Оперативная история | |
Строительство | |
14 июня 1936 г. | Контракт на строительство был заключен с Kriegsmarine Werft, Вильгельмсхафен, как New Construction "G", заменив Шлезвиг-Гольштейн. Это была конструкция № 128 в Кригсмарине Верфт, Вильгельмсхафен. |
2 ноября 1936 г. | Киль был заложен, а строительство велось на стапеле 2. Даты закладки киля указаны две: 24 октября и 2 ноября. Оба задокументированы в немецких фотографических и военных архивах. Вероятно, более ранней датой был день, когда фактически начались строительные работы, а о более поздней официальной закладке киля свидетельствуют фотографии. |
1 апреля 1939 г. | Запущен. Крещен фрау фон Хассель, дочерью гроссадмирала Тирпица, в честь которого был назван корабль. |
Ночью с 9 по 10 июля 1940 г | В первой конкретной атаке на Тирпиц участвовали 11 "5 групп" Хэмпденс. 11 Hampdens из Скамптона: 6 x 49 Sqn; 5 x 83 Sqn (включая Fg Off GP Gibson). 3 также из Хемсвелла (либо 61, либо 144 sqns). Только 11 из 14 атаковали. Тирпиц все еще строился на верфте Кригсмарине в Вильгельмсхафене. Англичане не попали в створ. |
Ночью с 20 по 21 июля 1940 г |
15 Hampdens из 61-й и 144-й эскадрилий вылетели из Хемсвелл-Линкольншира в спецоперации по атаке адмирала Шеера и Тирпица в Вильгельмсхафене. по 3 от каждой эскадрильи (61 и 144) для отвлекающих атак, по 3 от каждой эскадрильи для атаки на Тирпиц с минами М 2 из 61 и одна из 144 аналогичным образом атаковали адмирала Шеера. Самолеты истовали мины с рацтворимами взрыволемой, и их удалос внутрину Вилгельмсафена. Мины взорвали через 40 минут, не повредив крабли. Некоторое уточно упоминает, что не таков уж и не иначе, как Кукшафен. |
Ночью с 24 по 25 июля 1940 г | 14 "4 группа" Уитли двинулся атаковать Тирпиц у Вильгельмсхафена. Только два самолета действительно достигли района Вильгельмсхафена. Плохие погодные условия вынудили остальные двенадцать самолетов прервать операцию. Британцам вновь не удалось поразить Тирпиц. |
Ночью с 5 по 6 августа 1940 г | Очередная безрезультатная атака "5-й группы" Хэмпденс. В целом, ORB бомбардировочного командования показывает, что 17 х 5 групп "Хэмпденс" взлетают, а 13 сообщают, что атаковали либо Бисмарк, либо Тирпиц в Wilhelmshaven ; 9 x 83 Sqn were directed v Bismarck . Сколько пошло за Тирпицем непонятно. |
Ночью с 8 по 9 октября 1940 г | 17 самолетов снова атаковали Тирпиц в Вильгельмсхафене. Попаданий не было. 10 самолетов (из них 8 атакованных) прибыли с аэродрома в Скамптоне и 9 из Уоддингтона (Линкольншир). |
Ночью с 10 по 11 октября 1940 г | 14 самолетов предприняли еще одну попытку атаковать Тирпиц. Прямых попаданий нет. 9 самолетов прибыли из Уоддингтона (Линкольншир) и 5 из Линдхолма (Йоркшир). |
Ночью с 11 по 12 октября 1940 г | 5 "Хэмпденов" взлетели (4 атаковали) из 50-й эскадрильи из Линдхолма (Йоркшир) в "плохую" погоду, попытав счастья, поскольку большая часть атакующих сил повернула назад. Точных результатов не наблюдалось. |
