Пабло Пикассо (полное имя – Па́бло Дие́го Хосе́ Франси́ско де Па́ула Хуа́н Непомусе́но Мари́я де лос Реме́диос Сиприа́но де ла Санти́сима Тринида́д Ма́ртир Патри́сио Руи́с и Пика́ссо) – испанский художник , скульптор, график, театральный художник, керамист и дизайнер.
Пабло Пикассо своими необычными работами вначале просто поражал публику, а потом оказал огромное влияние на весь художественный мир XX века. Он стал основоположником кубизма, изображая человека как ряд совмещенных плоскостей.
[показать]
Пабло Руис Пикассо родился 25 октября 1881 года в Малаге, Испании. Пабло был сыном учителя рисования Хосе Руиса, краски и кисти сопровождали его с детства. Первое слово Пикассо было "Пиз" - которые является сокращением от "La piz", что означает карандаш, на испанском языке.
Пабло очень рано стал делать четкие карандашные эскизы. Жизнь на юге Испании, в пестрой древней Малаге, где бои с быками собирали почти всех жителей города, яркие краски природы наложили на его творчество свой отпечаток.
Свою первую картину маслом на дереве «Пикадор» Пикассо написал в 8 лет, посвятив ее бою быков. Он никогда с ней не расставался – она была его талисманом. Да и вообще, если какая-то вещь ему нравилась, он становился ее рабом, например, свои любимые рубашки изнашивал до дыр. Это был черноглазый, коренастый, по-южному импульсивный мальчик, чрезмерно честолюбивый и очень суеверный.
Отец Пикассо, Хосе Руиса бласко, был страстным любителем птиц. Он держал голубятню и специализировался на реалистичном изображении голубей.
Голуби на рисунке отца Пикассо, художника Хосе Руиса Бласко
Когда Пабло научился держать в руках кисть, отец позволял ему дорисовывать птичьи лапки.
Пабло Пикассо . Бой быков и голуби.1890 г.
Пабло Пикассо. Голуби. 1890 г.
Рассказывают, однажды отец попросил 12-летнего сына дописать картину с голубями. Пикассо так увлекся, что создал собственную картину. Когда отец увидел ее, то замер в удивлении. Он долго не мог прийти в себя, а потом отдал сыну палитру, краски и уже больше не брался за них, оставив живопись. Его картина «ребенок с голубем», написанная им в 1901 году, скорее всего, вызвана переживаниями из детства, и в какой-то мере, мы можем представить, что ребенок на картине – это маленький Пабло.
Ребенок с голубем, 1901. Голубой период. 73х54 см. Холст, масло. Частная коллекция
В дальнейшем, Пикассо напишет не одну картину, где цетральное место будет занимать именно голубь. В период сюрреализма голуби тоже появлялись на его картинах.
Женщина с голубями, 1930. Период сюрреализма (1925-1937). Центр Помпиду, Париж
Когда семья в 1894 году переехала в Барселону, Пабло поступил в школу изящных искусств. Свои работы начал подписывать фамилией матери – Пикассо. В 1897 году в Мадриде он выдержал конкурс в академию Сан-Фернандо. Вот тогда юноша и почувствовал себя настоящим художником.
"Автопортрет". 1896 г
Многое в живописи давалось ему легко, рисовал он быстро. Общаясь со своими коллегами, молодыми художниками, и сравнивая свои картины с чужими, он видел, что его творчество ярче, колоритнее, интереснее. Так постепенно к нему пришло осознание своей исключительности. Но он понимал, что путь художника к вершине славы труден и долог. Тут ему пригодилось честолюбие, желание, во что бы то ни стало завоевать Олимп. Он подчинил свою жизнь одной идее, проявил самоотверженность, самодисциплину, берясь за любую работу, позволявшую ему свободно творить.
