Мой мир:
Четвёртый месяц моей жизни наполнен волнующими событиями как для меня самого, так и для моих родителей. Поскольку теперь я бодрствую в течение долгого времени, у меня появляется больше возможностей изучать окружающий мир. Я наблюдаю за двигающейся игрушкой, висящей над кроваткой, следя за ней глазами справа налево и наоборот и внимательно рассматривая каждую её деталь. Если папа трясет надо мной погремушкой, я смотрю на неё не отрываясь. Когда погремушка пропадает из моего поля зрения, я продолжаю смотреть на то место, откуда она исчезла. Что выражает мой взгляд? Изумление от того, что её больше не видно, или надежду, что таким образом можно вернуть её обратно? Сейчас, в этом возрасте, моя любимая игрушка - я сам. Кажется, что я неустанно пытаюсь понять, кто я такой, где нахожусь и что чувствую. Я ощупываю пальцами свои глаза, нос, рот и подбородок. Я люблю трогать своё лицо, похлопывая, пощипывая и даже иногда царапая его. К этому времени многие из нас, детей, могут уже соединять вместе обе руки и попеременно играть каждой из них. Во многих отношениях четвёртый месяц - переходный период в моей жизни. До сих пор большая часть моей энергии была направлена на то, чтобы научиться контролировать себя. В контактах с внешним миром я был сосредоточен лишь на восприятии информации. Я впитывал её всем своим существом, используя зрение, слух, осязание. Теперь я исследую окружающий мир путём непосредственного взаимодействия с ним. Я уже готов к действиям, и у меня есть внутренний стимул для того, чтобы стать главным действующим лицом в соответствующих условиях. Вы, взрослые, видите это, прежде всего, в моём целенаправленном поведении при контактах с окружающими. Я больше не жду пассивно, когда со мной заговорят или мне улыбнутся. Я сам ищу лица, затем улыбаюсь, лепечу и заставляю вас улыбаться в ответ.
Двигательные навыки:
Одно из значительных достижений "переходного возраста" - моя способность сидеть. Правда, мне ещё приходится опираться на что-нибудь. Находясь в сидячем положении, вместо постоянного лежания на спине или на животе, я получаю новые возможности наблюдать за окружающей обстановкой. Также важно и то, что благодаря этому я могу более свободно обращаться с игрушками. Сейчас, в этом возрасте, я делаю попытки дотянуться до предмета, хотя с первого раза я часто промахиваюсь и не достигаю цели. Кроме того, большинство из нас, трёхмесячных детей, способны дотянуться и ударить по специальном}' подвесному устройству (подвеске), прикреплённому к кроватке. Наши действия происходят в определённой последовательности: я ударяю по подвеске, замираю, глядя на результат своего действия, а затем с возрастающей силой возобновляю удары. Швейцарский психолог доктор Пьяже,- изучавший поведение детей до года, считает, что в первый раз ребенок задевает подвеску случайно. Затем он с любопытством наблюдает, как она начинает двигаться вверх и вниз. Малыш ударяет еще несколько раз, стремясь к тому, чтобы это интересное событие повторилось. Ну да, в моём желании увидеть что-то новое, необычное проявляется моя способность вести себя более осознанно и целенаправленно. В этом возрасте мы, дети, заметно отличаемся друг от друга, особенно по уровню развития двигательных навыков. В то время как активному ребёнку уже удаётся переворачиваться с живота на спину, другие дети (и я тоже) всё ещё ограничены в своих движениях: пока мы можем лишь совершать движения руками и ногами, как это делает велосипедист. Поскольку невозможно точно предсказать, когда именно у ребёнка появятся новые двигательные навыки, даже неумеющего переворачиваться малыша нельзя оставлять одного на пеленальном столике.