Ночью с 13 по 14 октября 1940 г | 40 "3 групп" Веллингтонов и 35 "5 групп" Хэмпденс отправились в Шарнхорст и Гнейзенау в Киле и Тирпиц в Вильгельмсхафене. Из-за "очень плохих погодных условий" только 4 Хэмпдена даже обнаружили Вильгельмсхафен. Попаданий не было. Lindholme ORB упоминает, что 7 взлетели и только 1 даже достиг этого района. Waddington ORB (PRO Air 28/879) поставил на эту операцию 8 самолетов. ни один из них не обнаружил цель. Вполне уверен, что это была 44-я эскадрилья. |
Ночью с 20 по 21 октября 1940 г | 7 "3 группа" Веллингтоны атаковали Тирпиц в Вильгельмсхафене. О прямых попаданиях в линкор не сообщалось. |
Ночью с 25 по 26 ноября 1940 г | 5 самолетов "4 группы" из 51-й и 78-й эскадрилий бомбили в "невозможных условиях". Опять не было забито ни одного попадания. |
Ночью с 8 по 9 января 1941 года | 7 Веллингтонов из 75-й эскадрильи из Фелтвелла (Линкольншир) снова атаковали Тирпиц в Вильгельмсхафене. На корабле были зафиксированы некоторые попадания или промахи. |
Ночью с 11 по 12 января 1941 года | 16 самолетов 49-й и 83-й эскадрилий вылетели из Скамптона (Линкольншир) в Тирпиц, который все еще находился рядом с Баухафеном в Вильгельмсхафене. Попаданий не было. |
Ночью с 16 по 17 января 1941 года | 8 "Хэмпденов" из 83-й эскадрильи вылетели в атаку на Тирпиц. Из-за плохой погоды два вала вернулись рано, а один бросился в Северное море из-за неисправности двигателя. Только два из восьми самолетов из Уоддингтона (Линкольншир) атаковали Тирпиц. Никаких хитов. |
Ночью с 29 по 30 января 1941 года | 25 "3-й группе" Веллингтонов было поручено бомбить Тирпиц. Показано, что еще 9 х "5 групп" Хэмпденов поднялись по этой цели (BC ORB за 1941 год: PRO 24/203). Все самолеты достигли района Вильгельмсхафена, но бомбы в Тирпиц не попали. |
9 февраля 1941 г. | 13 самолетов 83-й эскадрильи из Скамптона (Линкольншир) вылетели в Вильгельмсхафен, получив предупреждение "причинить максимальные разрушения и беспорядки" Тирпицу. Попасть в немецкий линкор им не удалось. |
25 февраля 1941 г. | Тирпиц был введен в строй и передан под командование Kapitän zur See (капитана) Фридриха Карла Топпа. |
Ночью с 27 по 28 февраля 1941 года | 30 "Веллингтонов" из 40, 115, 214 и 218 эскадрилий, базировавшихся в Уайтоне (Кембриджшир), Мархэме (Норфолк) и Страдишолле (Саффолк), взлетели для атаки на Тирпиц. 26 из 30 самолетов атаковали Тирпиц, но сообщалось, что "погода сильно помешала успеху операции" без достоверного наблюдения за результатами. |
Ночью с 28 февраля по 1 марта 1941 г | 23-я группа "5" Хэмпден (12 x 49 эскадрильи) покинула Скамптон, а (11 x 44 эскадрильи) Уоддингтон (Линкольншир) ушел атаковать Тирпиц. Облако на высоте до 2700 метров (9000 футов) в целевой области, "связанное с дымкой на земле", сделало идентификацию невозможной. 4 самолета без всякого успеха разбомбили "позицию корабля". |
5 мая 1941 года | Адольф Гитлер посетил военно-морскую верфь в Гдыне (Гетенхафен). Он осмотрел Тирпиц и Бисмарк, стоящие на якоре на рейде. |
Морские испытания и финальная отделка | |
До января 1942 года | Испытания и тренировки в Балтийском море. |
26-29 сентября 1941 г. | Член так называемого "Балтийского флота". Еще находясь на испытаниях, Тирпиц присоединился к мощному собранию немецких военных кораблей у Ааландских островов, чтобы удержать советский флот от выхода из Кронштадта. "Балтийский флот" состоял из "Тирпица", "Адмирала Шеера", "Эмдена", "Лейпцига", "Кельна" и "Нюрнберга" вместе с многочисленными эсминцами, торпедными катерами и тральщиками. |
