родился в Киеве, в семье юриста,
предки по отцу – запорожские казаки, по матери – обрусевшие в 17 веке немцы
-после разрыва
отношений родителей остался с матерью, Еленой Оттобальдовной (урождённой
Глазер). Учился в гимназиях в Москве и Феодосии (после переезда с
матерью в Коктебель в 1893). Отчисленный «за участие в беспорядках» из
Московского университета,за причастность к Всероссийской студенческой забастовке (февраль 1900), а также за «отрицательное миросозерцание» и «склонность ко всякого рода агитациям» был отстранен от занятий. Во избежание иных последствий, отправился осенью 1900 рабочим на строительство Ташкентско-Оренбургской железной дороги.
Этот период Максимилиан Волошин называл позднее «решающим моментом в моей духовной жизни. Здесь я почувствовал Азию, Восток, древность, относительность европейской культуры». Максимиалин занялся самообразованием, много
путешествовал, слушал лекции в Сорбонне. В Париже он также брал уроки
рисования и гравюры у художницы Е. С. Кругликовой. Волошин в начале века
сближается с символистами, много пишет о русской культуре для
французской прессы.

С 1907 начинается новый «коктебельский»
период жизни Волошина. Он пишет стихи, статьи о современных художниках,
принимает участие в выставках «Мира искусства» со своими акварельными
пейзажами Крыма. Максимилиан увлекся «наукой о духе» – антропософии – и
даже уехал в 1914 году в Швейцарию, чтобы вместе с единомышленниками из
70 стран строить Гётеанум – храм святого Иоанна, символ братства народов
и религий.
|
 |
|
«Заливы гулкие земли глухой и древней» |
После революции Максимилиан Волошин
окончательно поселился в доме матери в Коктебеле, где в годы гражданской
войны находили спасение многие знакомые, а порой и незнакомые люди, вне
зависимости от своих политических взглядов. В 1924 году Волошин
превращает свой дом в Коктебеле в бесплатный Дом творчества
С 1899 Максимилиан Волошин путешествовал по Европе, побывал в Италии, Швейцарии, Франции, Германии, Австрии, Греции, Испании. В 1899–1907 и 1913–1916 жил в Париже, в 1907–1913 — попеременно в Петербурге и Коктебеле, с 1917 — в Коктебеле.
Занимался в Луврской школе музееведения, Школе Ф. Колароссии, мастерских Д. Уистлера и Е. С. Кругликовой (с 1901). Слушал лекции в Сорбонне, посетил многие библиотеки Европы. В 1906 женился на художнице В. М. Сабашниковой.

Сотрудничал в альманахах «Северные цветы», «Гриф», журналах «Весы», «Золотое руно», «Аполлон», газетах «Русь», «Русская художественная летопись», «Утро России». С 1910 работал над монографическими статьями о К. Ф. Богаевском, Е. С. Кругликовой, А. С. Голубкиной, М. С. Сарьяне. Выступал в прессе в защиту художественных объединений «Бубновый валет» и «Ослиный хвост». Опубликовал брошюру «О Репине» (1913), пропагандируя отказ от натурализма в искусстве.

В 1910 Максимилиан Волошин выпустил первый поэтический сборник («Стихотворения. 1900–1910». М., 1910). Издал сборники стихотворений Anno mundi ardentis (М., 1915), «Иверни» (М., 1918), «Демоны глухонемые» (Харьков, 1919), «Усобица» (Львов, 1923), «Стихи о терроре» (Берлин, 1923); сборник статей о культуре «Лики творчества» (М., 1914). Переводил стихи В. Гюго, П. Верлена, Ш. Бодлера, О. Барбье, Г. Гейне, Э. Верхарна, рассказы Г. Флобера, О. Мирбо.

В 1910–20-х Максимилиан Волошин выполнил множество пейзажей Крыма, Франции, Испании. Писал преимущественно по памяти. Участвовал в выставках объединений «Мир искусства» (1916–1924), «Жар-цвет» (1924–1929), Художественного общества им. К. К. Костанди (1925–1929). Провел персональные выставки в Москве и Ленинграде (обе — 1927).
"Сотни лет тупых и зверских пыток,
И еще не весь развернут свиток
И не замкнут список палачей,
Бред Разведок, ужас Чрезвычаек -
Ни Москва, ни Астрахань, ни Яик
Не видали времени горчей.
Бей в лицо и режь нам грудь ножами,
Жги войной, усобьем, мятежами
– Сотни лет навстречу всем ветрам
Мы идем по ледяным пустыням –
Не дойдем…и в снежной вьюге сгинем,
Иль найдем поруганный наш храм?
Нам ли весить замысел Господний?
Всё поймем, всё вынесем, любя…
Жгучий ветр полярной преисподней,
Божий Бич! приветствую тебя"
. 31 июля 1920. Коктебель
В 1920-х работал уполномоченным Крымского ревкома по охране памятников истории и культуры Крыма, выступал с лекциями по искусству, с чтением своих стихов. С 1923 дом Волошина в Коктебеле имел статус бесплатного Дома творчества.
Максимилиан Волошин умер в Коктебеле; похоронен на холме Кучук-Енишар. В доме-мастерской Волошина организован музей.
Произведения Волошина находятся во многих музейных собраниях, среди них — Государственная Третьяковская галерея, ГМИИ им. А. С. Пушкина и другие.
В 2006 в ГМИИ им. А. С. Пушкина (Музей личных коллекций) прошла выставка акварелей художника.
Картины Максимилиана Волошина
В технике акварели
им созданы сотни пейзажей, ко многим из них он сделал стихотворные надписи.
Золотые ворота

