В 1960 году на советские экраны вышел фильм "Простая история" (режиссёр - Юрий Егоров) с обожаемыми актёрами Нонной Мордюковой, Михаилом Ульяновым и Василием Шукшиным. Зрители, выходя из кинотеатра, напевали прозвучавшую там песню "На тот большак, на перекрёсток...". В фильме её исполнила солистка Большого театра Валентина Левко
Пропела эту песню и другая певица. На долгие годы, благодаря композитору Марку Фрадкину, "ПЕСНЯ О ЛЮБВИ" стала "визитной карточкой" Клавдии Шульженко. Ещё в 1962 году на Ленинградском телевидении был снят фильм-концерт "Песни о любви", где в самом начале Клавдия Ивановна исполнила именно эту песню. Позже, в 1969 году, "Песня о любви" была выпущена на диске Шульженко.
Спустя несколько десятков лет эту песню перепела Алла Пугачёва, придав ей блюзовое звучание и "вторую молодость". "При этом она нисколько не копировала певицу, которую называли "королевой советской эстрады". В "Большаке", прочитанном заново, у Пугачёвой эмоциональный градус на порядок выше прежнего. Не случайно же Алла дописала за Фрадкина вокализ - крик души одинокой женщины. Если у Шульженко главным оставался вопрос со вздохом "но как на свете без любви прожить?", то у Пугачёвой уже в самом вопросе звучал её ответ, делавшийся главным, - без любви её героине нет жизни" (Из книги Глеба Скороходова "Алла и Рождество"). Певица исполняла песню на своих сольных концертах в начале 90-х годов, а затем исполнила и в "Рождественских встречах 1993". Кроме того, Алла Пугачёва исполнила эту песню на русском и английском языках в 1997 году в программе "У Лео" на Голландском ТВ, а также включила её в свою сольную программу "Избранное" в 1998 году.
В разные годы, начиная с 60-х, "Песню о любви" пели такие артисты, как: Тамара Синявская, Леонид Серебренников, Анна Литвиненко, Надежда Кадышева и ансамбль "Золотое кольцо", Надежда Бабкина (сольно и в дуэте с Сергеем Мазаевым), Элина Быстрицкая и многие другие. Говорят, что у автора стихов Николая Доризо сохранилась запись, где её исполнял Владимир Высоцкий.
В 1971 году ВИА "Ялла" успешно выступил с песней "На тот большак" на региональном отборочном туре всесоюзного конкурса "Алло, мы ищем таланты!" в Свердловске и попал в финал конкурса в Москве, где участники ансамбля стали дипломантами этого престижного для начинающих исполнителей конкурса.
В 1982 году Людмила Гурченко включила эту песню в свою программу-ревю "Любимые песни", в которой она исполняла очень популярные в СССР произведения периода 30-60-х годов. В 1983 на фирме "Мелодия" вышла пластинка "Любимые песни. Людмила Гурченко", на которой была записана и "Песня о любви".
В 1994 году в одном из сборных концертов Первого канала песню из к/ф "Простая история" исполнила сама Нонна Мордюкова, а в ночь с 1994 на 1995 эта песня прозвучала в новогодней программе телеканала НТВ в исполнении Андрея Макаревича и группы "Машина времени".
В 2014 году Ирина Шведова включила "На тот большак" в свой альбом "Синий платочек", посвящённый песням из репертуара Клавдии Шульженко.
"Жить без любви, наверно, просто, но как на свете без любви прожить" - песня Марка Фрадкина на стихи Николая Доризо стала по-настоящему народной. "Большаком" в старину называли широкую, наезженную дорогу (в отличие от просёлочной). Вот такой же широкой и длинной сложилась судьба у этой песни, появившейся много лет назад.