29 декабря 1941 г. | Решение об отправке Тирпица в Норвегию было подтверждено: датой вступления в силу было 10 января 1942 года. Потеря Бисмарка заставила немцев хорошенько задуматься о Тирпице. Передать линкор Норвегии было решено потому, что как говорил гросс-адмирал Эрих Редер: "защищать наши позиции в норвежском и арктическом районах, угрожая флангу вражеских операций против северных норвежских районов, и атакуя конвои Белого моря... связывать вражеские силы в Атлантике, чтобы они не могли действовать в Средиземном море, Индийском океане или Тихом океане" |
6 января 1942 г. | Гранд-адмирал Эрих Редер осмотрел Тирпиц. |
10 января 1942 г. | Капитан Тирпица Фридрих Карл Топп объявил ее полностью работоспособной. |
Комиссия | |
12 января 1942 г. | Тирпиц покинул Киль. |
13 января 1942 г. | Тирпиц достиг Хольтенау, на восточном конце Кильского канала. Здесь она разгрузила ненужные запасы и оборудование для путешествия по каналу. Несмотря на это, ее мачты только что расчистили мосты. Позже в тот же день она встала на якорь в Брунсбюттеле на западном конце канала, чтобы принять топливо вместе с материалом, который был выброшен на берег и транспортирован независимо от Холтенау. Затем она направилась в Вильгельмсхафен. |
14 января 1942 г. | "Тирпиц" в сопровождении эсминцев "Рихард Бейтцен", "Пауль Якоби", "Бруно Хайнеманн" и Z29 переброшен из немецкого Вильгельмсхафена в норвежский Тронхейм. Это было на четыре дня позже, чем первоначально планировалось. |
16 января 1942 г. | "Тирпиц" прибыл вместе с эсминцами в Тронхейм в Норвегии и бросил якорь в Феттенфьорде. |
30 января 1942 г. Операция "Ойл" |
Первая попытка британцев атаковать Тирпиц в Норвегии. 7 коротких вертелов из 15-й и 149-й эскадрилий вылетели из Лоссимута в 00:30, а 8 Галифаксов из 10-й и 76-й эскадрилий вылетели из Лоссимута в период с 02:04 по 02:34. Из-за плохой погоды самолеты не могут атаковать немецкий линкор. |
5-9 марта 1942 г. Операция "Спортпаласт" |
Первые боевые действия против конвоев союзников. "Тирпиц" вместе с эсминцами Z25, "Фридрих Ин", "Пауль Якоби" и "Герман Шеманн" отплыл в Северный Ледовитый океан, чтобы перехватить конвои PQ-12 и QP-8. Из-за непогоды немецкая боевая группа не смогла связаться с конвоями противника. После неудачных атак британской авианосной авиации и подводных лодок "Тирпиц" отплыл к Лофотенским островам и 9 марта бросил якорь в Богене недалеко от Нарвика, не обнаруженный. |
9 марта 1942 г. | На пути к Лофотенским островам Тирпиц был атакован 12 "Альбакорами" с авианосца "Викториус". Атака провалилась, и 2 "Альбакора" были сбиты. |
12 марта 1942 г. | Тирпиц покинул Боген и направился обратно в Феттенфьорд недалеко от Тронхейма. |
13 марта 1942 г. | Тирпиц прибыл в Феттен-фьорд недалеко от Тронхейма. |
Ночью с 30 по 31 марта 1942 года | Тирпиц был атакован 32 "Галифаксами" из 10-й эскадрильи (10 самолетов вылетели из Лоссимута, Шотландия), 35-й эскадрильи (12 самолетов вылетели из Кинлосса, Шотландия) и 76-й эскадрильи (10 самолетов вылетели из Тейна, Шотландия). Атака оказалась неудачной из-за непогоды. |
