• Авторизация


О сольном концерте Михаила Плетнева Сонаты Бетховена 23-04-2025 03:39 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Томаовсянка Оригинальное сообщение

О сольном концерте Михаила Плетнева Сонаты Бетховена

"ВНИМАТЕЛЬНЫЙ И БЕЗЫСХОДНЫЙ ВЗГЛЯД В РАЙСКИЙ САД СКВОЗЬ НАГЛУХО ЗАПЕЧАТАННЫЕ ОКНА".


Karl Buratinovch о сольном концерте М.В. Плетнева в зале "Зарядье", 14 ноября 2020 г., Сонаты Бетховена:
 
"Послушал сольный концерт Плетнева с популярными сонатами Бетховена (№1, 8, 14, 17) в ноябрьской записи из Зарядья. Стандартный фортепианный Бетховен обычно напоминает эдакого оперного тенора, который рвет на себе волосы, страдальчески вопит (с аутической передышкой в средних частях) и заслуженно гибнет в луже крови. Плетнев удалил не только этот примитивный театр, но и вообще всю патетику, страсть, «стуки судьбы в дверь» и прочий соцреализм. Я бы даже сказал, удалил «высказывание», привычно приписываемый композитору «мессидж». Остались только осторожный страх, тоска, бесконечное одиночество и некие полуспасительные грезы о несбыточном. Его Бетховен ни к кому не обращен, сонаты – набор прощаний, конвертов с неотправленными письмами, тихих, торжественно-печальных реквиемов в духе давнишней, ещё не начавшей юродствовать Петрушевской.
В игре встречаются небольшие помарки, необязательности – но всё неважно, кроме внимательного и безысходного взгляда в райский сад сквозь наглухо запечатанные окна. В этой ситуации нет ничего более неуместного, чем бурные продолжительные аплодисменты и крики «браво» – видно, что пианисту привычней на кресте и неловко от стороннего восторга. Он даже пытался неотчетливыми жестами приостановить неумеренное внимание, играть почти подряд, без выхода из себя наружу.
К сожалению, никогда не слышал его живьем".
Вот ещё один отзыв на МВП, исполняющего Рахманинова (привожу лишь часть). Отзыв -- парадоксальный, но во многом верный, особенно последняя фраза, очень понравившаяся Ярославу Тимофееву -- я ему этот отзыв переслал. Кстати, в начале этого отзыва, которое я опустил, речь идёт про лекцию Ярослава "Кисти Рахманинова", которая предваряла
__________________________________________________________
 


"<...> Слышал, что не всем "нравится", как Плетнев играет, особенно Рахманинова - счастливые люди, им "не нравится", как играет Плетнев, завидую! У меня не то что язык - в голове не повернулось бы задаваться вопросом, "нравится" или "не нравится" Плетнев! Еще услыхал в свой адрес, будто для меня Плетнев - идеальный пианист... Что за ерунда! Идеальный пианист, понимая под таковым человека, идеально играющего на "пианине", для меня Вадим Холоденко <...> Плетнев же в нынешней своей форме (плюс ко всему...) даже в чисто техническом плане пианист "неидеальный", а для тех, кто ждет воспринимает концерт как развлечение, кто рассчитывает получить удовольствие, либо ждет внешнего блеска, пресловутой "виртуозности", Плетнев не годится категорически, они скажут - это что вообще, динамики нет, кульминации и форте отсутствуют, все разваливается на ходу, наконец, попросту скучно... Но я, не склонный к экзальтации, в первом отделении с трудом сдерживался, чтоб не сорваться в плач и крик, настолько Плетнев через Рахманинова, во многом, подходя строго, и мимо Рахманинова (по крайней мере привычного, хрестоматийного Рахманинова) доходчиво, убедительно напоминал нам о неуместности нашего присутствия здесь.
Здесь - это не только на концерте Плетнева, а в мире, во Вселенной. Хотя и на концерте, само собой: я никогда не понимал, нафига Плетневу публичные выступления, вряд ли он нуждается в дополнительных заработках (и ради них мог бы ограничиваться дирижированием), славу как артист он уже всю, какую можно, получил в прошлом. Есть у меня, правда, предположение, что делает это Плетнев, идет на такой компромисс, из жалости к нам... Оставаясь вместе с тем беспощадным и бескомпромиссным собственно в музыке. Потому что как бы красиво не рассказывал Слава Тимофеев, что Рахманинов самый "колокольный" композитор всех времен и народов и что лично Рахманинов, общаясь с Респиги, толковал свой этюд-картину до минор как "похоронный марш", не исключено (и Тимофеев не исключил), что насчет "похоронного марша" Рахманинов приврал, ну типа пошутил, а что касается "колокольности", то по моему убеждению (и предубеждению против Рахманинова) все его "колокола" и в сочинениях для фортепиано соло (Ярослав про "погребальный звон" прелюдии до-диез минор упоминал), и в фортепианных партиях концертов, Второго так просто в прямом, буквальном смысле, и в одноименном вокально-оркестровом опусе - везде лишь стилизационная краска, декоративная "хохлома". Тогда как у Плетнева лишний труд спрашивать, по ком звонит колокол; а марша, пусть и похоронного, в плетневской версии нет как нет, для марша нужен тот, кто его играет, тот, кто идет в траурной процессии, некто, пока еще остающийся в живых - плетневский космос любое существование белковых тел в природе отторгает, в его абсолютном холоде органическая жизнь если некогда и присутствовала, то давно распалась, разложилась на элементы таблицы Менделеева (опять же, если б в таком космосе нашелся Менделеев, составляющий таблицы). Отчего неуместность, я позволю себе сказать, непристойность наличия в зале публики как факта (а зал-то полный, ясное дело), не то что аплодисментов, цветов, всякой подобной неизбежной для концертного формата ритуальной атрибутики, непереносима настолько, что призвуки в рояле или технические огрехи исполнителя значение теряют.
И естественно - обратная сторона дела - "неорганическая химия" исполнений Плетнева (дирижерской ипостаси тоже касается, пусть и в несколько меньшей степени) далеко не каждому по душе, по вкусу, да и по зубам - холодно, холодно, холодно; пусто, пусто, пусто; страшно, страшно, страшно. <...>


Я как представлю, что было бы, играй Плетнев при всем при том вот так же, только на безупречно звучащем инструменте и технически безукоризненно - ведь это несовместимо с жизнью..." 
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник О сольном концерте Михаила Плетнева Сонаты Бетховена | Antiberlioz - Дневник Antiberlioz | Лента друзей Antiberlioz / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»