• Авторизация


Анисфельд Борис Израилевич: живописец, декоратор, педагог 23-11-2025 21:43 к комментариям - к полной версии - понравилось!


                                    [551x700]

                                                                   14 октября 1878 года - 4 октября 1973 года.

Борис Израилевич (Бер Срулевич) Анисфельд: родился в Бельцах Бессарабской
 
губернии в семье Сруля Рувиновича и Гитли Ицковны Анисфельд.
 
Отец был управляющим имения, семья жила в достатке.
 
До 17 лет будущий художник жил в родительском доме, изучал немецкий и французский
 
языки, увлекался рисованием и музыкой.
 
В 1895 году талантливый юноша поступил в Одесскую рисовальную школу (с 1899 г. –
 
Одесское художественное училище – ОХУ), учился у Геннадия Александровича
 
Ладыженского и Кириака Константиновича Костанди.
 
В 1900 году принимал участие в выставке учащихся ОХУ.
 
Училище Борис окончил одним из лучших и продолжил обучение в  Высшем
 
художественное училище а затем и императорской Академии художеств, где
 
был определён в класс батальной живописи профессора Павла Осиповича
 
Ковалевского, известного также мастерски исполненными изображениями лошадей,
 
где пробыл недолго.
 
Затем, опять же недолго, обучался в мастерских Ильи Ефимовича Репина и в конце
 
концов оказался у Дмитрия Николаевича Кардовского, блестящего рисовальщика.
 
В Академии он занимался в 1901-1909 годах.
 
Экспонировал свои произведения на выставках АХ (с 1903), “Мира искусства” (1906-1917,
 
с 1910 г. – член объединения), “Союза русских художников” (1906-1910), объединения “Венок”
 
(1908); участвовал в венском Сецессионе (1908), первом Салоне В. Издебского (1909-1910),
 
Балтийской выставке в Мальме (1914), международных выставках в Милане, Вене, Лондоне и
 
Амстердаме.
 
В 1906 году С.П. Дягилев, привлеченный красочностью и фантастичностью живописи Б. Анисфельда,
 
для участия в выставке “Мира искусства” отобрал сразу двадцать его работ.
 
В том же году художник стал участником Выставки русского искусства на парижском Осеннем салоне и
 
был избран действительным членом Салона, что давало ему право один раз в год без жюри экспонировать
 
свои работы.
 
В 1905-1908 годах Б. Анисфельд занялся графикой, хотя многие иллюстрации для журналов
 
“Адская почта”, “Жупел”, “Леший”, “Сатирикон”, “Зритель”, “Золотое руно” решал в чисто
 
живописной манере. 
 
Звания художника Борис Анисфельд удостоился в 1910 году.
 
Как сценограф Б. Анисфельд дебютировал, оформив спектакль “Свадьба Зобеиды” по Г. фон
 
Гофмансталю (1907, театр В.Ф. Комиссаржевской, режиссер – В.Э. Мейерхольд), где ему удалось
 
передать с помощью неожиданных сочетаний цветов экзотику Востока.
 
Здесь же он впервые применил так называемый занавес-полог, который впоследствии переходил
 
у художника из спектакля в спектакль.
 
В 1908 году по приглашению С.П. Дягилева Борис Израилевич начал работать для “Русского
 
балета”, сначала исполняя декорации в мастерской А.Я. Головина по эскизам Л.С. Бакста, А.Н.
 
Бенуа и других мастеров.
 
Затем самостоятельно оформил балеты: “Подводное царство” на музыку Н.А. Римского-Корсакова
 
(1911, “Русский балет” С.П. Дягилева), “Исламей” М.А. Балакирева (1912, Мариинский театр,
 
балетмейстер М. М. Фокин), “Прелюды” Ф. Листа и “Семь дочерей Горного Короля”
 
А. А. Спендиарова (1912-1913, антреприза Анны Павловой в Берлине), “Египетские ночи”
 
А.С. Аренского (1913-1914, антреприза М.М. Фокина в Берлине и Стокгольме), “Видение розы” на
 
музыку К.М. Вебера и “Сильфиды” на музыку Ф. Шопена (1914, антреприза В.Ф. Нижинского в
 
Лондоне) и ряд других спектаклей.
 
Борис Анисфельд самобытно воплощал характерную для “живописного театра” модерна тенденцию
 
к превращению сценического действа в бессюжетно-красочное, “чисто музыкальное” зрелище (приступая
 
к оформлению спектакля, художник руководствовался не столько сюжетом, сколько следил за партитурой).
 
Пятно у него неизменно преобладало над линией.
 
Искусство театра стало для Анисфельда наиболее органичным способом самовыражения именно потому,
 
что и в живописи он стремился к особой, ирреальной звучности цвета. 
 
