Черный лебедь
13-08-2015 05:59
к комментариям - к полной версии
- понравилось!
В этом сообщении использована информация из следующих книг:
- Нассим Николас Талеб "Черный лебедь";
- Ошо "Интуиция";
- Тартанг Тулку "Время, пространство и знание";
- Бергсон "Творческая эволюция".
За последнее время человечество пережило ряд тяжелейших потрясений. Все эти события, представляющиеся нам сейчас закономерными, казались абсолютно невозможными, пока они не произошли. Ливанец, выпускник Сорбоны, ученый и нью-йоркский финансовый гуру Нассим Николас Талеб называет такие непредсказуемые происшествия Черными лебедями. Он убеждён: именно они являются движущей силой не только истории, но и жизни каждого отдельного человека. И, чтобы преуспеть, надо их "приручить". Свой взгляд на непредсказуемые события Талеб изложил в книге "Черный лебедь". Эта книга - размышления незаурядного человека о жизни и о том, как найти в ней своё место. Книга начинается с интересного повествования и неожиданных рассуждений...
"До открытия Австралии жители старого Света были убеждены, что все лебеди - белые. Их непоколебимая уверенность вполне подтверждалась опытом. Встреча с первым черным лебедем, должно быть, сильно удивила орнитологов (и вообще всех, кто почему-либо трепетно относится к цвету птичьих перьев), но эта история важна по другой причине. Она показывает, в каких жестких границах наблюдений или опыта происходит наше обучение и как относительны наши познания. Одно единственное наблюдение может перечеркнуть аксиому, выведенную на протяжении нескольких тысячелетий, когда люди любовались только белыми лебедями. Для её опровержения хватило одной (причем, говорят, довольно уродливой) черной птицы…
То, что мы будем называть Черным лебедем (с большой буквы), - это событие, обладающее следующими тремя характеристиками.
Во-первых, оно аномально, потому что ничто в прошлом его не предвещало. Во вторых, оно обладает огромной силой воздействия. В-третьих, человеческая природа заставляет нас придумывать объяснения случившемуся после того, как оно случилось, делая событие, сначала воспринятое как сюрприз, объяснимым и предсказуемым... Эти редкие Черные лебеди объясняют почти всё, что происходит на свете - от успеха идей и религий до динамики исторических событий и деталей нашей личной жизни...
Сочетание малой предсказуемости с силой воздействия превращает Черного лебедя в загадку, но наша книга всё-таки не об этом. Она главным образом о нашем нежелании признать, что он (Черный лебедь) существует! Причем я имею в виду не только вас, вашего кузена Джо и меня, а почти всех представителей так называемых общественных наук, которые вот уже больше столетия тешат себя ложной надеждой на то, их методами можно измерить неопределённость... Главное, о чем говорится в этой книге, - это наша слепота по отношению к случайности, особенно крупномасштабной."
Любое рассматриваемое событие является следствием целой череды предшествующих событий, каждое из которых имеет своих предшественников. Причем эта цепочка могла и не сложиться, она не предопределена и чаще всего носит случайный характер. Как результат, мы видим - она есть, но её могло и не быть. Талеб: "Не забывайте, что жизнь сама по себе - удивительное везение, редкое событие, случайное происшествие гигантского масштаба. Представьте себе пылинку рядом с планетой в миллиард раз крупнее Земли. Пылинка - перевес в пользу вашего рождения; огромная планета - против него... Помните, что вы - Черный лебедь." Вас могло и не быть, но вы есть и это чудо! Или представьте более простой пример - склон горы, усыпанный камнями разного размера. Вся эта армада в течение многих лет может находиться в состоянии безразличного равновесия. Но вот после какого-то случайного воздействия покатился вниз один из камней. Он привёл в движение несколько соседних камней, каждый из которых сделал то же самое и - начался камнепад. И не надо было прикладывать одновременно больших усилий, чтобы привести в движение этот поток . Нужно было подтолкнуть только один камень, а дальше вступают в силу законы физики, а вернее законы Вселенной - так устроен Мир! Вечная и бесконечная Вселенная - это хаос, в котором рождается, в том числе, и закономерность. Но рождение каждой закономерности не закономерно. Вселенная предсказуемо не предсказуема!...