Ночью с 27 по 28 апреля 1942 года | Тирпиц был атакован 30 бомбардировщиками "Галифакс" из 10, 35 и 76 эскадрилий и 11 "Ланкастерами" из 44 и 97 эскадрилий. Атака не увенчалась успехом. |
Ночью с 28 по 29 апреля 1942 года | Тирпиц был атакован 21 бомбардировщиком "Галифакс" из 10, 35 и 76 эскадрилий и 12 "Ланкастерами" из 44 и 97 эскадрилий. |
2-6 июля 1942 г. Операция "Рёсельспрунг" |
Вместе с 16 другими кораблями, разделенными на две боевые группы, "Тирпиц" участвовал в атаке на конвои PQ-17 и QP-13. Двё боевые группы состояли из Боэвая Група I: поод командюмом флотомомом Адрала Шневинда на бортах "Тирпица", Теодора Из Тирпица, Адмирала Хипера, Фридриха Ина, Ганса Лодера, Карла Галстера, Теодора Риделия, Риада Беитцена, Т7 и Т15. Боэвая Група II: Поод командовала вице-адмирала Куммеца на борту "Латцова" состояла из "Латцова", "Адмирала Шера", Z24, Z27, Z28, Z29, Z30 и нефтяника флота "Дитмаран". 5 иуллия 1942 г. операция простейших в PQ-17 и QP-13 отьменных после нескольких впомедленных. В ходе эта операции "Тирпиц" выылала атакована росейского одного Одного К21. Хотья рускли заявили о попадании в Линкор, немцы не заметили никакую атику. Тирпиц выпёррисован в Богене, суда он прибыл 6 илуллия 1942 года. |
23 октября 1942 г. | Тирпиц покинул Боген для переоборудования в Феттенфьорде/Лофьорде недалеко от Тронхейма, где имелся необходимый технический персонал. |
30-31 октября 1942 г. Операция "Титул" |
Попытка британцев вывести "Тирпиц" из строя с помощью человеческих торпед (колесниц). Миссия была прервана, когда Колесницы оторвались от корабля "Артур". |
24 января 1943 г. | Тирпиц снова был полностью боеспособен и провел промежуточный период до 5 марта 1943 года, проводя испытания и учения в близлежащих водах. |
11 марта - ночь с 12 на 13 марта 1943 года | Тирпиц в компании с Принцем Ойгеном, Карлом Гальстером, Ягуаром и Грайфом был переведен в "Боген" и встретился с "Шарнхорстом" и "Люцовым". |
22-23 марта 1943 г. | "Тирпиц", "Шарнхорст", "Лютцов" и 6 эсминцев переброшены в Кофьорд/Альтенфьорд, где эскадра проводила учения до июля. |
6-9 сентября 1943 г. Операция "Сизилин" |
Эскадрилья в составе "Тирпица", "Шарнхорста" и 9 эсминцев ("Эрих Штайнбринк", "Карл Гальстер", "Ганс Лоди", "Теодор Ридель", Z27, Z29, Z30, Z31, Z33) продолжила атаку на базу противника на Шпицбергене. Нападение произошло 8 сентября. В 17:30 9 сентября "Тирпиц" благополучно вернулся в Кофьорд. |
11 сентября 1943 - 5 октября 1943 Операция "Источник" |
"Тирпиц" был атакован британскими сверхмалыми подводными лодками X5, X6 и X7. Они прорывают торпедные сети, и X6 и X7 сумели установить мины под кораблем. Все сверхмалые подводные лодки были уничтожены. |
В 08:12, 22 сентября 1943 года | Первый заряд взорвался по левому борту примерно в 6 м от машинного отделения миделя корабля, а вскоре после этого последовал второй взрыв, на расстоянии 61 м от левого носа. Взорвавшиеся мины нанесли Тирпицу тяжелые повреждения: помимо некоторых повреждений корпуса, турбины были выведены из строя, выведены из строя гребные валы и руль направления. Однако потери были незначительными: один погибший и 40 раненых. Тирпиц впервые вышел из строя. |