Способность видеть, слышать, чувствовать:
У меня заметно возрастает интерес к собственным рукам и к любым вещам, попадающим в них. Теперь я способен дольше держать предмет в руках и внимательно изучать его. Я часто подолгу лежу спокойно на спине, пристально разглядывая то одну руку, то другую. Если положить мне в руку погремушку, я сначала рассмотрю ее, а после этого поднесу ко рту. Когда Вы держите какой-либо предмет прямо передо мной, я пытаюсь схватить этот предмет обеими руками. В то же время я уже способен предугадывать события, которые должны произойти. Всего несколько недель назад я продолжал кричать от голода до тех пор, пока соска не попадала ко мне в рот. Теперь, увидев рожок, я тут же реагирую тем или иным способом. Я могу либо замолчать, либо начать кричать ещё громче. Очевидно, в моём сознании устанавливается связь, основанная на определённом стереотипе. Бутылочка, на которую я смотрю, - не просто зрительный образ, а предмет, который должен оказаться у меня во рту и утолить чувство голода. Наряду с тем, что я начинаю осознавать функции окружающих предметов (для чего эти предметы предназначены), я приобретаю способность реагировать на их исчезновение. Я буду следить за двигающейся погремушкой и пристально смотреть на то место, где я видел её в последний раз. Я пытаюсь восстановить в памяти траекторию движения погремушки, но ещё не понимаю, что с помощью взгляда нельзя вернуть её назад. Поразительна моя способность мысленно воссоздавать происшедшее событие; это особенно хорошо заметно, когда я вдруг начинаю улыбаться. В определённой ситуации я в возрасте шести недель чаще улыбался разговаривающим со мной родителям, чем незнакомому человеку. Теперь я уже более осознанно буду чаще улыбаться своим родителям, чем другим людям. Сейчас я встречаю появление матери улыбкой, даже если она не произносит ни слова. Моя улыбка означает, что я узнал мать и её появление доставляет мне удовольствие. В это же время в моём сознании уже установилась прочная связь между увиденным и услышанным. Я поворачиваю голову на звук материнского голоса. Моё внимание привлекает звон погремушки, и я могу почти полностью повернуться, чтобы увидеть её. Мне особенно нравится слушать музыкальные игрушки, радио, магнитофонные записи и даже стук метронома. Я буду поворачиваться к любому источнику шума. Мои кулачки уже почти совсем разжались, и я начинаю активно исследовать предметы руками. Чтобы продлить приятное ощущение, я буду тереть большим пальцем край мягкого одеяльца, по которому скользят мои ладошки. Теперь я не пассивно получаю удовольствие, а сам активно ищу новые приятные ощущения.
Как меня понять:
К четвёртому месяцу жизни у меня устанавливаются контакты с окружающими людьми. Я реагирую на их внимание, радуюсь играм и разговорам, активно подаю голос - "гулю" и лепечу. Всё это является признаками желания и готовности к общению. Именно в этот период родители и мы, дети, проводим много времени в разговорах друг с другом. Взрослый говорит, улыбается, и я в ответ "гулю" и тоже улыбаюсь. Со стороны иногда даже трудно понять, кто из нас более активен. В результате между мной и родителями устанавливается более тесная, чем когда бы то ни было, связь. Взрослые теперь не только могут понять, от чего я плачу, но и определить гамму чувств, которые отражают эти звуки, - кричу ли я от голода, смеюсь ли от радости или просто спокойно "гулю". Я в свою очередь узнаю родителей не только, когда чувствую их прикосновения, но и когда вижу их лица. Я готов улыбнуться каждому, но самые радостные улыбки предназначаются родителям. В период между третьим и четвёртым месяцем жизни у меня происходит очень быстрое развитие речевых навыков. Я провожу много времени, тренируя свои новые способности. Теперь в моей речи легко различить гласные и согласные, и мой репертуар включает такие звуки, как "л", "н", "м", "б", "п". Можно заметить, что, находясь в хорошем настроении, я чаще произношу именно согласные звуки. Хотя "разговоры" являются важным стимулом в моём развитии, тем не менее это не единственный способ общения со мной. И взрослый и я постоянно посылаем друг другу сигналы языком жестов, выражением лица и различными действиями. Вот одно из сообщений, которое могу посылать вам я: "Не клади меня в кроватку, даже если я усну. Мне необходимо ощущать твое тепло". Вы, взрослые, уже говорили раньше о том, что не следует бояться "избаловать" меня, постоянно укачивая меня на руках. Не стоит беспокоиться по этому поводу и теперь, однако мне необходимо помочь в том, чтобы я приспособился засыпать самостоятельно. Иными словами, как только Вы почувствуете, что я подаю сигнал: "Не клади меня, я хочу быть с тобой", со своей стороны Вы также должны сообщить мне: "Я кладу тебя в кроватку, я люблю тебя, и всё хорошо". В предыдущих главах Вашей книги на http://www.kid.ru/rebenok/kniga1-12.php речь шла о том, как важно приучить меня к пустышке. Дети, которые любят сосать соску (и я в том числе), в трёхмесячном возрасте уже знают, как успокоиться и заснуть в кроватке без помощи мамы. Другой способ помочь мне привыкнуть к тому моменту, когда из Ваших рук я попадаю в кроватку, - делать это, когда я спокоен и нахожусь в хорошем настроении. Кладя меня в кроватку, старайтесь говорить и улыбаться, наклоняйтесь близко к моему лицу и смотрите мне в глаза. В некотором смысле я даже могу читать по выражению Вашего лица. Если Вы спокойны, веселы и уверены в себе, я тоже буду спокоен и уверен.
