Французский петушок (ч.1) Французские курочки - кокотки (ч.2) Гризетка, еще одна курочка из коллекции французского петушка.
Но она далеко не такая яркая и избалованная мужским вниманием, как кокотка. Гризетка - это скромная труженица, незаметная, но и не заменимая.
Гризетка действительно живет своим трудом, а не за чей-то счет. Поэтому у неё нет множества нарядов, а лишь серое, неброское платье. Именно по нему она и получила свое прозвание («grisette», от французского слова «gris» - «серый»).
... Вспомните, как кузен Филипп де Плесси Бельер дразнил Анжелику за серый цвет её наряда - "унылое платье". Наверняка он её назвал гризеткой, а ведь это так унизительно для девушки высшего сословия, когда её сравнивают с цветочницами, модистками и и белошвейкам. К слову, в романе Анжелике пришлось и подрабатывать, т.е. побыть какое-то время гризеткой.
Между прочим гризеток принято считать первыми феминистками. Какой у бедной женщины в те времена мог быть выбор без мужской опеки, т.е. замужества? Монастырь или проституция... А гризетки, работая, сами себя обеспечивали и притом не плохо.
Да и серый цвет не так уж и не красив, и до сих пор пользуется популярностью.
Словом, девицы -работницы смогли стать одним из примечательных типов блистательного Парижа.
Добывая себе средства к существованию собственным трудом, эти девушки впервые во Франции, да и в Европе, начали строить свою жизнь по собственному разумению и вкусу. И возлюбленных гризетки, в отличие от проституток, выбирали сами. Чтобы понравиться милой белошвейке от мужчин требовалось хотя бы и небольшое, но ухаживание.
В конце 19-го века в Париже было много швейных мастерских, в которых работали молодые девушки. Для молниеносных свиданий с возлюбленными они использовали обеденный перерыв. Поэтому их называли "мидинетками" (от французского слова "midi" — "полдень"). У мидинеток были свои любимые кабачки и бистро, свои любимые развлечения, свои ритуалы.
Так, те из них, которым исполнялось 25 лет — серьезный по тем временам возраст — и которые все еще были не замужем, устраивали вечеринку. На этой вечеринке они сами себя торжественно посвящали в старые девы, после чего не без гордости носили соответствующий наряд. Вечеринка эта устраивалась 7 декабря, в день святой Екатерины, которая считалась покровительницей девственниц. Отныне мединетски переходили под покровительство святой Екатерины и начинали называть себя "катринетками".
Среди знакомых мужчин у гризетки на примете были один или два вполне положительных человека, парижские рабочие или мастеровые. Это были мужчины уже не юного возраста, но все еще неженатые. С ними девушка рассчитывала создать семью. Следовало только подождать, когда будущий супруг накопит достаточно денег, чтобы обеспечить будущее семейство. Общение с этими мужчинами включало и любовные утехи тоже, но отношение к ним было другое.
В них ценилась надежность, спокойная уверенность в себе, какое-никакое, но образование, сложившиеся вкусы и взгляды на жизнь, под которые девушка, конечно, подлаживалась, но без особого труда, потому что это были вполне понятные ей взгляды и вкусы.
У мужчины тоже были схожие устремления. На подругу-гризетку он смотрел, как на будущую супругу, поневоле прикрывая глаза на нынешние ее развлечения. Надо сказать, что такая связь обычно заканчивалась браком. И возникала семья, основанная на несколько других отношениях, чем прежние буржуазные семьи. Имущественное равенство супругов было здесь почти очевидным. Поэтому большую роль играли сердечная склонность и взаимное уважение. Легкомысленная и веселая цветочница становилась вполне добродетельной женой и матерью.
Какими были гризетки на самом деле лучше, чем во французском романе, не описать:
"...Она - порождение Парижа, как грязь, как мостовые Парижа, как вода Сены, что пропускается через парижские огромные фильтры, тщательно процеживается раз десять, прежде чем попадет наконец в граненые графины, где она искрится, ясная и чистая, очищенная от мути. И в самом деле, такая женщина - это поистине оригинальное существо.
Двадцать раз запечатленная живописцами, рисовальщиками, карикатуристами, она ускользает от всякого анализа, ибо она неуловима во всех своих проявлениях, как сама природа, как фантастический Париж. И правда, она связана с пороком только одним радиусом и удалена от него в тысяче других точек социальной сферы. Притом она позволяет догадываться только об одной черте своего характера, той, из-за которой ее осуждают; ее прекрасные качества скрыты, она щеголяет своим наивным бесстыдством.
Односторонне изображенная в драмах и книгах, где она окружена поэтическим ореолом, она верна себе только на чердаке, ибо в других условиях ее всегда либо превозносят, либо поносят. В богатстве она развращается, а в бедности она остается никем не понятой. Иначе и быть не может! В ней слишком много пороков и слишком много достоинств; она равно способна и наложить на себя руки, проявляя величие своей души, и предаться позорному веселью; она слишком хороша и слишком омерзительна, она превосходно олицетворяет собой Париж;
из таких, как она, вербуются беззубые привратницы, прачки, метельщицы, нищенки, частенько - наглые графини, восхитительные актрисы, знаменитые певицы; ее можно узнать и в двух некоронованных королевах, некогда подаренных монархии.
Кто уловит истинный лик подобного Протея? Она - само воплощение женщины, она и ниже и выше женщины. В этом сложном образе живописцу нравов удается схватить только несколько черточек, целое - бесконечно.
Да, это была парижская гризетка, но гризетка во всем своем великолепии; гризетка, имеющая возможность ездить на извозчике, счастливая, молодая, хорошенькая, свежая, но все же гризетка - и гризетка с коготками, вооруженная ножницами; смелая, как испанка; сварливая, как ханжа-англичанка, отстаивающая свои супружеские права; кокетливая, как великосветская дама, лишь более прямодушная и готовая на все; своего рода "львица", только из маленькой квартирки, вместе с которой она получила все, о чем прежде так долго мечтала, - красные миткалевые занавески, мебель, крытую трипом, чайный столик, фарфоровый сервиз, украшенный цветными рисунками, диванчик, плюшевый ковер, алебастровые часы, подсвечники под стеклянным колпаком, желтую спальню, пуховую перину - словом, все утехи гризеток; экономку, тоже бывшую гризетку, но гризетку с усами и в наколке; возможность поездок в театр, засахаренные каштаны, и притом вволю, шелковые платья и дешевенькие шляпки ..."
Так или иначе, но гризетки привнесли и свой скромный вклад во славу Франции. Не случайно в Париже среди множества памятников самым разным историческим лицам и событиям, стоит и скромный памятник гризетке. Это скульптура девушки-цветочницы, поставленная в 1911 году. Находится она на площади Жюля Ферри (Square Jules-Ferry) в 11 округе Парижа, напротив канала Сен-Мартен и совсем недалеко от площади Республики.
"French Cancan" | "Французский канкан", 1955 (trailer)
фильм о гризетке, ставшей танцовщицей