• Авторизация


МУЗА И ВОЗЛЮБЛЕННАЯ. ЛИДИЯ СТАХИЕВНА МИЗИНОВА 05-11-2018 19:08 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Svetlana-k Оригинальное сообщение

Муза и возлюбленная. Лидия Стахиевна Мизинова

 

4397599_461448481 (234x349, 32Kb)

 

Когда они познакомились, ей было девятнадцать, ему – двадцать девять.

Портрет ее описала Татьяна Щепкина-Куперник, ее подруга:

пепельные вьющиеся волосы, чудесные серые глаза, соболиные брови, неуловимое очарование…

 

Лика Мизинова сначала подружилась с Машей, сестрой А. П. Чехова, и та привела ее в их дом.

«Все на нее заглядывались, – вспоминал брат Чехова Михаил.

– Природа, кроме красоты, наградила ее умом и веселым характером.

Она была остроумна, ловко умела отпарировать удары, и с нею было приятно поговорить.

Мы, все братья Чеховы, относились к ней как родные, хотя мне кажется,

что брат Антон интересовался ею и как женщиной».

 

Когда Лика на какое-то время расставалась с этой семьей, к ней летели чеховские письма:

«Золотая, перламутровая и фильдекосовая Лика…

Очаровательная, изумительная, златокудрая…

Блондиночка… Ликиша… Адская красавица… Злодейка души моей…»

 

4397599_d59a272ad2d547c364b3dd179fdc17a8_320 (411x302, 18Kb)

 

Чехов никогда не был донжуаном.

С женщинами держался осторожно, соблюдая известную дистанцию.

Женитьбы явно боялся, а пошлых связей и интрижек,

по природной строгости и чистоплотности, сторонился.

Так – встречи, переписка, компании, шуточные признания, стихи…

«У меня было мало романов», – обмолвился как-то писатель.

 

По отзывам многих, Антон Павлович очень нравился женщинам – рост под метр девяносто,

каштановые густые волосы, карие глаза, приятный баритон.

И талант, талант…

Дамы влюблялись в него, переполненные обожанием.

Он никогда не хвастался успехом, никогда не пользовался им в корыстных целях.

 

4397599_95719784_783782 (410x530, 98Kb)

 

Писатель неоднократно признавался, что характер у него от природы вспыльчивый.

Но он привык сдерживать себя, потому что «распускать себя порядочному человеку не подобает».

Немаловажно и то, что с двадцати четырех лет у Антона Павловича стали проявляться симптомы

серьезной болезни.

Отсюда, наверное, и боязнь женитьбы, и нежелание быть кому-то в тягость,

и как средство самозащиты – неповторимая чеховская ирония.

 

«…жените меня на себе, – призывал Антон Павлович Лику, – и кормите меня на свой счет,

чтобы я мог ничего не делать.

Если же Вы в самом деле умрете, то пусть это сделает Варя Эберлей,

которую я, как Вам известно, люблю».

 

4397599_ufk9aPUytTY (472x366, 32Kb)

 

Варя Эберлей – частая мелиховская гостья.

Она обладала превосходным голосом, в дружеской обстановке неподражаемо исполняла

народные песни, аккомпанируя себе на балалайке.

 

А Лика тем временем не без кокетства принимала ухаживания известного сердцееда Левитана

и описывала свой роман с ним Чехову.

Осень 1891 года, по-видимому, стала кульминацией этого непродолжительного романа.

В это время был написан один из левитановских шедевров – «Омут» и ряд этюдов.

 

4397599_pqaa026_across_the_river_1892 (700x495, 21Kb)

 

«Эти чудесные тверские этюды Левитана, – замечает в своем исследовании Л. Гроссман, –

связаны с его увлечением сероглазой девушкой с пепельными волосами.

 

Летом 1892 года Лидия решается на смелый шаг.

Она готова совершить большое совместное путешествие с Чеховым по Крыму и Кавказу.

Своих родных она предупреждает, что собирается совершить поездку на юг «с одной дамой»,

и заказывает через своего отца – начальника движения – билеты на Кавказ к началу августа,

при этом в разных местах поезда (очевидно, во избежание огласки)».

 

4397599_000053 (309x439, 29Kb)

 

Несомненно одно: конкретной договоренности об этой поездке не было,

и настаивала на ней исключительно Мизинова.

 

В июне, ссылаясь на надвигающуюся эпидемию холеры,

Антон Павлович попросил отложить хлопоты о билетах.