И в этом огромном хаосе появился человек - гомо сапиенс, человек разумный - так нарекли сами себя люди. Взращивая древо рассуждений Рене Декарт изрёк: "Я мыслю - значит я существую!" И раз человек может мыслить у него возникает вопрос - всё ли он может понять и объяснить, понять и объяснить, как устроен Мир. Индийский мудрец Ошо сказал: "Рассудок видит две области существования: познанное и непознанное. Непознанное значит то, что ещё не познано, но однажды будет. Но мистицизм говорит, что есть три области: познанное, непознанное и непознаваемое. Под непознаваемым мистик подразумевает то, что не может быть познано никогда... Интеллект занимается познанным и непознанным, но не непознаваемым. А интуиция работает с непознаваемым... Проникнуть в непознаваемое возможно, но невозможно его объяснить." Есть ещё инстинкт - "это функция тела... тело должно жить. Именно поэтому все основные функции тела в руках инстинкта - дыхание, сердцебиение, пищеварение... Инстинкт - это твоё прошлое, основанное на опыте миллионов лет, непогрешимое; инстинкт никогда не ошибается и совершает у тебя внутри чудеса, которых ты даже не осознаёшь." Инстинкт надёжен, но контролируемая им сфера важная, но не обширная, инстинктивно нельзя решить даже простую арифметическую задачу. У нас есть ещё интеллект и интуиция. Ошо говорит, что интеллект ещё молод и возможности его ограничены, нужно ждать ещё тысячи и тысячи лет когда он повзрослеет. Француз Бергсон в своей книге "Творческая эволюция", за которую он получил нобелевскую премию около ста лет назад, тоже критически относится к интеллекту, которому не даёт развернуться логика. Вот если бы наше мышление опиралось на интуицию - но пока это мечта, интуиция посещает не всех и не так часто, она сама выбирает, к кому и когда прийти. Ну, а что касается вопроса всё ли мы можем понять и объяснить, у Ошо один ответ: "Мы можем продолжать узнавать и узнавать, но тайна останется неисчерпаемой"...
В то же время вопрос "всё ли мы можем понять и объяснить" - .это вопрос не смысла и цели, а престижа. Ещё совсем недавно мы с горящими глазами пели: "Нам ли стоять на месте, в своих дерзаниях всегда мы правы!" Люди занимаются познанием веками и тысячелетиями и ещё ни разу даже намёка не было на то, что скоро познавать будет нечего. Мир изменяется быстрее, чем мы его познаём. И более важный вопрос - ЧТО познавать, для ЧЕГО познавать и КАК познавать. Каждый народ за время своего существования сформировал свою специфическую культуру во всех её проявлениях и по-своему ответил и продолжает отвечать на вопрос "ЧТО", "для ЧЕГО" и "КАК". В этом смысле особенно большая разница между Западом и Востоком, начиная с логики: Запад - логика двоичная (да-нет, плохо-хорошо...), Восток - логика троичная (да-нет-неопределённо, плохо-хорошо-неопределённо...). Так как мы всё же ближе к Западу, интересно хоть кратко посмотреть, что на Востоке...
