киево-Печерского монастыря, увенчанный золотыми куполами, переживает свое второе рождение. Расположенный в центре монастырского подворья, Успенский собор является одним из красивейших памятников православной культуры в Украине.
Главная жемчужина Верхней лавры – это отстроенная копия Свято-Успенского собора, взорванного во время Второй мировой войны. Придел в честь святого апостола Иоанна Богослова сохранился во время подрыва Успенского собора. Стены сейчас здесь те же, что были до взрыва. Их присоединили к основной части Успенского собора. В настоящее время внутри храма проводится роспись стен боковых приделов.
Иоанн Богослов
Успенский собор восстановлен по проекту архитектора Олега Граужиса. Изначально собор не был расписан, работы по росписи храма начались в 2013 году и на данный момент ещё не завершены. Сегодня храм обновлен, расписан, имеет иконостас. Эта святыня напоминает нам, что мы должны беречь свою историю.
Kиевский художник-иконописец Владислав Викторович Горецкий, которого монахи называют главным иконописцем Киево-Печерской лавры, с коллективом талантливых художников сотрудничает с Лаврой с 1994 года. Именно с его появлением и началось возрождение храмовых росписей главной святыни православия Украины.
Всего на стенах собора помещено 186 композиций. На восстановленном Успенском храме имеются 362 гипсовые розетки. Обновленный собор, как и в XVIII в., украшают 48 рипид. На позолоту рипид, крестов и куполов было израсходовано более 8 кг золота. Сегодня Успенский собор украшает склоны Днепра, и работы по украшению внутреннего убранства пpодoлжаются.
B декабре 2012 года завершено выполнение работ по отделке главного алтаря собора. Работы выполнены усилиями Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры и Национального Киево-Печерского историко-культурного заповедника по манере исполнения Киево-Лаврской живописной школы первой половины XVIII века. Воспроизведенная роспись максимально приближена к аутентичной живописной технике масляными красками. Иконостас более 20 м высотой в 5 ярусов, покрыт 5 кг сусального золота.
В центре величественно озаряет храм позолоченное паникадило, массив которого более полутонны. Восстановление Успенского собора не только как архитектурного сооружения, но и как действующего храма канонической Церкви несомненно имеет величайшее значение для всего православного мира.
Также практически полностью завершено воспроизведение отделки центральной части собора - стенопись и отделки мраморными панелями. В живописи центрального объема храма изображены семь многофигурных композиций Вселенских соборов, сопровождающиеся большими надписями с перечнем принятых на них правил.
Четвертый Вселенский Собор
Шестой Вселенский Собор
Жертвенник. Успенский собор.
Все главные святыни лавры всегда хранились в Успенском соборе. 28 августа Православная Церковь чтит Киево-Печерскую икону Успения Пресвятой Богородицы. Чудотворная икона Успения, принесенная греческими зодчими из Константинополя, пребывает до сиx пop в Великой церкви Киево-Печерской лавры. Она утверждена над Царскими вратами главного иконостаса и после службы на прочных шелковых шнурах опускается для молящихся на аналой. Икона вставлена в большой сребропозлащенный круг и покрыта ризой из чистого золота, украшенной драгоценными камнями.
Много напастей выпало на долю Киево-Печерской Лавры, и всякий раз чудотворная икона Успения Божьей Матери оставалась невредимой. Во время пожара в 1718 году в соборе огонь уничтожил все, кроме этой святыни. В тяжелые и опасные для города и России дни икону обносили вокруг церкви, когда надвигалась опасность. Выносили ее и на большие церковные праздники – чтобы защититься от зла и невзгод. Когда в 1677 году турки осаждали Чигирин и опасность грозила Киеву, чудотворную икону 27 августа почти в течение всего дня обносили вокруг города. Точно так же обносили ее вокруг Киева в 1812 году. Перед этой заветной святыней Петр Великий, идя под Полтаву, молился о помощи, а возвращаясь, прославлял за помощь Богоматерь.
Более чем за восемь столетий существования Успенского собора, в нем сложился уникальный некрополь, насчитывавший свыше 300 захоронений киевских князей, литовских и украинских магнатов и представителей высшего духовенства. Здесь был похоронен один из основателей Киево-Печерского монастыря Феодосий Печерский, останки которого перенесли из Дальних пещер. В соборе упокоились киевский воевода Ян Вышата, сестра Владимира Мономаха Евпраксия (супруга немецкого короля Генриха IV), князья Скиргайло, Олельковичи, а также такие княжеские роды, как Сангушки, Ольшанские, Корецкие, Вишневецкие, Полубенские, Тышкевичи, архимандрит Киево-Печерской лавры и основатель типографии Елисей Плетенецкий; писатель, автор первого украинского словаря «Лексикон словеноросский» лаврский печатник Памво Беринда; писатель и печатник, автор «Часослова», Захарий Копыстенский, Петр Могила — выдающийся украинский политический и церковный деятель, ректор Киево-Могилянской коллегии архимандрит Лавры Иннокентий Гизель и другие известные люди. Успенский собор стал последним пристанищем для Натальи Долгоруковой (урожденной графини Шереметьевой) — первой российской мемуаристки, ставшей монахиней Флоровского монастыря (в монашестве — Нектария). Некоторые надгробия составляли немалую художественную ценность — как-то ампирное надгробие фельдмаршала Румянцева-Задунайского, созданное архитектором Тома де Томоном и скульптором Иваном Мартосом в 1805 г. В связи с разрушением собора от взрыва 1941 года, большая часть захоронений утеряна. В восстановленном Соборе захоронения пока не восстанавливались.
Этот камень – фрагмент стены Успенского собора 11 века
Сияющий золотом, обновленный Успенский собор дополнил и завершил ансамбль Соборной площади. Своей мощной структурой он восстановил утраченное равновесие сооружений архитектурного комплекса Верхней территории Киево-Печерской лавры. Со времени освящения церкви, в ней проходят торжественные богослужения и литургии в дни крупных и значимых церковных праздников.