• Авторизация


ГРАБАРЬ ИГОРЬ ЭММАНУИЛОВИЧ (1871 – 1960). КОЛЛЕКЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РУССКОГО МУЗЕЯ 09-02-2022 18:47 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Bo4kaMeda Оригинальное сообщение

ГРАБАРЬ Игорь Эммануилович (1871 – 1960). Коллекция Государственного Русского музея

Bo4kaMeda



01. Грабарь И. Э. (1871 – 1960)
Цветы и фрукты на рояле 1904
Холст, масло
79 х 101
Экспонирование Флигель Росси, Зал 47


В конце 1903 произошло важное событие для И. Грабаря: он познакомился с живописцем и предпринимателем Н. В. Мещериным, сыном основателя Даниловской мануфактуры и был приглашен в имение Дугино, которое находилось к югу от Москвы, в красивейшем месте на реке Пахра. В этих местах И. Грабарь провел более десяти лет и написал все свои шедевры 1900-х. Здесь же, в Дугино, были созданы и первые натюрморты, сразу принесшие признание мастеру. Для создания одного из самых прославленных натюрмортов "Цветы и фрукты на рояле" мастеру потребовалось всего четыре дня. Натюрморт, написанный многоцветными мазками, пронизан светом и воздухом, он с успехом был показан на выставках, устроенных Дягилевым в Петербурге, Париже и Берлине, а также на Международной выставке в Венеции. Фрагментарная композиция полотна, борьба света и тени, выразительная фактура дают ощущение изменчивой среды, полной динамики и пульсации жизни. Холст был подарен автором своему другу и благодетелю Н. В. Мещерину.




02. Грабарь И. Э. (1871 – 1960)
В утренней росе 1907
Холст, масло
69,5 х 102,8
Экспонирование Флигель Росси, Зал 47


Натюрморт написан в имении Дугино, которое находилось к югу от Москвы, в красивом месте на реке Пахра и принадлежало живописцу и предпринимателю Н. В. Мещерину, сыну основателя Даниловской мануфактуры. В этих местах И. Грабарь провел более десяти лет и написал все свои шедевры 1900-х, в том числе и данный натюрморт. Вкус к этому жанру он, по-видимому, ощутил еще во время преподавания в школе Ашбе, введя задание писать натюрморт "для развития чувства формы и цвета". В Дугино не могли не появиться натюрморты с цветами Грабаря – Мещерины любили цветы, покупали их охапками у деревенских детей, выращивали в собственной оранжерее и привозили из Москвы. Художник писал натюрморт в раннее летнее утро. Художник выбрал для сюжета флоксы, обильно покрытые росой, не просохшей с ночи. В ней отражаются находящиеся рядом предметы, лучи солнца, небо. Используя импрессионистические приемы, художник создает поэтическую гармонию цвета, света, солнца, радости и красоты.



03. Грабарь И. Э. (1871 – 1960)
Дельфиниум 1908
Холст, масло
141 х 100,5
Экспонирование Флигель Росси, Зал 47


Грабарь — мастер натюрморта, пейзажа, портрета. Наряду с Константином Коровиным он был наиболее ярким представителем русского импрессионизма. Но, в отличие от Коровина, в поисках оригинальных живописных приемов он обратился к дивизионизму, то есть технике чистого раздельного мазка. В овладении данной техникой ему многое подсказало обучение в студии А. Ашбе в Мюнхене, который упорно рекомендовал своим ученикам не смешивать краски на палитре, а накладывать их раздельно на холсте и объяснял суть этого метода с точки зрения оптического восприятия краски. «Дельфиниум» — одна из многих работ художника, выполненных в период его увлечения дивизионизмом. Оригинален выбранный для картины мотив — в саду на столе на фоне берез изображен букет дельфиниумов, а также цветы в двух небольших вазах. Слияние натюрмортного мотива с пейзажным дало художнику возможность решать труднейшие колористические задачи, которые привели к раскрытию его восприятия красоты материального мира.