Картина испанского художника Пабло Пикассо «Автопортрет» 1900 г
В 1900 году Пикассо вместе с другом отправился в Париж – там собирались талантливые художники, рождались новые веяния в искусстве, там творили импрессионисты. Перед отъездом Пикассо написал автопортрет. Вверху картины он подписал черной краской: «Я король!» Однако в столице Франции «королю» пришлось непросто. Денег не было. В одну зиму, чтобы не замерзнуть, он топил камин из камня своими собственными работами. Там он усердно работал и изучал французский язык. Через год он уже выставил свои работы в галерее известного коллекционера Воллара.
Пабло Пикассо.Гладильщица.1904г Якобы в этой работе замаскированный автопортрет Пикассо!
В это время на него большое впечатление произвело самоубийство друга. Невольно в его творчестве обозначился голубой период, когда он писал мрачные картины, героями которых были нищие, слепые, алкоголики, проститутки «Любительница абсента », «Нищий с мальчиком». К "голубому" (1901-1904)периоду относят работы, созданные в промежутке между 1901 и 1904 гг. Серо-голубые и сине-зеленые глубокие холодные цвета, цвета печали и уныния, постоянно присутствуют в них. Пикассо называл голубой "цветом всех цветов".
Удлиненные фигуры на его картинах напоминали манеру испанца Эль Греко . Но со временем голубой период сменился розовым – так появилась его знаменитая «Девочка на шаре». Розовый период" (1904 - 1906) характеризуется более жизнерадостными тонами - охристыми и розовыми, а также устойчивыми темами изображений - арлекинами, бродячими актерами, акробатами. Очарованный комедиантами, ставшими моделями его картин, он часто посещал цирк Медрано; в это время арлекин - любимый персонаж Пикассо.
С 1904 года Пикассо поселился на Монмартре, где работал над картиной «Семья акробата с обезьяной». В 1907 году он познакомился с художником Жоржем Браком. Вскоре они вместе ушли от натурализма, изобретя новую форму живописи – кубизм.
"Африканский" период (1907 - 1909) В 1907 году появилась знаменитые "Авиньонские девицы". Над ними художник работал больше года - долго и тщательно, как не работал до этого над другими своими картинами. Первая реакция публики - шок. Матисс был в бешенстве. Даже большинство друзей не приняли эту работу. "Такое ощущение, что ты хотел накормить нас паклей или напоить бензином", - говорил художник Жорж Брак, новый друг Пикассо. Скандальная картина, название которой дал поэт А. Сальмон, была первым шагом живописи на пути к кубизму, а многие искусствоведы считают ее отправной точкой современного искусства. Королева Изабелла.1908г.кубизм
Угловатые объемы, геометрические фигуры, фрагменты натюрмортов и лиц, в которых с трудом угадывается что- то человеческое, заполняют его полотна («Портрет Фернанда Оливье», «Фабрика Хорта де Эбро»).
Он был потрясающим мужчиной: маленького роста — всего 158 сантиметров, — с тем самым, притягательным обаянием, которое сейчас называют харизмой. Особая аура Пикассо была окрашена его взрывным, испанским темпераментом и гениальностью. Такое сочетание, которому женщины не могли сопротивляться. И еще глаза.... Жгучие. Женщины всегда обожали Пикассо. А вот сам художник цинично говорил: «Для меня существует лишь два типа женщин — богини и тряпки для вытирания ног». Причем всех своих богинь Пикассо быстро превращал в тряпки.
Автопортреты разных лет
Любовь его, однако, была безжалостной и даже с садистским оттенком. Поэтому многие женщины Пикассо либо кончали с собой, либо сходили с ума. Повесилась Мария-Тереза Уолтер, ушла в монастырь, а затем застрелилась Жаклин Рок, помешалась Ольга Хохлова. Проанализировав почерк испанца, Поль Элюар сделал вывод: «Любит страстно, но его любовь убивает». А когда одна из последних любовниц гения Женевьев Лапорт рассталась с Пикассо, Жан Кокто сказал ей: «Вы вовремя приняли это решение, может быть, это спасло вам жизнь».