ЗАНЯТИЯ СО МНОЙ:
Практические советы от тёти Мэрилин Сигал.
Игрушки над детской кроваткой:
Сейчас, в три месяца, я стремлюсь как можно больше использовать свои физические возможности, поэтому мне особенно нравится ударять руками и ногами по разнообразным предметам. Прикрепите к моей детской кроватке подвеску с разными игрушками (или просто используйте для этой цели верёвочку). Лучше всего взять игрушки, которые после удара по ним начинают звенеть или качаться и вращаться. Устройте меня так, чтобы я мог дотянуться до них сначала руками, а затем ногами. Если прикрепить к подвеске пластмассовый кружок с нарисованным на нём лицом, это сделает игру ещё более забавной.
Берите меня на прогулку:
Когда Вы выходите на улицу вместе со мной, это прекрасная возможность переменить обстановку и для Вас и для меня. Положите меня под дерево. Мне понравится слушать шелест листьев и наблюдать за игрой света и тени, возникающей при дуновении ветра. Я буду следить за полётом птиц, а также прислушиваться к шуму автомобилей и самолётов.
Разговаривайте со мной:
Продолжайте разговаривать со мной, используя любую возможность. Старайтесь при этом изменять интонации, говорить громким и тихим голосом, быстро и медленно, смеясь или, наоборот, успокаивая меня. Когда наступит моя очередь "говорить", подождите, пока я закончу "фразу" и затем повторите то, что я "сказал". Чем чаще вы будете разговаривать со мной, тем больше я буду "гулить". Старайтесь называть меня по имени. Напевая песенку или читая стишок, заменяйте слова "детка, крошка" моим именем.
Пригласите гостей:
Пригласите в гости какого-нибудь малыша. Разумеется, мы слишком малы, чтобы играть вместе, но мы обязательно заметим друг друга. В то же время Вам будет интересно поделиться опытом с другими родителями.
Пойте мне песни:
Пение - одно из самых полезных занятий, которые вы, взрослые, постоянно рекомендуете родителям в течение первого года моей жизни. По мере того как я буду взрослеть, Вы заметите, что меняется способ и условия, при которых Вы обычно поёте. Укачивая новорождённого, Вы крепко прижимаете его к себе и поёте тихим, монотонным голосом. Мне больше всего нравится, когда мне поют, то близко наклоняясь надо мной, то отстраняясь от меня.
Время игр:
Игры и занятия, предлагаемые тётенькой-автором в книге http://www.kid.ru/rebenok/kniga1.php для детей в период от момента рождения и до моего, трёхмесячного возраста, направлены на то, чтобы развивать мои слуховые, зрительные, осязательные и двигательные способности. Теперь, когда я могу использовать свои навыки для знакомства с окружающим миром, предлагаемые ею упражнения помогут мне проявить их на практике. Во время игр и занятий я буду делать открытия, предугадывать события, развивать координацию движений и решать новые задачи.
Делаем открытия:
Наблюдение за домашними животными:
Дайте мне возможность понаблюдать за кем-нибудь из домашних питомцев. Особенно интересно смотреть на собак, кошек и птичек.
Новые перспективы:
Возьмите меня на руки, поднимите вверх и опустите, так чтобы я мог рассмотреть Ваше лицо. Повесьте в манеже бусы. Манеж - прекрасное место для меня. Здесь достаточно пространства для того, чтобы я мог двигаться и переворачиваться и чтобы можно было положить игрушки рядом со мной. Натяните в манеже бечёвку с катушками. Мне понравится слушать, как они стучат друг о друга, когда я задеваю их ножками. (Если у Вас нет манежа, бусы из катушек можно повесить между двух стульев.)
