Предпоследний четырнадцатый том сочинений Ф.М. Достоевского содержит Дневник писателя за 1877 год и единственный августовский номер Дневника писателя 1881 года.
Еще раз он самым подробным образом рассматривает вопрос о евреях.
«И действительно, вся деятельность евреев в этих наших окраинах заключалась лишь в постановке коренного населения сколь возможно в безвыходную от себя зависимость, пользуясь местными законами. О, тут они всегда находили возможность пользоваться правами и законами. Они всегда умели водить дружбу с теми, от которых зависел народ, и уж не им бы роптать хоть тут-то на малые свои права сравнительно с коренным населением. Довольно они их получали у нас, этих прав, над коренным населением. Что становилось, в десятилетия и столетия, с русским народом там, где поселялись евреи, – о том свидетельствует история наших русских окраин. И что же? Укажите на какое-нибудь другое племя из русских инородцев, которое бы, по ужасному влиянию своему, могло бы равняться в этом смысле с евреем? Не найдете такого; в этом смысле еврей сохраняет всю свою оригинальность перед другими русскими инородцами, а причина тому, конечно, этот status in statu его, дух которого дышит именно этой безжалостностью ко всему, что не есть еврей, к этому неуважению ко всякому народу и племени и ко всякому человеческому существу, кто не есть еврей.»
Кстати, в комментариях к предыдущему посту приводились примеры самоотверженного служения нашей страны педагогов, врачей, военных еврейской национальности. Я знаю, великое множество примеров такого служения во все времена. Но всё вышеперечисленное относится к бюджетной сфере экономики. Я работал в одной фирме. Хозяин этой фирмы был, сами понимаете, кто. Видел я жадных людей, но это было что-то с чем-то. Он постоянно от нашей зарплаты что-то отщипывал себе. Врал всем, что он платит в пенсионный фонд – никому ничего не платил. Я поздно спохватился, от того и пенсия будет смехотворная. Требовал от сотрудниковпокупать за свои кровные курсы по повышению квалификации и дарить их в базу знаний фирмы. Ради интереса, одни курсы я «подарил» фирме, так он тут же эти курсы продал коллеге. Как-то вечером, лежу дома на диване, звонят в дверь. На пороге семейная пара, пытается зайти ко мне. Когда я их остановил (хоккейным приёмом), они возмутились, сказав, что всё уже было договорено в плане съёма (моего) жилья. Спустя какое-то время, вкрадчивым голосом мой директор посетовал, мол, чего же это я, дал бы пристанище бедным молодым, подвинулся бы. Арендную плату мы бы поделим пополам. Я при всех на фирме рассказал про новый «бизнес» хозяина, коллеги ржали неделю, а ему хоть бы хны. Поэтому моё отношение к этой нации соответствующее. Конечно, можно было бы поменять фирму, но здесь провинция и с работой напряжёнка. Я полностью согласен с Достоевским. Он писал:
««Стало быть, еврейству там и хорошо, где народ еще невежествен, или несвободен, или мало развит экономически, – тут-то, стало быть, ему и лафа!» И вместо того, чтоб, напротив, влиянием своим поднять этот уровень образования, усилить знание, породить экономическую способность в коренном населении, вместо того еврей, где ни поселялся, там еще пуще унижал и развращал народ, там еще больше приникало человечество, еще больше падал уровень образования, еще отвратительнее распространялась безвыходная, бесчеловечная бедность, а с нею и отчаяние. В окраинах наших спросите коренное население: что двигает евреем и что двигало им столько веков? Получите единогласный ответ: безжалостность; «двигали им столько веков одна лишь к нам безжалостность и одна только жажда напиться нашим потом и кровью». Однако закроем эту гнусную тему.
Время написания Дневников писателя – конец 19-века. В мире пахнет большой войной. В Центральной Азии российские войска покоряют текинских туркмен. Еще