Джованни Болдини – это тот парижский итальянец, который лет сто тому назад задал Европе эталон женственности, сохраняющийся и по сей день.
Родился Джованни Болдини в городе Ферраре в 1842 году в семье художника. Учился во флорентийской Академии художеств, затем работал в Лондоне, где получил известность как портретист. Потом надолго поселился в Париже.
Признанный, технически блестящий мастер, он был одним из наиболее известных и хорошо оплачиваемых портретистов своего времени. Портретная техника Болдини была признана виртуозной: на Всемирных выставках в Париже он два года подряд (1889 и 1900 годы) получал гран-при.
При этом он замечательно владел и жанровой живописью, и прекрасно мог писать природу.
Но прославили его все же портреты. Они отличаются виртуозностью живописной техники и бесподобной гармонией колорита. Поражает менера Болдини сочетать тонко проработанные фрагменты и большие экспрессивные мазки. И восхищает смелость Большого Мастера небрежно оставлять обширные куски холста непрописанными...
Нет слов, мужские портреты Болдини хороши, импозантны и элегантны...
Но его женские портреты – выше всяческих похвал, от них немеешь, они просто завораживают!
Главное в них – восторженное состояние женской души, прямо здесь и сейчас распахнутой навстречу любви. На вернисажах, стоя у этих портретов мужчины изнемогали от восторга и желания, а женщины в досаде покусывали губки...
Именно он, Джованни Болдини, сто лет назад запустил в Европу модное поветрие – чтобы достичь в жизни главного, а именно быть желанной и роскошной, женщина должна быть изящной и грациозной, как пантера, как кошка, как змея. Она должна иметь рост выше среднего, тонкую лодыжку, небольшую грудь, и не иметь нигде никаких «архитектурных излишеств». Пропорции рубенсовской женщины в живописи осталась только у небольшой группы ценителей телесной роскоши. И это положение дел за сто лет не изменилось...
Буквально ошарашенный работами Болдини поэт Валерий Брюсов в 1912 году писал:
Три женщины – белая, черная, алая –
Стоят в моей жизни. Зачем и когда
Вы вторглись в мечту мою? Разве немало я
Любовь восславлял в молодые года?..
Возможно, вторглись в жизнь русского поэта женщины с полотен позднего мастера, начала ХХ века, когда Балдини уже безоглядно увлекся всеми формами художественного эротизма.
До сих пор искусствоведы расходятся во мнении: то ли Болдини гениально придумал визуальный эталон женственности, до сих пор не меняющийся, то ли, нечаянно угадал, запустив эдакий камертон женского очарования, который продолжает звучать уже более века.
Болдини и при жизни был бешенно модным, но после смерти стал ещё моднее. Все его полотна раскуплены частными коллекционерами и стоят миллионы...
Умер Болдини в 1931 году в Париже, умер в почестях, в богатстве, глубоким стариком.
[показать]