[780x560]Бытует устойчивое мнение, что горизонтальные линии полнят, а вертикальные стройнят. Так ли это?
Правильный ответ – не все так просто. И горизонтальные, и вертикальные линии могут как полнить, так и стройнить.
Все зависит от таких факторов, как ширина полос, их распределенность, цвет, наличие других элементов одежды рядом с или поверх полосатой вещи, пропорции и масштаб самой модели и т д.. Но кое-какие правила (скорее даже зрительные иллюзии) все-таки есть, и мы попробуем их рассмотреть.
1. Вертикаль больше равновеликой горизонтали
Скорее всего, мнение, что вертикальные линии стройнят и вытягивают, появилось потому,
что зрительно вертикальное расстояние всегда кажется больше равновеликого горизонтального.
На рисунке ниже вертикальная линия кажется больше горизонтальной, а высота цилиндра на глаз значительно превосходит его ширину (в действительности они одинаковые):
2. Поперечные и продольные линии
Прямоугольник, заполненный поперечными полосами, кажется выше и уже, чем прямоугольник с продольными полосами.
Фигура с частыми поперечными линиями (1) кажется выше и уже, чем фигура с частыми продольными линиями (2).
Таким образом, частые продольные полосы увеличивают видимую ширину, а поперечные, наоборот, вытягивают.
В то же время редкие продольные линии могут визуально уменьшить ширину и увеличить высоту (4), а редкие поперечные сделать фигуру шире (3).
Вывод: горизонтальная полоска может стройнить!
Заполняющие полосы при этом должны быть достаточно многочисленны, но не должны сливаться друг с другом.
Примеры
Стройнящая горизонталь:
Расширяющая вертикаль:
Для сравнения две модели плюс-сайз:
Юбка в вертикальную полоску отнюдь не стройнит девушку справа, а топ в частую горизонтальную узкую полоску придает девушке слева дополнительную стройность и вытягивает.
Однотонный жакет поверх топа создает дополнительную вертикаль.
Кстати об ограничивающей вертикали в сочетании с горизонтальной полоской – она не только стройнит, но и помогает сформировать правильные изгибы, если их нет.
К случаю расширения вертикальными линиями относится также плиссированная одежда (плиссировка = частые линии, именно поэтому она не рекомендуется, например, при широких бедрах) и юбки с частыми клиньями.
А вот брюки со стрелками всегда делают ноги стройнее. Стрелку можно с таким же успехом заменить узкой одиночной полоской.
3. Ширина полос и их распределенность
До сих пор мы рассматривали равномерно распределенные и довольно узкие линии. Что происходит в случае неравномерной распределенности, широких полос или полос разной ширины?
Во-первых, узкие полосы все-таки, в большинстве случаев, выглядят изящнее, чем широкие.
Смотрим на картинку:
Во-вторых, важно расположение полос. Рассмотрим два варианта:
Если фигура, заполненная поперечными полосами, ограничивается сверху и снизу полосами темными (1), она кажется выше и наоборот.
На примере юбок похожей длины:
А вот если надеть черные колготки, то все окажется наоборот:
В-третьих, полосы могут быть расположены неравномерно, и тогда могут возникать различные зрительные иллюзии.
Например:
Существует мнение, что при плавных переходах от узких промежутков к более широким, фигура вытягивается (1).
В-четвертых, в случае цветных и/или широких черно-белых полос вступают в силу уже другие зрительные иллюзии, связанные с цветом, но об этом в следующей серии :)
4. Диагональные полосы
Если задача заключается в том, чтобы сделать фигуру стройнее, лучше использовать диагональные полосы.
Они более динамичны и создают ощущение движения, а на трехмерной фигуре выглядят как плавные кривые – взгляд по ним скользит дольше, что визуально удлиняет фигуру.
На примере Plus size моделей:
И еще один момент: если направить внимание на какой-нибудь предмет, он кажется больше.
В случае одежды в полоску это означает, например, что если Вы выбираете полосатый верх и однотонный низ, то верх кажется больше, чем на самом деле. И наоборот.
Вообще вопрос этот гораздо сложнее, чем кажется. Ведь есть еще форма и длина, цвет, масштаб модели, остальные предметы одежды, с которыми надевается вещь в полоску, а всевозможные сочетания полосок разной направленности, ширины и распределенности чего стоят! Все это просто невозможно вписать в рамки общих правил.
Поэтому при выборе одежды в полоску лучшее, что можно посоветовать – не зацикливаться на правилах, а внимательно смотреть на себя в зеркало и пытаться прочувствовать, что несут в себе тот или иной ритм, цвет и фактура.
* В статье использованы материалы книги Софии Беляевой-Экземплярской "Моделирование женской одежды по законам зрительного восприятия" (1934г).