Песня. Этот самый востребованный вид вокальной музыки возник в такие древние времена, что сегодня даже приблизительно дату его зарождения установить невозможно. Содержание песен, какими бы они не были: авторскими или народными, может быть самым различным, однако очень часто данную форму вокала величают подлинной исповедью человеческой души, а потому наиболее популярными в этом жанре являются композиции о любви. Впрочем, и эта тематика весьма многообразна, ведь любовные истории бывают не только счастливыми. Вместе с тем совсем без любви человек жить не может и об этом повествуется в «Песне о любви», которая начинается словами «На тот большак, на перекрёсток».
Сегодня можно с уверенностью сказать, что история знаменитой композиции «На тот большак, на перекрёсток», началась с того момента, как сценаристу Будимиру Метальникову от киностудии им. М. Горького заказали написать сюжетную основу для фильма на колхозную тематику, но обязательно с жизнеутверждающим настроем. Увлечённо взявшись за работу, Будимир Алексеевич на одном дыхании сочинил незамысловатое повествование, в котором главной героиней являлась молодая солдатская вдова Саша Потапова, живущая в небогатом колхозе. На коллективном собрании бойкая женщина была выбрана председателем сельскохозяйственной артели и несмотря на различные трудности сумела наладить работу в хозяйстве, до того пришедшем в полный упадок.

Будимир Метальников
Одновременно с тем, как Метальникову дали задание написать сценарий к фильму, получившему впоследствии название «Простая история», снять эту киноленту пригласили режиссёра Татьяну Лиознову. Однако даже не успев приступить к подбору съёмочной группы, ввиду непредвиденных обстоятельств, она от данного предложения отказалась. Тогда администрации киностудии пришлось срочно подыскивать другого художественного руководителя киноленты. Им оказался Юрий Егоров, творчество которого было особо отмечено в таком замечательном фильме, как «Добровольцы».

Кинорежиссер Юрий Егоров с оператором
Вновь приглашённый режиссёр сразу активно приступил к исполнению своих обязанностей, то есть к подбору актёров на главные роли и коллектива съёмочной группы. Необходимо заметить, что с этим у Егорова особых проблем не было, так как многих из них Юрий Павлович уже привлекал в работе над предыдущими своими фильмами. Например, он твёрдо знал, что музыкальное оформление фильма доверит только композитору Марку Фрадкину. При этом Юрий Павлович перед музыкантом сразу поставил задачу: кинолента должна быть украшена душевной песней о любви, так как эта тематика красной нитью проходит по всему сюжету.
Поначалу познакомившись со сценарием, а затем и с главной героиней, роль которой исполняла Нона Мордюкова, Марк Григорьевич явно не остался равнодушным, а потому у него в голове сразу возник чувственный мотив, впоследствии положенный в основу душевной песни.

Нонна Мордюкова
Кто будет сочинять поэтический текст к его музыке, Фрадкин для себя определил сразу. Три года назад на экраны советских кинотеатров вышел фильм «Дело было в Пенькове». Он сразу завоевал признание зрителей, но главное в киноленте прозвучала замечательная песня, начинающаяся словами «Огней так много золотых». Содержание этой композиции полностью отражало сюжет фильма, но помимо этого она сразу ушла в народ, и женская половина советской страны с удовольствием стала распевать о том, что любит женатого. Стихи к такой жизненной песне сочинил поэт Николай Доризо, вот и сейчас он должен очень постараться, чтобы получилось нечто подобное.

Марк Фрадкин

Николай Доризо
Когда к Доризо обратились с данной просьбой, он был весьма польщён, а потому режиссёра и композитора стал донимать расспросами. Поскольку любовь бывает счастливой, несчастной, безответной, а также с первого взгляда, поэт хотел знать о какой именно он должен сочинить текст. Как ответ на все вопросы поэта, Егоров стал подробно пересказывать ему сюжет фильма. Сопровождая некоторые сцены детальным разбором, режиссёр непроизвольно произнёс фразу: «А как жить без любви?». Именно за эти слова мёртвой хваткой зацепился Доризо и, немного их изменив, сочинил проникновенный поэтический текст, который идеально лёг на мелодию Фрадкина. Спеть композицию попросили обладательницу красивого контральто, в то время солистку Московского академического музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко Валентину Левко. Её академическая манера исполнения органично вписалась в киноленту, премьера которой состоялась в самом начале 1960 года.

Валентина Левко
Любовь – это сильное и глубокое, светлое и прекрасное чувство, являющееся великим божьим даром. Любовь – это каскад положительных эмоций, духовно обогащающий и тем самым вызывающий вдохновение на созидание. То есть любовь - такое удивительное состояние души, которым должен быть вознаграждён каждый человек. Впрочем, в любви частенько бывает не всё гладко. Порой любовь приносит много неприятностей, например, любимый человек может обидеть или обмануть, и вот тогда любовь ранит душу и сердце. Вот об этом размышляет героиня, от лица которой идёт повествование в песне «На тот большак». Не всегда любовь приносит радость и счастье, но жить без неё человек не может и не должен.