Познакомьте меня с ритмичной музыкой:
Мне нравится слушать музыку, особенно ритмичную. Дайте мне послушать мелодию, где есть чёткий ритм. Попробуйте хлопать ладошками в такт музыке, 67 или делайте это с помощью деревянных ложек, бубна или двух прищепок для белья. Слушайте музыку быструю и медленную, громкую и тихую. Через некоторое время я научусь замечать изменения в ритме.
Звон колокольчика:
Наденьте мне на запястье манжету с аккуратно пришитым колокольчиком. Осторожно потрясите моей рукой, чтобы я посмотрел на нее и заметил колокольчик. Затем наденьте эту манжету на другую руку и снова потрясите, на этот раз немного сильнее. Это упражнение поможет мне лучше узнать части своего тела и развить координацию глаз и рук.
Безопасная песочница:
Наполните большую миску или небольшой тазик овсяной мукой. Поставьте на широкий поднос или на полиэтиленовую подстилку (чтобы ничего не запачкать). Сидя на полу и держа меня на коленях, опустите мои ноги и руки в тазик. Объясните мне, что я при этом ощущаю. Покажите, как Вы просеиваете муку сквозь пальцы. Благодаря этому занятию я учусь радоваться новым ощущениям.
Жужжащие пчелы:
Чтобы я почаще "гулил" и произносил разные звуки, попробуйте спеть со мной вот эту песенку. Во время пения не забывайте смотреть ему в глаза.
"Ты сначала мне скажи,
Как жу-жу пчела жужжит.
Потом я тебе скажу
Про пчелиное жу-жу".
Пусть я попробую произнести звук "ж".
Матерчатая перчатка:
Смастерите пару матерчатых перчаток, используя для каждого пальца свой тип ткани. Наденьте перчатки на руки, и пусть я прикоснусь к каждому пальцу.
Песенки с сюрпризом:
Выучите несколько песенок, которые заканчиваются неожиданным образом, и пойте их мне. Прослушав песню несколько раз, я буду знать, что в конце меня ожидает сюрприз. Посадите меня себе на колени. Трясите коленями, так чтобы я слегка подпрыгивал, и при этом пойте вот такую песенку:
"По кочкам, по кочкам,
По рыхлым дорожкам".
Придерживая меня, раздвиньте колени так, чтобы я неожиданно соскользнул вниз. В ямку - бух!
Развитие координации:
Упражнения для ног:
Поднимите мои ножки вверх, а затем опустите, одновременно приговаривая: "Хоп, хоп, Хлоп, хлоп. Вверх-вниз". Возьмите меня за руки и осторожно потяните на себя, так чтобы я приподнял туловище, затем бережно положите назад. Вот песенка, которую можно напевать во время этого упражнения:
"Вот малышка мой садится,
Вот малышка мой ложится.
Смотрит он на погремушку,
Как качаются игрушки".
Эта игра укрепляет мышцы моего живота и одновременно дает мне возможность по-новому увидеть окружающий мир.
Плыви, плыви, малыш:
Положите меня себе на колени. Поддерживая мою спинку и голову, напевайте какую-нибудь песенку. Тихонько качайте меня взад и вперед. Подталкивайте мои ступни. Положите меня на живот на твердую поверхность. Встаньте сзади и приложите свои ладони к моим ступням. Мне будет удобно ползти вперёд, отталкиваясь ногами от Ваших рук. Такое упражнение поможет мне научиться ползать самостоятельно.
Колобок:
В период между третьим и четвёртым месяцем жизни большинство из нас, детей, начинают переворачиваться. Сначала мы обычно перекатываемся с живота на спину, затем со спины на бок и, наконец, со спины на живот. Помогите мне развить эти новые для меня навыки. Подложите руку под мои плечи и осторожно покачайте меня из стороны в сторону. Когда я лежу на боку, покачивая меня, слегка подтолкните, и пусть я попробую сам перевернуться. Покачивайте меня в ритме весёлой песенки - подойдёт любая мелодия. Сейчас, в этом возрасте, некоторые из нас, малышей, просыпаются ночью из-за того, что, перевернувшись во сне, не могут самостоятельно вернуться в прежнее положение. Если Вы поможете мне научиться переворачиваться, это позволит мне легче справляться с трудностями.