В 1911-1913 годах Б. Анисфельд посещал основанную при Академии художеств мастерскую художественных
 
материалов и техник Д.И. Кип­лика, изучал технику фрески.
 
В 1915 году Б.И. Анисфельд стал членом Еврейского общества поощрения художеств, участвовал в
 
различных благотворительных аукционах в пользу нуждающихся художников и других социальных групп.
 
В 1916 и 1917 гг. выставлялся в московской галерее Лемерсье (в 1916 г. – участник Выставки русских и
 
польских художников, в 1917 г. – участник Выставки еврейских художников).
 
В 1917 году художник получил от Бруклинского музея Нью-Йорка предложение устроить выставку.
 
Осенью 1917 года, незадолго до октябрьских событий, семейство Анисфельдов выехало через Сибирь и
 
Дальний Восток в Японию, а с 1918 года обосновалось в Нью-Йорке.
 
Выставка более 100 привезенных из России произведений Бориса Анисфельда (первая персональная
 
выставка сорокалетнего художника) состоялась в 1918 году в Бруклинском музее благодаря известному
 
американскому критику Кристиану Бринтону, большому поклоннику русского искусства и творчества
 
Б. Анисфельда, в частности.
 
Эта выставка в течение двух лет обошла около двадцати городов и принесла живописцу известность в США.
 
С 1918 года Б.И. Анисфельд плодотворно сотрудничал с театром Метрополитен-опера, для которого
 
оформил “Синюю птицу” М. Метерлинка.
 
Затем были декорации к “Снегурочке” Н.А. Римского-Корсакова и “Мефистофелю” Ш. Гуно, где пел Федор
 
Шаляпин; к первой постановке “Любовь к трем апельсинам” С. Прокофьева в Чикаго (1921).
 
В 1925 году Б. Анисфельд исполнил декорации и костюмы к детской пантомиме “Волшебная ночь” в постановке
 
В. Борича в Нью-Йорке.
 
В 1921 году художник участвовал в парижской Выставке произведений русских художников (галерея Денси),
 
в 1925 году – в питсбургской 24-ой международной выставке современной живописи (организована Отделением
 
изящных искусств института Карнеги).
 
В 1926 году Б.И. Анисфельд стал гражданином США; был награжден за композицию “Испания” золотой
 
медалью Филадельфийской выставки, создал костюмы к двум постановкам Русских балетов М. Мордкина.
 
С 1929 по 1957 год художник преподавал в чикагском Институте искусств; в 1934-1965 гг. вел т. н. Летнюю
 
школу живописи Бориса Анисфельда).
 
В 1940-1950 годах мастер исполнил цикл картин на евангельские темы.
 
Для позднего периода творчества Бориса Анисфельда характерны лирические пейзажи и символические
 
картины в экспрессивной манере.
 
В полотнах по-прежнему присутствует “культ красок”, а также театральные элементы: занавес - полог,
 
сценичность композиции.
 
В 1958 году по инициативе бывших студентов Анисфельда чикагский Институт искусств организовал
 
ретроспективную выставку художника.
 
В 1968 году в Нью-Йорке и 1971 году в Вашингтоне прошли масштабные выставки с общей тематикой
 
“Театральный дизайн Бориса Анисфельда”.
 
Общее количество выставок этого художника зашкаливает, и я даю желающим все их увидеть адрес:
 
 
Но последние, в союзе и России, публикую:
 
1981 Москва – Париж, Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Москва
 
1981/82 Борис Анисфельд 1879–1973. Ретроспективная выставка, Галереи Гилмана, Чикаго
 
1982 г. Выставка новых поступлений[Новые приобретения] 1970 – 1980, Государственный музей
 
изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Москва
 
1982/84 Русская сценография. Сценическое новаторство 1900–1930 гг. из собрания супругов Никиты
 
Дмитриевича Лобанова-Ростовского, Музей искусств Миссисипи, Джексон,
 
1984 Борис Анисфельд в Петербурге 1901 – 1917, Галерея Шеперд, Нью-Йорк
 
1985 Произведения выступлений русских художников XVII – начала XX веков на собраниях И.С.
 
Зильберштейна [Произведения русских художников XVII – начала XX века из собрания И. С.
 
Зильберштейна], Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Москва
 
1987 С.П.Дягилев и художественная культура.К 115-летию со дня рождения С.П.Дягилева
 
[С. П. Дягилев и искусство], Государственный художественный музей, Пермь
 
1988 Актерское искусство 19 в. в России[Драматическое искусство в России XIX века], Государственный
 
театральный музей им. А. А. Бахрушина, Москва
 
1989 Балет Петербурга Петрограда Ленинграда[Балет Петербурга, Петрограда и Ленинграда],
 
Государственный музей театрального и музыкального искусства, Ленинград
 
Русский театр 19 в.[Русский театр XIX века], Государственный театральный музей им. А. А. Бахрушина,
 
Москва 100 лет русского балета: 1830–1930, Эдуард Нахамкин Fine Arts, Нью-Йорк
 
1989/90. Борис Анисфельд «Фантастика – мистика»(передвижная выставка: Художественная галерея Онтарио,
 
Торонто; Музей и центр искусств Университета Лаврентия, Садбери; Художественная галерея Св. Томаса-
 
Элджина, Сент-Томас; Мемориальная художественная галерея Тома Томсона, Оуэн-Саунд)
 
1990 Символизм в России[Символизм в России].1890 – 1930Из частных коллекций, Клуб коллекционеров
 
при Советском фонде культуры, Москва.
 