Наделенный тонким чувством цвета, Грабарь тщательно прослеживает богатейшую гамму взаимопроникающих рефлексов. Все изображенное на холсте как бы соткано из многочисленных голубоватых и зеленоватых оттенков, создающих ощущение обилия света, солнца, воздуха. Мажорным аккордом звучит в мягкой световоздушной среде букет на столе. Художник пишет фактурно, раздельными мазками, которые в своей совокупности дают живую игру форм, а также цветных теней и света. И картина обретает своеобразную светоносность. В основу композиции лег характерный для художника принцип фрагментарности, что еще более усиливает ощущение непосредственности запечатленного момента. Грабарь создал в картине волнующий образ. Свежестью, радостью, бодростью, летним благоуханием веет от этого произведения.



04. Грабарь И. Э. (1871 – 1960)
Вешний поток. 1904
Холст, масло
70 х 89
Русский музей




05. Грабарь И. Э. (1871 – 1960)
Зима. 1903
Холст, масло
54,3 x 74
Русский музей




06. Грабарь И. Э. (1871 – 1960)
Март. 1939
Холст, масло
81 х 101
Русский музей




07. Грабарь И. Э. (1871 – 1960)
Роскошный иней. 1941
Холст, масло
57 x 74
Русский музей




08. Грабарь И. Э. (1871 – 1960)
Груши на синей скатерти. 1915
Холст, масло
73,8 х 60,5
Русский музей




09. Серов В. А., Грабарь И. Э.
И. Э. Грабарь. Шарж. 1904
Бумага, графитный карандаш
13,2 х 10,2
Русский музей

10. Серов В. А., Грабарь И. Э.
И. Э. Грабарь. Шарж. 1904
Бумага, графитный карандаш
13,3 х 10,5
Русский музей



11. Грабарь И. Э. (1871 – 1960)
Автопортрет 1942
Холст, масло
75 х 57
Экспонирование
Михайловский замок, Зал 209. Помещение лейб-гвардии


Грабарь Игорь Эммануилович (1871–1960) - живописец; историк искусства, художественный критик, музейный работник, реставратор, педагог.
Родился в Будапеште. Окончил юридический и историко-филологический факультеты Петербургского университета (1889–1896). Учился в Высшем художественном училище при Императорской Академии художеств (1894–1896) у И. Е. Репина, в школе А. Ашбе (1896–1898) в Мюнхене. На протяжении 1896–1900 изучал мировое искусство по Европе. В Италии его потрясли творения мастеров Возрождения, а в Париже – работы импрессионистов и постимпрессионистов. В 1900 возвращается в Россию. В Подмосковье, учитывая достижения французских импрессионистов, пишет на открытом воздухе пейзажи «Февральская лазурь», «Мартовский снег» (1904) и натюрморты «Хризантемы» (1905), «Неприбранный стол» (1907).
Член «Мира искусства» (1901, 1910), Союза русских художников (1903), пожизненный член Осеннего салона в Париже (1906). Участник выставок с 1898: «Мир искусства» (1902–1906, 1912–1922), СРХ (1903–1909), «Московские живописцы» (1925); Международных в Дюссельдорфе (1904), Венеции (1907, 1924), Риме (1911), Мальмё (1914). Преподавал в совместной школе Ашбе – Грабаря (1898–1901) в Мюнхене.

1910–1923 – период увлечения архитектурой, историей искусства, музейной деятельностью, охраной памятников. Осуществил издание первой «Истории русского искусства» в шести томах (1909–1916), написал для нее важнейшие разделы, опубликовал монографии о В. А. Серове и И. И. Левитане. В 1913–1925 возглавлял Третьяковскую галерею, значительно изменив принципы музейной работы. После революции многое сделал для защиты памятников культуры от разрушения. В 1918 по его инициативе созданы Государственные центральные художественные реставрационные мастерские (1918–1930, директор). С 1924 и до конца 1940-х вновь много занимался живописью, особенно увлекался портретом.

rusmuseumvrm
rmgallery.ru
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник ГРАБАРЬ ИГОРЬ ЭММАНУИЛОВИЧ (1871 – 1960). КОЛЛЕКЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РУССКОГО МУЗЕЯ | viknaum - Дневник viknaum | Лента друзей viknaum / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»