Развитие мышления:
Дайте мне погремушку:
Продолжайте класть в мою руку погремушку с тонкой ручкой. При этом осторожно потряхивайте. Понаблюдайте, подниму ли я руку, чтобы посмотреть, откуда доносится шум.
Наблюдение за мячиком:
Положите меня на пол вниз животиком. На расстоянии 70-ти сантиметров от моего лица покатайте из стороны в сторону яркий мячик. 'После небольшой тренировки я научусь координировать движения глаз и рук и буду пытаться приблизиться к мячу.
Поиски колокольчика:
Позвоните колокольчиком, так чтобы я смог его заметить. Затем уберите колокольчик из моего поля зрения и снова позвоните. Понаблюдайте, стану ли я искать его глазами. Попробуйте так же поиграть с погремушкой или игрушкой, которая может пищать.
Игра с пляжным мячом:
Надуйте большой пластмассовый мяч и привяжите к нему верёвочку. Положите меня на спину и подержите надо мной мяч. Интересно, удастся ли мне достать его ножкой?
Карусель:
Привяжите к яркому пластмассовому кольцу тесёмку и медленно повращайте им в одном направлении вокруг меня. Через некоторое время я, ожидая появления кольца, буду искать его глазами.
Повседневные дела:
Время кормления:
Ласковые прикосновения: Мне необходимо, чтобы меня держали на руках и крепко обнимали, когда я ем. Поэтому Вам неудобно придерживать рожок. Во время кормления оставляйте мои руки свободными, чтобы я мог ощупывать и исследовать то, из чего ем. Пусть я ощупываю Ваше лицо, глаза, нос, рот и волосы.
Время купания:
Пусть купание станет частью Ваших ежедневных забот обо мне. Как правило, распорядок бывает следующим: купание, массаж, одевание, кормление и пение перед тем, как положить меня спать. Постарайтесь делать необходимые дела в том порядке, который был бы удобным и для Вас и для меня.
Песни в ванной: Во время купания помогайте мне лучше узнавать себя. Пока вы моете меня, спойте песенку о разных частях моего тела. Попробуйте напеть на какой-нибудь веселый мотив эти слова или придумайте свои. Голова и плечи, колени и пальцы, Колени и пальцы, колени и пальцы. Голова и плечи, колени и пальцы, Глазки и ушки, рот и нос.
Игра с мячом: Положите несколько цветных мячиков в мою детскую ванночку. Когда я начну внимательно их рассматривать и тянуться к ним руками, я узнаю, как выглядят плавающие предметы и каковы они на ощупь, когда мокрые и скользкие.
Купаемся вместе: Для того чтобы сделать перерыв и приятно отдохнуть, примите тёплую ванну вместе со мной. Придерживая меня за спину, покачайте меня взад и вперед. Мне понравятся новые ощущения. Обязательно попросите кого-нибудь из родных помочь мне вылезти из ванной. Будучи мокрым, я могу легко выскользнуть из рук.
Время одевания:
Голыш:
Время от времени позволяйте мне побыть голышом. Положите меня на клеёнку или на другую моющуюся поверхность во избежание всяких неожиданностей. Без одежды я лучше ощущаю своё тело. В это время хорошо сделать мне лёгкий массаж. Упражнения после ванны: Одевая меня, попробуйте сделать несколько упражнений. При этом пойте мне какую-нибудь песенку.
Как разговаривают животные:
Изобразите мне шёпотом, как "говорят" разные животные: как мычит корова, лает собака, мяукает кошка, пищит мышка и т. д. Я начну прислушиваться к этим необычным звукам, улыбнусь и, может быть, даже расхохочусь.
Время отдыха:
Мыльные пузыри:
Покажите мне мыльные пузыри. Используйте для этого специальную жидкость и соломинку. Я с удовольствием буду наблюдать за тем, как они медленно парят в воздухе.
Телефонный разговор:
Во время телефонного разговора возьмите меня на руки и смотрите на меня. Мне понравится смотреть на Вас и слушать ~ я даже подумаю, что Вы говорите со мной!
"Тик-так" тикают часы:
Поставьте часы рядом со мной, и пусть я услышу их тиканье. Это познакомит меня с чувством ритма и, может быть, поможет уснуть.
Спасибо тебе, тётя Мэрилин Сигал, за добрую книгу "Ребёнок играет: от рождения до года" (http://www.kid.ru/rebenok/kniga1.php )! Мои папа и мама её прочитали!