100 лет русского балета, 1830–1930, странствующий
 
1991 L'art du ballet en Russie, Парижская опера Гарнье,
 
1994 г. Б. Анисфельд 1879 – 1973. Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального
 
искусства
 
Памяти И.Е. Репина[Памяти И.Е. Репина], Томский областной художественный музей,
 
1996 Символизм в России[Символизм в России], Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
 
Дягилев: создатель «Русских балетов», Галерея искусств Барбикан, Лондон
 
1997 Б. Анисфельд 1879 – 1973Галерея Alma, Лима, Огайо, Галерея Canzani, Колумбус, Огайо, и Музей
 
искусств Спенсера, Лоуренс, Канзас.
 
Русские сезоны Сергея Дягилева[Русские сезоны Сергея Дягилева], Санкт-Петербургская театральная
 
библиотека
 
1997/98 Дизайн, танец и музыка Русских балетов 1909–1929, Wadsworth Atheneum, Хартфорд, Коннектикут –
 
Музей искусств Сэзон, Токио – Музей искусств Сиги, Сига, Япония,
 
1998 «Мир искусства». К столетию выставки и русских финляндских художников 1898 года[«Мир искусства».
 
К 100-летию выставки русских и финских художников 1898 года.], Государственный Русский музей,
 
Санкт-Петербург, и Атенеум, Хельсинки
 
1999 Сергей Дягилев. Пермь - Петербург – Париж[Сергей Дягилев. Пермь – Петербург – Париж],
 
Художественный музей, Екатеринбург
 
Дар Русскому музею[Дар Русскому музею], Государственный Русский музей, Санкт-Петербург Русское
 
искусство XVIII – начала XX века.
 
Новые поступления. Живопись[Русское искусство XVIII – начала XX века.
 
Новые поступления. Живопись.],
 
Государственная Третьяковская галерея, Москва
 
2000 Русское искусство XVIII – начала XX века. Новые поступления. Рисунок. Портретная миниатюра.
 
Гравюра[Русское искусство XVIII – начала XX века. Новые поступления. Рисунки. Портретные миниатюры.
 
Гравюры.], Государственная Третьяковская галерея, Москва
 
Le Symbolisme Russe, Бордо, Музей изящных искусств Бордо
 
 2001 г. Русская живопись из собрания Томского областного художественного музея [Русская живопись из
 
Томского областного художественного музея], Художественный музей, Новосибирск
 
Сказка в России[Сказка в России], Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
 
Борис Анисфельд, Музей современного искусства на Неглинной улице, Москва
 
2001/02 Петербург Анны Ахматовой и искусство Серебряного века[Петербург Ахматовой и искусство
 
Серебряного века], Архангельск и Вологда
 
2002 г. Sehnsucht und Aufbruch. Русский символизм, Музей Людвига в Deutschherrenhaus Кобленц,
 
2003 г.Сергей Дягилев, Государственный художественный музей, Пермь
 
2003/04 Борис Анисфельд. ​​Живопись и сценография, 1906–1926, Художественная галерея Центра
 
аспирантуры. Городской университет Нью-Йорка
 
2004 100 и 10 шедевров[Сто десять шедевров], Государственный театральный музей им.
 
А. А. Бахрушина, Москва
 
В.Мейерхольд и Германия[В. Мейерхольд и Германия], Государственный театральный музей им.
 
А. А. Бахрушина, Москва
 
Женская модель в творчестве русских художников конца XIX - начала XX в. из собрания Музея- квартиры
 
И. Бродского[Натурщица в произведениях русских художников конца XIX – начала XX века из собрания
 
Мемориального музея И. Бродского], Музей Академии художеств, Санкт-Петербург
 
Шедевры Национального художественного музея Беларуси, Минск. Государственная Третьяковская
 
галерея, Москва
 
2005 Наследие серебряного века. Борис Анисфельд: магия цвета[Наследие Серебряного века.
 