Композиция, сочинённая автором в минорной тональности и четырёхдольном размере, включает в себя четыре куплета. Извилистая мелодия начинается с красноречивого хода: малая терция и скачок на кварту с остановкой на шестой ступени. Далее музыкальный материал продолжает рельефно развиваться и это придаёт композиции особую выразительность и задушевность.
Эта пронзительная композиция, созданная много лет назад и известная по начальной фразе «На тот большак, на перекрёсток», с момента её появления и по настоящее время пользуется огромной народной любовью. Поэтические строчки этой песни основательно укоренились в памяти нескольких поколений, а потому сегодня она причисляется к главным песням нашей страны.
soundtimes.ru
Левко Валентина Николаевна – певица, меццо-сопрано, контральто
О карьере артистки Большого театра мечтают практически все выпускницы вокального факультета Московской консерватории. В жизни Валентины Левко всё получилось наоборот: диплом певицы она получила уже будучи солисткой Большого

Источник изображения: centerlevko.ru
Валентина Николаевна Левко (Суркова) родилась 13 августа 1926 года в Москве в семье Николая Николаевича Суркова (1904-1975) и Варвары Ивановны Жедринской (1907-1997). Отец был инженером-металлургом, мать вела домашнее хозяйство.
С детства Валентина Левко занималась на скрипке, в 1943 году окончила музыкальное училище, в послевоенные годы – класс альта в Гнесинском институте (ныне Академии). И хотя параллельно она брала уроки вокала, но на работу в Музыкальный театр Станиславского поступила как альтистка. Именно здесь Валентина Левко дебютирует в первой оперной партии – в 1957 году она споет Элен Безухову в опере «Война и мир» Прокофьева. Вскоре Левко вводят в оперу «Дуэнья», в оперетту «Цыганский барон» (Чипра). Молодую певицу замечает Сергей Лемешев и приглашает ее в труппу главного театра страны. В Большом театре Валентина Левко проработает более двух десятилетий, вместе с труппой выезжает на гастроли в Европу, будет гастролировать по миру и сама.
В театре у Левко не так много партий – около двадцати. Почти все – в русских операх: Левко поет Марфу в «Хованщине», Любашу в «Царской невесте», Кончаковну в «Князе Игоре», Ваню и Ратмира в операх Глинки, Княгиню в «Русалке» Даргомыжского. Русские романсы составляют и основу ее концертных программ, однако камерный репертуар певицы гораздо шире.
В сольных вечерах, которые часто, порой по нескольку раз в сезон, проходят на сценах Ленинградской филармонии с 1962 года, Левко исполняет песни Шуберта, Брамса, Сен-Санса, Брамса, Массне, де Фальи, Гранадоса и Вила-Лобоса. Нередко она поет арии из кантат и ораторий Баха, Генделя, Пёрселла, Перголези, участвует в программах старинной музыки ансамбля солистов Московской филармонии и Ленинградского Камерного оркестра. В афишах ее концертов появляются и арии из зарубежных опер, в частности, знаменитая Хабанера, хотя Кармен на театральной сцене Валентина Левко никогда не пела. Из современников Левко исполняет Кабалевского, Свиридова, сотрудничает с Михаилом Чулаки (в то время директором ГАБТа): его сочинения поет в Большом зале с оркестром и «под рояль» в ансамбле с автором.
С филармоническими оркестрами певица солирует в Третьей симфонии Малера (АСО, дирижировал Юрий Темирканов), Реквиеме Моцарта (ЗКР, с Марисом Янсонсом), кантате «Александр Невский» Прокофьева (АСО и Виталий Катаев), Девятой симфонии Бетховена (ЗКР, с Юрием Симоновым).
Последний сольный концерт Валентины Левко в Большом зале Ленинградской филармонии прошел в 1980 году. В театре она служила еще два сезона, оставив в репертуаре возрастные партии Бабуленьки из «Игрока» Прокофьева и Графини из «Пиковой дамы», которую, впрочем, пела с юности, еще в 1964-м пленив именно этой партией публику миланского Ла Скала.