Сентябрь 1943 г. - март 1944 г | Ремонт. |
Ночью с 10 по 11 февраля 1944 г | 15 советских бомбардировщиков предприняли неудачную атаку на Тирпиц. |
15 марта 1944 г. | Тирпиц начал испытания в Барбрудалене (Кофьорд) и Альтенфьорде. |
3 апреля 1944 г. Операция "Вольфрама" |
Атакован 41 барракудой. В Тирпиц попало 15 бомб. |
24 апреля 1944 г. Операция "Планета" |
Атаку на Тирпиц с участием 40 "Барракуд" и 40 истребителей сопровождения пришлось отменить из-за плохих погодных условий. |
15 мая 1944 г. Операция "Кривая" |
Атаку на Тирпиц с участием 27 "Барракуд" и 36 истребителей сопровождения пришлось отменить из-за плохих погодных условий. |
28 мая 1944 г. Операция "Коготь тигра" |
Атаку на Тирпиц пришлось отменить до запуска самолета из-за плохих погодных условий. |
17 июля 1944 г. Операция "Талисман" |
Атака на Тирпиц с участием 44 "Барракуд", 18 "Хеллкэтов" и 30 истребителей сопровождения с авианосцев "Грозный", "Неутомимый" и "Яростный". Тирпиц был предупрежден, и самолет не смог поразить немецкий линкор. |
31 июля - 1 августа 1944 г | Тирпиц в последний раз проводил учения в море, с эсминцами Z29, Z31, Z33, Z34 и Z39. |
22 августа 1944 г. Операции "Гудвуд I" и "II" |
Тирпиц был атакован 32 "Барракудами" в сопровождении 43 истребителей с авианосцев "Грозный", "Неутомимый", "Неистовый", "Набоб" и "Трубач". Тирпиц не получил ни одного попадания. |
24 августа 1944 г. Операция "Гудвуд III" |
Тирпиц был атакован 33 "Барракудами", 10 "Хеллкэтами", 5 "Корсарами" и 29 истребителями с авианосцев "Неутомимый", "Неистовый" и "Грозный". 2 попадания. |
29 августа 1944 г. Операция "Гудвуд IV" |
Тирпиц был атакован 26 "Барракудами", 2 "Корсарами", 3 "Хеллкэтами" и 25 истребителями с авианосцев "Грозный" и "Неутомимый". Никаких попаданий, несколько промахов. |
15 сентября 1944 г. Операция "Параван" |
Атакован 21 "Ланкастером" из 9-й и 617-й эскадрилий, заявленных в Ягоднике, СССР. Два попадания бомбы в бак. "Тирпиц" выбыл из строя. |
15 октября 1944 г. | Переведен в Сёрботн рядом с Хокёйа недалеко от Тромсё, Норвегия. Корабль смог развивать скорость всего 10 узлов. |
29 октября 1944 г. Операция "Обвиате" |
Тирпиц был атакован 39 "Ланкастерами" (19 "Ланкастерами" 617-й эскадрильи и 20 "Ланкастерами" 9-й эскадрильи). Только один промах, который взорвался примерно в 15 м от левого борта в районе рулевого механизма. |
12 ноября 1944 г. Операция "Катехиз" |
31 бомбардировщик "Ланкастер" из 9-й и 617-й эскадрилий атаковал корабль бомбами "Толлбой". После первых трех попаданий и нескольких промахов корабль переворачивается. Оф ок. Погибло 1700 человек на борту 971. 87 членов экипажа были спасены, прорезав дыры в днище корабля в отсеки, куда они забрались. Бомбардировщики потерь не понесли. Битва за потопление "Тирпица" завершилась. |
Сломанный | |
1948 - 1957 | Обломки Тирпица были сломаны и проданы на металлолом норвежской компанией Einar Høvding Skippsuphugging, которая купила затонувший корабль у норвежского правительства. Эйнар Хёвдинг Skippsuphugging заплатил за судно 120 000 норвежских крон. Очень низкая цена за затонувший корабль с большим количеством материалов и оборудования очень высокой стоимости. |