Борис Анисфельд: Магия цвета], Государственный художественный музей, Пермь
 
Театральная сказка[Театральная сказка], Театральная библиотека, Санкт-Петербург
 
Санкт-Петербург 1900, Художественная галерея Западной Австралии, Перт,
 
2005/06 Русский символизм / La Rose Bleu, Дворец изящных искусств, Брюссель
 
,2006 г. Русский символизм. Голубая Роза [Русский символизм. Голубая роза.], Государственная
 
Третьяковская галерея, Москва
 
 Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Музей личных коллекций,
 
Москва
 
2007 Современные шедевры из Москвы. Русские еврейские художники 1910–1940. Исторический музей
 
Йодса, Амстердам
 
Мир сцены, Метрополитен-музей, Токио
 
Работы на бумаге из имения Бориса Анисфельда 1879 – 1973, Галереи Shepherd & Derom,
 
Нью-Йорк
 
Двадцатый век в образах женщин[Женщины 20 века], KGallery, Санкт-Петербург
 
2008 Время собирать.../Время собираться…, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург и
 
Нью-Йорк
 
Россия 1900. Kunst und Kultur im Reich des letzten Zaren, Дармштадт
 
Danser vers la Gloire - l'age d'or des Ballets Russes, Sotheby's, Париж, 17–23 сентября 2008 г. Борис
 
Анисфельд:
 
Акварели, масла и скульптуры, MacDougall's, Лондон, 22 сентября – 31 октября 2008 г.
 
2008/09 Американские художники из Российской империи(передвижная выставка: Музей искусств Фреда
 
Джонса-младшего при Университете Оклахомы; Музей искусств Сан-Диего; Государственный Русский
 
музей, Санкт-Петербург; Третьяковская галерея, Москва)
 
2009 Дизайн для производительности, Музей искусств Цинциннати и Колледж искусств и дизайна
 
Колумбуса
 
Маэстрия пера[Магия пера], Государственная Третьяковская галерея, Москва
 
Художник в зеркальных сценах.Первая половина ХХ века. Театральная коллекция В. Соляникова[Художник и
 
его сцена. Первая половина XX века. Театральная коллекция В. Соляникова.], Государственный музей
 
изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Музей личных коллекций, Москва
 
В. Мейерхольд-актер. Актер театра В.Мейерхольда[В. Мейерхольд как актёр. Актёр театра Мейерхольда.],
 
Мемориальный музей В. Мейерхольда, Москва
 
Etonne-moi: Русские балеты и искусство нового, Бостонский университет, Бостон
 
Праздник чудес. Сергей Дягилев и «Русские сезоны»[Видение танца: Сергей Дягилев и русские балетные
 
сезоны], Новый Национальный музей Монако и Государственная Третьяковская галерея, Москва
 
2010 Два цвета радуги – два боба отражения.
 
Произведения произведений армянской и русской живописи из музеев Армении[Произведения армянского и
 
русского искусства из музеев изобразительных искусств Армении], Государственный музей изобразительных
 
искусств имени А. С. Пушкина, Музей личных коллекций, Москва.
 
 По постепенному возрождению внимания к Анисфельду в России можно говорить со второй половины
 
1980-х годов, когда ленинградский художник В. К. Тетерин начал поэтапно передавать в музей произведения
 
Анисфельда, хранившиеся в его мастерской.
 
Две большие выставки в Санкт-Петербурге (1994 г.) и в Москве (2001 г.) сопровождались продолжительным
 
взрывом интереса к этому столь важному для истории художнику.
 
(с)
 
 
 
 
 
Борис Израилевич Анисфельд состоит в реестре профессиональных художников России.
 
Он также состоит в номинации: Величайшие художники мира XVIII–XXI вв.
 
НОМИНИРОВАННЫЕ ХУДОЖНИКИ
 
И даже занимает почётное место в лонг - листе этой номинации.
 
Популярен в интернете.
 
Мне понравились картины этого художника.
 
И я решил представить творчество Бориса Израилевича Анисфельда любителям изобразительного
 
искусства.
 
Стиль: синтетический. Фигуративная станковая живопись: масло, холст, декорация, иллюстрация и
 
другое.
 
Стиль: синтетический. Фигуративная станковая живопись: масло. холст, рисунок, декорация,
 
иллюстрация и другое.
 
Стиль: импрессионизм с заметным влиянием различных веяний современного художнику модерна,
 
в том числе символизма и экспрессионизма
 
(моё мнение).
 
Жанр: пейзаж, портрет, натюрморт, жанровая живопись, театральная декорация, костюм и многое
 
другое.
 
Палитра: колоритная, привлекательная и позитивная.
 
Вернисаж прилагается:
 
 
 
 
[700x650]

[700x532]

[576x469]

[700x527]

[658x550]

[700x525]
                                                                                                                              164503862_164414156_160916344_156796678_a1a4cdad254db79c41988f2639aba002 (143x72, 23Kb)
                                     По материалам интернета.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Анисфельд Борис Израилевич: живописец, декоратор, педагог | павел-друг - Дневник павел-друг | Лента друзей павел-друг / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»