Испания. Пейзаж с кипарисами. 31,6х47,4 Бумага, акварель
Я люблю усталый шелест
Старых писем, дальних слов...
В них есть запах, в них есть прелесть
Умирающих цветов.
Я люблю узорный почерк -
В нём есть шорох трав сухих
. Быстрых букв знакомый очерк
Тихо шепчет грустный стих.
Мне так близко обаянье
Их усталой красоты...
Это дерева Познанья
Облетевшие цветы.

Кара-Даг в облаках

Небо в тонких узорах
Хочет день превозмочь,
А в душе и в озёрах
Опрокинулась ночь.
Что-то хочется крикнуть
В эту чёрную пасть,
Робким сердцем приникнуть,
Чутким ухом припасть.
И идёшь и не дышишь...
Холодеют поля. Нет, послушай...
Ты слышишь? Это дышит земля.
Я к траве припадаю.
Быть твоим навсегда...
"Знаю... знаю... всё знаю",
- Шепчет вода.
Ночь темна и беззвездна.
Кто-то плачет во сне.
Опрокинута бездна
На водах и во мне.
1905 лето Париж

Коктебель. 1932.
воздушных, прозрачных акварели


Спустилась ночь.
Погасли краски.
Сияет мысль
. В душе светло.
С какою силой ожило
Всё обаянье детской ласки,
Поблёкший мир далёких дней,
Когда в зелёной мгле аллей
Блуждали сны, толпились сказки,
И время тихо, тихо шло,
Дни развивались и свивались,
И всё, чего мы ни касались
, Благоухало и цвело.
И тусклый мир, где нас держали,
И стены пасмурной тюрьмы
Одною силой жизни мы
Перед собою раздвигали.
1902






Крым. В окрестностях Коктебеля. 1910-е

Лунное безмолвие. 1930










Поэзия
и живопись соединились в творчестве Максимилиана Волошина в единое
целое, взаимно дополняя и иллюстрируя друг друга. Его поэтические
акварели из цикла «Коктебельская сюита» стремятся не столько отразить
реальные пейзажи «страны Киммерии», сколько передать душевное состояние и
настроение художника, что нередко подчеркивается не менее поэтическими
названиями работ («Тонко вырезаны дали, смыты светом облака», «В
шафранных сумерках лиловые холмы»)…
|
 |
 |
Портрет М. Волошина
работы Б.М. Кустодиева, 1924 |
«Вид на Коктебель», 1931 |

Скончался М.А. Волошин 11 августа 1932 г. в Коктебеле. Причиной смерти стало осложнение астмы, которой М. Волошин страдал много лет. Согласно последней воле поэта, его похоронили на холме Кучук-Енишар, с которого открывается вид на Коктебельскую бухту.
Зеркало
Я - глаз, лишенный век. Я брошено на землю,
Чтоб этот мир дробить и отражать...
И образы скользят. Я чувствую, я внемлю,
Но не могу в себе их задержать.
И часто в сумерках, когда дымятся трубы
Над синим городом, а в воздухе гроза,-
В меня глядят бессонные глаза
И черною тоской запекшиеся губы.
И комната во мне. И капает вода.
И тени движутся, отходят, вырастая.
И тикают часы, и капает вода,
Один вопрос другим всегда перебивая.
И чувство смутное шевелится на дне.
В нем радостная грусть, в нем сладкий страх разлуки...
И я молю его: "Останься, будь во мне,-
Не прерывай рождающейся муки..."
И вновь приходит день с обычной суетой,
И бледное лицо лежит на дне - глубоко...
Но время наконец застынет надо мной
И тусклою плевой мое затянет око!
1905
Солнце
Святое око дня, тоскующий гигант!
Я сам в своей груди носил твой пламень пленный,
Пронизан зрением, как белый бриллиант,
В багровой тьме рождавшейся вселенной.
Но ты, всезрящее, покинуло меня,
И я внутри ослеп, вернувшись в чресла ночи.
И вот простерли мы к тебе - истоку Дня -
Земля - свои цветы и я - слепые очи.
Невозвратимое! Ты гаснешь в высоте,
Лучи призывные кидая издалека.
Но я в своей душе возжгу иное око
И землю поведу к сияющей мечте!
1907
* * *
Теперь я мертв. Я стал строками книги
В твоих руках...
И сняты с плеч твоих любви вериги,
Но жгуч мой прах.
Меня отныне можно в час тревоги
Перелистать,
Но сохранят всегда твои дороги
Мою печать.
Похоронил я сам себя в гробницы
Стихов моих,
Но вслушайся - ты слышишь пенье птицы?
Он жив - мой стих!
Не отходи смущенной Магдалиной -
Мой гроб не пуст...
Коснись единый раз на миг единый
Устами уст.
1910