Пабло Пикассо и Фернанда Оливье на Монмартре с собаками. 1904
Они прожили вместе почти десятилетие, и от этого периода осталось большое количество как собственно портретов Фернанды, так и вообще женских образов, написанных с нее. Как считают исследователи, она была моделью и для создания «Авиньонских девиц», одной из главных картин Пикассо, переломной для искусства ХХ века.
«Авиньонские девицы», 1907
Но было время, когда они жили врозь (лето и осень 1907 года). Это лето оставило о себе дурные воспоминания. И у него, и у нее были романы с другими. Но самым плохим было то, что он жил с женщиной, которая вовсе не понимала кубизма, он ей не нравился. Возможно, Пикассо переживал органическую депрессию; позже, когда он вернулся в Париж, на него обрушилось желудочное недомогание. Его предъязвенное состояние. Впредь взаимоотношения кисти и холста не пройдут художнику даром — кубизм как комплекс был так же прост, как игра в шахматы в трех измерениях. И они расстались — Пикассо и Фернанда.
После Первой мировой войны кубизм из работ Пикассо постепенно начал исчезать. Весной 1917 года поэт Жан Кокто, сотрудничавший с Сергеем Дягилевым, предложил Пикассо сделать эскизы костюмов и декорации к будущему балету. Художник отправился работать в Рим, где влюбился в одну из танцовщиц Дягилевской труппы - Ольгу Хохлову. Дягилев заметив интерес Пикассо к балерине , счел своим долгом предупредить горячего испанского повесу о том, что русские девушки непростые – на них надобно жениться...
Они поженились в 1918 году.Венчание состоялось в Париже православном соборе Александра Невского, среди гостей и свидетелей были Дягилев, Аполлинер, Кокто, Гертруда Стайн, Матисс. Пикассо был убежден, что женится на всю жизнь, и поэтому в его брачный контракт вошла статья о том, что их имущество – общее.
В случае развода это подразумевало его раздел поровну, включая все картины. А в 1921-м у них родился сын. Свежеиспеченному отцу в тот момент исполнилось сорок, мальчика в его честь назвали Пауло, Полем — на французский манер. Пикассо еще писал свои кубистические натюрморты, но уже приобщился к графике, создал циклы картин к «Метаморфозам» Овидия, «Лисистрате» Аристофана.
Пабло Пикассо, Ольга, Пауло. Антибы, 1924 год.
Однако жизнь супружеской пары не сложилась... Ольга транжирила деньги мужа, а тот отчаянно злился. И еще важнейшей причиной разногласий была роль, навязанная Ольгой Пикассо. Она хотела видеть его салонным портретистом, коммерческим художником, крутящимся в высшем свете и получающим там же заказы. Такая жизнь смертельно наскучила гению. Это тут же отразилось на его картинах: свою жену Пикассо изображал исключительно в виде злой старухи с угрожающими длинными острыми зубами. Но это была единственная официальная жена Пабло - они не были разведены.
Пикассо так видел свою жену всю последующую жизнь. В 1927 году, когда Пикассо было 46 лет, он сбежал от Ольги к 17-летней Марии-Терезе Вальтер.
Время любви к Марии-Терезе Вальтер было особенным — и в жизни, и в творчестве. Работы этого периода резко отличались от прежде созданных картин как по стилю, так и по колориту. Период Марии-Терезы Вальтер, особенно до рождения дочери, является вершиной его творчества.
«Женщина в красном кресле», 1939
В 1935 году Ольга узнала от друга об этом романе мужа, а также о том, что Мария-Тереза беременна. Взяв с собой Пауло, она немедленно уехала на юг Франции и подала на развод. Пикассо отказался делить имущество поровну, как того требовали французские законы, и поэтому Ольга оставалась его законной женой до самой смерти. Она умерла от рака в 1955 году в Каннах. Пикассо не поехал на похороны. Он просто вздохнул с облегчением.