Тартанг Тулку Ринпоче (1934...) - выдающийся религиозный деятель нашего времени, посвятивший свою жизнь распространению тибетского буддизма в Индии, США, Европе, организовал ряд медитационных центров и институтов Ньингма, является автором многочисленных трудов по буддийским исследованиям, преподавал различные курсы по философии и медитации. Он исследовал многие способы выражения истин своей традиции в практической форме, уместной в западной культуре. Интересно познакомиться с тем, как он начинал свой путь и к каким результатам пришел: "Я родился в Аскионге, центральном районе Голок Западного Тибета, где люди прослеживают свою родословную до ранних тибетских королей. Мой отец, Зогпо Тулку, воплощенный лама, прошел подготовку во многих ведущих традициях Тибета и был также деревенским доктором... С шести до двенадцати лет меня индивидуально обучали несколько одарённых учителей. Мой отец также был моим учителем, передавшим мне ряд дисциплин и показавший мне путь духовной интеграции. Меня послали учиться в Тартанг-монастырь, когда мне было 12 лет. Я получал наставления от главного настоятеля, который был моим гидом по разным традиционным и философским текстам. Помимо этого, я получал разъяснения в уникальных областях изучения Ньингма (старейшая традиция Тибетского Буддизма); у меня была также возможность изучать такие предметы, как литература, искусство, поэзия, каллиграфия и медицина. В 17 лет было принято необычное решение послать меня учиться в отдалённые части Тибета у других учителей. Посетив около сорока главных монастырей, я получил наставления от многих законченных мастеров и освоил главные аспекты медитативных традиций каждого центра. Я имел редкую даже в Тибете возможность получить личные наставления от просветлённых мастеров, прямых преемников почти угасших линий устных и письменных традиций. Мой основной учитель, Кентзе Чокай Лордо, был одним из наиболее уважаемых лам в Тибете как за широту его знания, так и за глубину его сострадания... Благодаря беспредельной доброте моих учителей я смог получить общее понимание их безграничного знания. И моё самое большое желание - сохранить всё, что смогу, и разделить с другими эти глубокие учения... В возрасте двадцати пяти лет тревожная ситуация на Тибете заставила меня покинуть Тибет в качестве беженца. В 1963 году, благодаря помощи правительства Индии, я был назначен на кафедру буддийской философии в Санскритский Университет в Бенересе... В течение более шести лет я смог разделить своё понимание тибетских традиций как с западными, так и с восточными учеными. Мой первый контакт и интерес к западной учености начался в это время, а продолжавшийся интерес разделить мою подготовку с людьми западных традиций привёл к переезду в Соединённые Штаты... Прошедшие девять лет в Америке оказались очень плодотворными. С момента основания в 1973 году института Ньингма в Беркли сотни профессионалов в области психологии, точных и гуманитарных наук занимались в институте исследованием человеческой экзистенции" (существование)... Обращает на себя внимание, что система образования, уровень знания и материальной жизни в Тибете существенно отличается от Западных аналогов. В Тибете духовное возвышается над материальным. По этому поводу Тартанг Тулку пишет: "Мы так часто пытаемся использовать окружающий нас мир ради нашей личной выгоды и немедленного комфорта, не принимая во внимание любой, более широкой перспективы. Осуществляя такие узконаправленные намерения, мы создаём дисбаланс, несущий с собой как настоящие, так и будущие проблемы для себя и для других. Акцент на том, чтобы достигнуть понимания реальности и разрешения материальных проблем через науку и технологию, имел такие впечатляющие результаты, что большая часть мира начала следовать по этому пути и многие культуры потеряли своё наследие, которое часто включает интуиции, необходимые для уравновешенного взгляда на жизнь и научного разрешения жизненных проблем. Высокоразвитые индустриальные нации привели мир к принятию этого пути (вплоть до исключения других подходов); теперь нам необходимо сознательно рассмотреть нашу ответственность в восстановлении равновесия, в интеграции материальных успехов и более глубоких ценностей человечества...
Обычное знание может достичь некоторых фантастических прорывов в отношении отдельных трудностей, но мы не в состоянии увидеть последствия этих решений в будущем. Так что такие прорывы могут лишь вызвать новые проблемы. Есть ли в действительности какая-то альтернатива? Для тех, кто хочет с большей восприимчивостью подойти к посланию, переданному временем, доступно большее. Если мы сможем достичь Большого Пространства, Времени и Знания, нам не обязательно полагаться исключительно на технологическое обеспечение, психологию, медицину или религию. Мы можем научиться использовать три принципиальных фактора нашего опыта: Пространство, Время и Знание - сознательно, а не случайно. В настоящее время мы относительно нечувствительны к тому, что вокруг нас, мы не понимаем всей природы структуры видимого. Но если мы познакомимся с его сущностным трёхсторонним характером, мы сможем свершить больше, чем любые человеческие существа на протяжении истории."
Конечно, очень многое не понятно, но есть адрес - книга Тартанг Тулку " Время, пространство и знание". В этой книге можно узнать очень много нового, необычного, интересного и полезного. Оказывается пространство не одно, их бесконечное иерархическое количество и есть всеобъемлющее Большое Пространство. Пространство - это не только протяженность и материя, Пространство - это всё, что мы знаем и не знаем. Есть Большое Время и Большое Знание и есть надежда на лучшие времена...
вверх^
к полной версии
понравилось!
в evernote