Источник изображения: centerlevko.ru
Уйдя со сцены, Валентина Павловна продолжила работать в Институте им. Гнесиных, где когда-то училась на струнном отделении, а с 1974 года вела класс сольного пения. Об оперных ролях и гастрольных поездках, о партнерах по труппе и других музыкантах, с которыми доводилось встречаться, Валентина Левко написала книгу «Моя судьба в Большом театре», изданную в 2000 году (Владимир: «Фолиант»).
Была замужем за летчиком, участником Великой Отечественной войны Владимиром Иосифовичем Левко (1922-1991). Дочь - Любовь Левко (род. 1951) - директор Центра вокального искусства Валентины Левко. В 2007 и 2008 годах в Москве проходил Всероссийский открытый конкурс вокалистов Валентины Левко. Жизни и карьере певицы посвящен фотоальбом "Валентина Левко" (2003, составитель Михаил Агин).
Скончалась 14 августа 2018 года в Москве после продолжительной тяжёлой болезни на 92 году жизни. Похоронена на Троекуровском кладбище рядом с мужем.
О. Р.
Левко Владимир Иосифович - лётчик-истребитель Великой Отечественной войны, после войны — лётчик-испытатель

Родился в 1922 году. Лётчик - истребитель.
С декабря 1942 года сержант В. И. Левко на фронтах Великой Отечественной войны. По март 1943 года служил в составе 10-го ИАП; затем, по май 1945 года, в 67-м Гвардейском ИАП. Летал на "Киттихауках" и "Аэрокобрах".
К концу войны Гвардии старший лейтенант В. И. Левко выполнил 166 успешных боевых вылетов. Проведя 28 воздушных боёв, лично сбил 16 самолётов противника.
За боевые заслуги награждён орденами Ленина, Красного Знамени (трижды), Отечественной войны 1-й и 2-й степени, Красной Звезды (четырежды), медалями.
Владимир Левко - один из лучших пилотов прославленного 67-го Гвардейского истребительного авиационного полка. Особенно отличился в августе 1943 года, записав на свой боевой счёт сразу 7 самолётов противника.
В один из дней, возвращаясь с задания, наши лётчики на подходе к Курску встретили 18 вражеских бомбардировщиков под прикрытием истребителей. Вступили в бой, применив новый способ борьбы с "Юнкерсами". Наши были выше фашистов. Чтобы легче удерживать самолёт на пикировании, ведущий группы подал команду - "Выкрутить триммеры". Истребители, как на полигоне, пара за парой почти отвесно понеслись вниз. Маневр этот поставил в очень затруднительное положение стрелков вражеских бомбардировщиков. Стрелять приходилось чуть ли не вертикально вверх. А это представляет определённые трудности. В то же время неподвижные огневые точки, расположенные вдоль оси бомбардировщиков, при этом молчали.
Немцы надеялись подловить наших лётчиков на выходе из атаки, но этого не произошло. "Аэрокобры" на огромной скорости пронзили строй бомбардировщиков сверху. После атаки группы лейтенанта В. И. Левко, 2 "Юнкерса" загорелись и рухнули в лес. Однако остальные продолжали лететь, сохраняя строй. Тогда В. С. Елисеев обрушил весь огонь на флагмана и поджёг его. Остальные фашисты дрогнули и бросились в разные стороны, накрывая бомбами свои войска.

Вражеских истребителей связали боем лётчики группы А. Б. Панова, и им было не до "Юнкерсов". Иван Колабин сбил в этой схватке на встречных FW-190. Вскоре немцы ушли на свой аэродром без 3 бомбардировщиков и 1 истребителя.
Правда, были и у нас потери. Подбили и машину Панова. Сам он перетянул линию фронта, посадил самолёт на фюзеляж и по радио продолжал руководить боем.
Из материалов прессы военных лет:

Левко Владимир Иосифович – прошел всю войну и встретил Победу в Вене. После окончания войны продолжил военную службу в качестве летчика-испытателя на военном аэродроме Чкаловский, где в конце 50-х готовился полет в космос Ю.А. Гагарина. За испытание новых моделей истребителей, полеты на максимально больших высотах был награжден орденом Ленина и другими правительственными наградами, в запас вышел в звании Гвардии полковника.

Валентина и Владимир Левко
Муж Валентины Николаевны Левко — советская и российская оперная и камерная певица, контральто, меццо-сопрано, педагог, профессор, солистка Большого театра СССР. Народная артистка РСФСР (1969).
Владимир Левко умер 26 декабря 1991 года.
airaces.narod.ru