Бюст девушки (Мария Тереза Вальтер). 1927 год
Во время гражданской войны в Испании Пикассо, противник Франко, поддерживая республиканцев, написал в 1937 году серию акватинт «Мечты и ложь генерала Франко». После бомбардировки немецкой и итальянской авиацией городка басков Герника, после гибели людей и разрушений Пикассо создал художественный памятник этой трагедии. На громадном полотне в типичной для него экспрессивной манере он воплотил все – горе, страдание людей, животных, разрушенные здания. Этой картиной он отразил свой страх перед неведомой силой, предупреждая всех, что гражданская война в Испании может перекинуться в Европу.
Однажды гестапо устроило обыск в доме Пикассо. Нацистский офицер, увидев на столе фотографию "Герники", спросил: "Это вы сделали?". "Нет" - ответил художник - "это сделали вы".
После рождения ребенка он охладевает к Марии и заводит себе еще одну любовницу — 29-летнюю художницу Дору Маар. Однажды Дора и Мария-Тереза случайно встретились в студии Пикассо, когда он работал над знаменитой «Герникой». Разгневанные женщины потребовали, чтобы он выбрал одну из них. Пабло ответил, что они должны за него бороться. И дамы набросились друг на друга с кулаками. Потом художник говорил, что драка двух его любовниц стала самым ярким событием в его жизни. Мария-Тереза вскоре повесилась. Для страстной Доры разрыв с Пикассо стал катастрофой. Дора попала в парижскую психиатрическую лечебницу Святой Анны, где ее лечили электрошоком. Вызволил ее оттуда и вывел из кризиса давний приятель, известный психоаналитик Жак Лакан. После этого Дора абсолютно замкнулась в себе, став для многих символом женщины, жизнь которой разбита любовью к жестокому гению Пикассо. Уединившись в своей квартире неподалеку от улицы Гран-Огюстен, она погрузилась в мистицизм и астрологию.
«Плачущая женщина», 1937
Пережив на четверть века того, кто, по словам Андре Бретона, был «безумной любовью» ее жизни, Дора Маар скончалась в июле 1997 года в 90-летнем возрасте в одиночестве и в бедности. А примерно через год ее портрет «Плачущая женщина» был продан на аукционе за 37 миллионов франков.
В годы немецкой оккупации он оставался в Париже и не прекращал своей работы, писал портреты, натюрморты, в которых отражал трагизм и безысходность жизни в условиях фашистского режима. Он ненавидел воину, ненавидел Гитлера и в 1944 году стал членом Французской коммунистической партии. В 1949 году Пикассо рисует своего знаменитого "Голубя мира" на плакате Всемирного конгресса сторонников мира в Париже.
Но это было чисто внешнее приобщение к идеалам Маркса: он не писал идеологические картины, не подчинялся законам и уставам партии. Написанный им «Голубь мира» с веточкой в клюве стал символом освобождения от фашизма.
Пикассо рисует голубя на стене своего дома в Мужене. Август 1955.
В жизни любого разрушителя сердец и судеб рано или поздно встречается женщина, сломить и подчинить которую не удается. Именно такая сильная и самодостаточная женщина встретилась Пабло Пикассо в 1943 году. Познакомился он с ней в ресторане и тут же пригласил ее... принять ванну. В оккупированном Париже горячая вода была роскошью, и Пикассо был одним из немногих, кто мог себе ее позволить. С Франсуазой Пикассо учится по-новому радоваться жизни. Не поглощая ее, а будто наблюдая со стороны. Это период спокойного счастья на побережье, наслаждение простыми радостями, такими как искрящееся море и нежно струящийся чистый песок. Именно эти искры счастья видим мы в «Радости жизни» — самой яркой картине периода с именем «Франсуаза».
Франсуаза Жильо и Пикассо.