Возмущенная Лика отправила ему раздраженное письмо: «Вечно отговорки!»

 

В ответ получила:

«Благородная, порядочная Лика!

Как только Вы написали мне, что мои письма ни к чему меня не обязывают, я легко вздохнул…

С своей стороны тоже спешу успокоить Вас, что письма Ваши в глазах моих

имеют значение лишь душистых цветов, но не документов;

передайте барону Штакельбергу, кузену и драгунским офицерам,

что я не буду служить для них помехой» (намек на поклонников Лики и ее окружение).

 

«В Вас, Лика, сидит большой крокодил, и в сущности я хорошо делаю,

что слушаюсь здравого смысла, а не сердца, которое Вы укусили.

Дальше, дальше от меня!

Или нет, Лика, куда ни шло: позвольте моей голове закружиться от Ваших духов

и помогите мне крепче затянуть аркан, который Вы уже забросили мне на шею».

 

Только зная о поведении Мизиновой, в полной мере понимаешь эти чеховские строки…

 

4397599_000028 (494x674, 73Kb)

 

«Нетрудно, однако, видеть, – считает известный литературовед Г. П. Бердников, –

что позиция эта, занятая Чеховым, была вынужденной.

Нет сомнения, он испытывал острое чувство горечи.

Оно вызывалось сомнительными по вкусу и тону замашками Лики,

так несоответствующими его понятиям о нормах воспитанности, ее опрометчивыми поступками.

 

Наконец, можно спорить о силе чувства Чехова к «златокудрой деве»,

но вряд ли можно усомниться в том, что чувство это было глубоко оскорблено…»

В одном из посланий Лика стенала: «А как бы я хотела (если б могла) затянуть аркан! покрепче!

Да не по Сеньке шапка!

В первый раз в жизни мне так не везет!»

 

4397599_gr1_636 (700x498, 319Kb)

 

Позже в их переписке на первый план вышла иная тема – беспорядочного образа жизни Лики.

Она хваталась то за одно дело, то за другое, ничего не доводя до конца.

Искала переводческую работу, и Чехов немедленно предоставил ей таковую.

Но, продержав рукопись у себя, Лика передала ее кому-то другому.

В письмах же к Антону Павловичу жаловалась на то, что якобы забыла язык…

 

Впрочем, жаловалась и на плохое здоровье, но курила; сетовала на скуку,

но… проводила ночи в разгульных компаниях;

заверяла, что в рот не берет вина, но пила, и порой очень неумеренно.

Кинулась в скандальную связь с известным тогда беллетристом Игнатием Потапенко,

приятелем Чехова, писателем небездарным и, что называется, интересным мужчиной.

Он, человек женатый, повез Лику за границу и бросил на произвол судьбы.

Она родила дочь Христину, которая умерла в ноябре 1896 года в двухлетнем возрасте

от крупозного воспаления легких.

А если уж совсем точно – от недостатка материнской заботы.

Лика в один из своих приездов оставила малышку в Покровском на попечении тетушки и бабушки,

а практически под надзором рассеянной няни…

 

4397599_Mizinova (258x591, 29Kb)

 

В 1897 году неутомимая Лика загорелась новой идеей – открыть модную швейную мастерскую.

Никакой мастерской она, разумеется, не открыла,

и в апреле 1898 года вновь отправилась в Париж учиться пению.

 

Лика стенала, взывала, умоляла Чехова приехать…

А в одном из писем Марии Павловне жаловалась:

«…Ах, все отвратительно; и когда я тебе расскажу все, ты удивишься,

как Игнатий до сих пор еще не застрелился. Мне так его жаль, так мучительно я его люблю!»

Именно эти слова прозвучат потом в последнем акте «Чайки».

 

Но «мучительная любовь» к одному мужчине нисколько не мешала Лике засыпать другого письмами,

полными призывов и упреков.

 

4397599_bl3_umblr_mhwmk0ahku1r6xvfko1_1280 (505x700, 167Kb)

 

Когда беременная и покинутая Лика жила в Швейцарии, она и оттуда звала и ждала Чехова:

«Приезжайте, если не боитесь разочароваться в прежней Лике»,

«Я не думаю, чтобы Вы бросили в меня камнем».

 

Он, конечно, не приехал.

Теперь она подписывалась: «дважды отвергнутая Вами…».

«Никто Вас не отвергал», – парировал Чехов.

И почти тогда же писал Суворину:

«Жениться я не хочу, да и не на ком. Да и шут с ним. Мне было бы скучно возиться с женой.

