Создана весной 1914 года в Казани в мастерской ученицы художника - Надежды Сапожниковой.
Картина входит в коллекцию Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан в Казани и демонстрируется в постоянной экспозиции зала Николая Фешина в Национальной художественной галерее «Хазинэ».
Искусствовед А. Е. Кузнецов в статье, посвящённой демонстрации картины на выставке в московской галерее «Арт-Диваж», назвал полотно одним из самых блистательных детских портретов в истории не только русского, но и мирового искусства.
ВАРЯ АДОРАТСКАЯ ВСПОМИНАЛА: «Это было в марте-апреле 1914 года в Казани…
Я очень любила тетю Надю (прим. - Сапожникова Н.М., ученица и друг Н. И. Фешина) и часто бывала у нее в мастерской, и она предложила, чтобы Николай Иванович написал меня.
Мне было тогда 9 лет, я была довольно застенчива и дика…
Было решено, что Н.И. будет писать меня у тети Нади в мастерской…
Сперва он посадил меня в плетеное кресло около стола, но потом решил посадить на стол. Мне это очень не понравилось, потому что было неудобно и даже больно сидеть – постоянно немели ноги.
Но спорить с Н.И. было невозможно и приходилось покоряться.
Сперва на мне был надет широкий шелковый пояс с синими, желтыми и красными клетками. Но Н.И. это не нравилось и он нашел кусок матовой шелковой материи, где было больше блеклых тонов и переделал то, что было написано сначала.
То же самое он сделал с платьем куклы-японки, которая лежала рядом со мной.
Помню, что когда я начала позировать, он сперва нарисовал на холсте углем, затем стал рисовать лицо, а все остальное только наметки.
Затем все время продолжал работу над лицом, постепенно докончил всю картину.
Натюрморт он писал иногда без меня.
Когда он писал, то пользовался большой палитрой; у него было много кистей.
Положит мазок и отбежит, чтобы посмотреть, и снова бежит к холсту.
Движения у него были порывистые, и работал он с большим темпераментом и увлечением».
В «Портрете…» Фешину удалось применить новый, несколько экстравагантный композиционный прием – фигура девочки располагается не по центру полотна, а немного смещена от центральной оси.
Передний план картины занимает проработанный в деталях натюрморт.
Но при этом художнику, несмотря на асимметрию композиции, удалось создать одно из самых гармоничных своих полотен.
Гармония и равновесие, трогательный и беззаботный, открытый детский образ, нежная цветовая гамма роднят произведение Фешина с картиной В. Серова «Девочка с персиками».
Их начали сравнивать сразу же, после первых появлений «Портрета…» на выставках.
Действительно, картины схожи по настроению, выразительным средствам, образам и атмосферой счастья, присущей детству.
В совершенной форме воплощающий образ детства, «Портрет Вари Адоратской» занимает достойное место среди шедевров портретной живописи.
Портрет, после того, как отец Вари Адоратской В.В.Адоратский отказался от него, приобрела Н.М. Сапожникова.
С ней он был в счастливые и тяжелые времена ее жизни.
Она завещала портрет после своей смерти самой модели, то есть, В.В. Адоратской.
В ГМИИ РТ портрет был передан в 1964 году от Разумова С.Н.
ВАРВАРА АДОРАТСКАЯ.
Варвара Владимировна Адоратская родилась в Казани в 1904 году, в тот год, когда ее отец Владимир Викторович Адоратский вступил в партию большевиков.
С 1914 года они были в плену в Германии, в 1918 году, по предложению Ленина, Советское правительство обменяло их на немецкое семейство. Семья вернулась в Россию.
Поселились в Москве, Владимир Викторович стал работать в Центральном государственном архиве. В 1931 году был назначен директором Института Маркса-Энгельса-Ленина (ИМЭЛ).
Был действительным членом Академии наук СССР.
А Варя работала переводчицей в Институте марксизма-ленинизма (Варвара Владимировна в совершенстве знала несколько европейских языков).
Всю жизнь она прожила неразлучно с родителями.
Варя и ее отец были большими друзьями, много переписывались, когда кто-то из них уезжал на отдых или лечение.
Варя была помощницей отца в его научно-литературной работе, делала для него переводы, печатала на машинке.
Трудилась под его руководством над переводами для ИМЭЛ, где продолжала работать на договорных началах и после смерти отца в 1945 году.
Варвара Адоратская умерла в 1963 году
СУДЬБА КАРТИНЫ.
Подготовка в Казани персональной выставки Николая Фешина в 1963 году потребовала активной исследовательской и поисковой работы.
Был выявлен круг людей, у которых могли храниться его произведения.
Сотрудники казанского музея в начале 1963 года прибыли в Москву и познакомились с Варварой Адоратской.
Зная о своей неизлечимой болезни, она согласилась продать коллекцию казанскому музею, однако собственный портрет хотела видеть в Третьяковской галерее, а не в казанском музее.
После смерти Адоратской и перехода её коллекции к С. Н. Разумову переговоры пришлось начинать заново, но в конце концов он согласился на предложение продать работы Фешина казанскому музею.
Это касалось всех работ коллекции, кроме «Портрета Вари Адоратской», который он собирался передать в соответствие с волей умершей в Государственную Третьяковскую галерею.
Однако под влиянием настойчивых уговоров казанского музея он согласился передать этому учреждению картину.