Эта удивительная женщина сумела наполнить Пикассо силами, не растратив при этом свои. Она подарила ему двух детей и сумела доказать, что семейная идиллия — это не утопия, но реальность, существующая для свободных и любящих людей. Дети Франсуазы и Пабло получили фамилию Пикассо и после смерти художника стали обладателями части его состояния.
В отличие от многих возлюбленных мастера Франсуаза Жильо не сошла с ума и не покончила с собой. Узнав о его неверности, она сама ушла от Пикассо, не дав ему возможность пополнить список брошенных и опустошенных женщин. Ее дальнейшая жизнь была богата событиями и счастливыми моментами. Издав книгу «Моя жизнь с Пикассо», Франсуаза Жильо во многом пошла против воли художника, но обрела всемирную известность.
На протяжении последних двух десятилетий жизни Пикассо с ним рядом была Жаклин Рок. Ее преданность, влюбленность и заботливость покорили художника. Такие качества в женщинах всегда были для него ценны, а в последние годы — просто необходимы. На протяжении почти 20 лет Жаклин была чуть ли не единственной его моделью, он написал порядка 400 ее портретов — это все его Жаклин.
«Жаклин с цветами», 1954
Жаклин остается последней и верной женщиной Пикассо и ухаживает за ним, уже больным, ослепшим и плохо слышащим, до самой его смерти. Рок застрелилась в 1986 году, через 13 лет после смерти Пикассо.
Пабло Пикассо со второй женой Жаклин Рок, детьми и внуками
В 1947 году Пикассо увлекся ремеслом и своими руками на фабрике выполнял декоративные тарелки, блюда, кувшины, статуэтки, но вскоре это увлечение ему надоело, и он перешел к портретам.В последние годы Пикассо писал в разных стилях, подражал импрессионистам. Перед смертью он признался, что больше всего ему нравились картины Модильяни.
Один из многих муз Пикассо была такса Лумп .(именно так, на немецкий манер. Lump по-немецки – "каналья"). Собака принадлежала фотографу Дэвиду Дугласу Дункану. Умерла за неделю до Пикассо.
Критики живописи отмечали: «Не все равноценно в его творчестве, но все его произведения очень высоко ценятся».
Пикассо был похоронен в основании замка ,который он купил в 1958 году в Vauvenargues, на юге Франции. Ему был 91 год. Незадолго до смерти отличавшийся пророческим даром художник сказал: «Моя смерть станет кораблекрушением. Когда погибает большое судно, все, что находится вокруг него, затягивается в воронку». Так и произошло. Его внук Паблито просил разрешить ему присутствовать на похоронах, но последняя жена художника Жаклин Рок ответила отказом. В день похорон Паблито выпил флакон с деколораном – обесцвечивающей химической жидкостью. Спасти Паблито не удалось. Его похоронили в той же могиле на кладбище в Канне, где покоится прах Ольги. 6 июня 1975 года от цирроза печени умер 54-летний Поль Пикассо. Его двое детей – Марина и Бернар, последняя жена Пабло Пикассо Жаклин и еще трое внебрачных детей – Майя (дочь Мари-Терез Вальтер), Клод и Палома (дети Франсуазы Жило) – были признаны наследниками художника. Начались долгие баталии за наследство.
Марина Пикассо, унаследовавшая знаменитый особняк деда «Резиденция короля» в Канне, живет там со взрослыми дочерью и сыном и тремя усыновленными детьми-вьетнамцами. Она не делает между ними никакого различия и уже составила завещание, по которому все ее огромное состояние после кончины будет поделено на пять равных частей. Марина создала носящий ее имя фонд, который построил в пригороде Хошимина деревушку из 24 домов для 360 вьетнамских сирот.«Любовь к детям, – подчеркивает Марина, – я унаследовала от бабушки. Ольга была единственным человеком из всего клана Пикассо, кто относился к нам, внукам, с нежностью и вниманием. И свою книгу «Дети, живущие на краю света» я во многом написала для того, чтобы восстановить ее доброе имя.
Источник. Источник Источник