А влюбиться весьма не мешало бы. Скучно без сильной любви…»  

 

4397599_98924726_002xca4h_thumb6 (530x390, 50Kb)

Лика Мизинова, Мария и Антон Чеховы

 

В воспоминаниях Т. Щепкиной-Куперник можно найти такое суждение касательно отношений Лики и Чехова:

«…девушка, к которой у него было серьезное и глубокое чувство,

плохо скрытое той вечной шутливой маской, которую он надевал всегда,

не отвечала ему ничем, кроме дружбы».

 

Мария Павловна тоже пребывала в уверенности, «что больше чувств было со стороны брата, чем Лики».

Правда, позже, когда стали известны мизиновские письма к Чехову, Мария Павловна,

по свидетельству современницы, «готова была в какой-то мере поступиться своими наблюдениями».

 

А вот мнение И. А. Бунина, часто гостившего у Чехова в Ялте:

«…никакого увлечения Ликой (Лидией Стахиевной Мизиновой) у Антона Павловича не было.

Она была влюблена в него. Он это видел.

Ему же не нравился ее характер, о чем он писал сестре, писал, что у нее нет вкуса.

При взаимной любви этого не бывает.

 

А о том, что она была задета Чеховым, можно понять из ее письма,

где она объясняет Чехову свое увлечение Потапенкой:

«А причина этому Вы…».

 

4397599_chekhov1 (450x416, 101Kb)

 

К середине 1890-х годов в творчестве Чехова произошли заметные изменения:

лирическое начало в его произведениях вновь стало преобладающим.

«Три года», «Ариадна», «Моя жизнь», «Супруга», «Анна на шее», «Учитель словесности»

и, конечно же, «Чайка»…

 

Все это размышления о зарождении и крушении любви, о ее роли в жизни людей.

Заканчивая в ноябре 1896 года очередное письмо Антону Павловичу, Лика сделала маленькую приписку:

«Да, здесь все говорят, что и «Чайка» тоже заимствована из моей жизни».

 

Другой главный герой этой истории – Потапенко – не захотел узнать себя в пьесе.

Он не только не обиделся, а, напротив, принял самое активное участие в прокладывании для «Чайки»

дороги на сцену, взяв на себя сложные переговоры с цензорами.

 

4397599_Chehov16 (426x700, 218Kb)

МХТ. Сцена из спектакля "Чайка". 1898.

К.С.Станиславский (Тригорин)

М.Л.Роксанова. (Нина Заречная)

 

В 1889 году (в том же самом, когда Чехов познакомился с Ликой!)

в жизнь Антона Павловича вошла и другая Лидия – Лидия Алексеевна Авилова.

Ее-то некоторые биографы как раз и склонны считать самой главной женщиной (и тайной!) в судьбе Чехова.

В 1898 году из Парижа Лика прислала Чехову свою фотографию.

Надписью послужили известные тогда стихи Апухтина:

 

«Будут ли дни мои ясны, унылы,

Скоро ли сгину я, жизнь погубя, –

Знаю одно, что до самой могилы

Помыслы, чувства, и песни, и силы –

Все для тебя!

 

Я могла написать это восемь лет тому назад, а пишу сейчас и напишу через десять лет».

 

4397599_208656078 (272x397, 40Kb)

Л.А.Авилова

 

Пройдет немного времени, и Чехов женится на Книппер.

А Лика выйдет замуж за известного режиссера Александра Санина (Шенберга),

человека необыкновенной энергии и темперамента,

и сравнительно благополучно проживет с ним тридцать пять лет.

 

Свой медовый месяц они проведут в Ялте, где навестят Чехова, после чего он с горечью напишет:

«Лику я знаю давно… Ей с Саниным будет нехорошо, она не полюбит его и, вероятно,

через год уже будет иметь широкого младенца, а через полтора года начнет изменять своему супругу.

Ну, да это все от судьбы…»

 

Еще через два года, в 1904-м, Чехова не станет…

Единственная из всех «чеховских женщин», Лика Мизинова не оставила воспоминаний о писателе.

Она умерла в 1937 году в одной из клиник Франции.

 

4397599_Lika_Mizinova (700x648, 357Kb)

 

Источник: Знаменитые женщины

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник МУЗА И ВОЗЛЮБЛЕННАЯ. ЛИДИЯ СТАХИЕВНА МИЗИНОВА | Людмила_Кононович - Дневник Людмила_Кононович | Лента друзей Людмила_Кононович / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»