Василий Гавриленко
Пионерка хочет уступить дедушке место в трамвае, но мать не даёт это сделать

П. Д. Костюков "В трамвае", 1954 г.

Выдающийся советский художник Петр Костюков - представитель реалистической школы живописи. Сюжеты для своих картин он черпал из жизни.
Путь Костюкова к признанию был долог и тернист. В юности он поступил в Краснодарское художественное училище, но закончить учебу смог только через 7 лет, после окончания Великой Отечественной войны. В войну Костюков был простым рядовым, получил ранение, был награжден медалью "За отвагу".
После того, как Костюков закончил училище, он устроился в газету "Советская Кубань" на должность художника-ретушера. Однако, его мечтой всегда была живопись.
В 1954 году Костюков представил на суд общественности свою картину "В трамвае", написанную на злободневную тему.
Сюжет очень простой. Вагон трамвая. Солнечный день. По вагону идет сухонький дедушка в очках. У него в руках палочка, большой чемодан и пальто, перекинутое через локоть.
Дедушка смотрит на сидящую впереди пионерку. Это девочка лет 10-11. На ней - стандартная советская школьная форма, красный галстук. Пионерка смотрит на дедушку и привстает, чтобы уступить ему место.
Напротив девочки сидит полная женщина в желтом платье, модных туфлях. Очевидно, это мать девочки. На коленях у женщины - модная и дорогая сумочка, которую она придерживает одной рукой. Другую руку она положила на плечо привставшей девочки. Мать сдерживает благородный порыв пионерки, не позволяя ей встать и уступить место. "Сиди, сиди", - как бы говорит она.
Обратите внимание на лицо женщины. Как мастерски удалось художнику передать ее надменность, брезгливость к старичку! Вот так вот выглядит настоящая "Яжемать". Оказывается, в СССР тоже были таковые. За спиной надменной женщины стоит пассажирка в синем платье. Она смотрит на надменную особу с откровенным неприятием.
Казалось бы, картина очень простая. Банальная сценка, которую хотя бы раз в жизни наблюдал каждый (а многие были ее непосредственными участниками в той или иной роли).
Но за простотой скрывается глубокий смысл. Мы видим на картине столкновение двух миров - старого и нового. Новый олицетворяет пионерка. Это мир свежести, молодости, обновления, готовности прийти на помощь ближнему. Сегодня эта девочка уступает место старичку в трамвае, а завтра в составе комсомольской дружины она поедет строить БАМ.
Мир старый, закостенелый олицетворяет женщина в желтом платье. Она - типичная мещанка, потребительница, для нее главное в этой жизни - это собственное удобство.
Авторский канал историка и писателя Василия Гавриленко (Грустя)
P.S. Есть другой вариант, объясняющий происходящее на картине.
Вскоре после смерти Сталина (1953 год) стали возвращаться домой жертвы ГУЛАГа. Такие "зеки" стали привычным зрелищем в поездах и на улицах городов всего Советского Союза. Возможно, на полотне изображён амнистированный политзаключенный. В руках у старика на картине чемодан и плащ, это скорее все его вещи. Мама девочки относится к мужчине как "врагу народа". Поэтому у нее такое презрение на лице. Тогда многие боялись сделать что-то доброе для людей, которые возвращались из лагерей.
Но к такой истории много вопросов: как женщина узнала, что он политзаключенный? Почему женщина за спиной осуждает женщину, а не поддерживает её? Одежда мужчины выглядит опрятной и вполне хорошей, что не стыкуется с его положением.
Вопросы? Вопросы? Вопросы?
dzen.ru
