• Авторизация


«ЮДИФЬ». ДЖОРДЖОНЕ (ДЖОРДЖО БАРБАРЕЛЛИ ДА КАСТЕЛЬФРАНКО) [1478(?)-1510] ЭРМИТАЖ 19-11-2021 11:13 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Bo4kaMeda Оригинальное сообщение

«Юдифь». Джорджоне (Джорджо Барбарелли да Кастельфранко) [1478(?)-1510] Эрмитаж

Bo4kaMeda



Джорджоне (Джорджо Барбарелли да Кастельфранко) [1478(?)-1510]
Юдифь
Италия, 1504
холст масло
144 x 68 см


Творчество Джорджоне во многом определило путь венецианской живописи XVI в. Бесспорных произведений этого мастера сохранилось очень мало, и эрмитажное полотно "Юдифь" - одно из них. Образ библейской героини, спасшей родной город Ветилую от нашествия ассирийцев, был одним из наиболее популярных в эпоху Возрождения (Ветхий Завет, кн. Юдифи, 1-16). Лирический, полный очарования образ Юдифи, прохлада утреннего пейзажа создают настроение поэтической задумчивости, которое не нарушает даже отрубленная голова вражеского полководца Олоферна. Мир передан художником как гармоничное целое, где жизнь и смерть неразрывно связаны.


Картина «Юдифь» — одна из самых известных работ Джорджо Барбарелли да Кастельфранко, вошедшего в историю под псевдонимом Джорджоне и хранится в Государственном Эрмитаже. Но так было не всегда : долгое время авторство работы приписывалось самому Рафаэлю. Джорджоне, как и многие художники эпохи Ренессанса, не подписывал своих картин, и это осложнило исследователям работу над его творческим наследием. Благодаря тщательному стилистическому анализу было доказано авторство Джорджоне.



Giorgione (–1510)
Judith with the Head of Holophernes detail 1504
oil on canvas
144 × 66.5 cm
Hermitage Museum


Сейчас полотно картины, написанной маслом по холсту, имеет размеры 144 x 68 см и ориентировано вертикально. Однако размеры полотна не единожды изменялись, а изначально написано оно было не на холсте, но на дереве и служило оформлением дверцы шкафа. Известно, что изначально к картине были приписаны приставки, которые убрали между 1838 и 1863 годами. Последняя крупная реставрация картины началась в 1967 году под руководством Александры Михайловны Маловой и заняла более двух лет. Благодаря тщательной и безупречной работе удалось избавиться от желтизны лака, а также других искажений нанесенных предыдущими реставраторами. После реставрации стал виден холмистый пейзаж, башня на заднем плане, прояснилась рукоятка меча, растительность на ограде, травы, цветы и камни, столь тщательно прописанные Джорджоне. Открывшийся истинный колорит картины поразил ученых: красивейшей гаммой оттенков красного, заиграло платье Юдифи, лицо стало выглядеть еще более одухотворенным. На платье Юдифи, на стене, слева от нее, на небе так и остались отпечатки пальцев самого художника. В ходе реставрации выяснилось, что художник изменял размер головы героини, а также переписывал пальцы на левой руке



Giorgione (–1510)
Judith with the Head of Holophernes detail 1504
oil on canvas
144 × 68 cm
Hermitage Museum


Сюжет картины связан с библейской историей о вдове Юдифь. Эта история повествует о прекрасной и праведной еврейской вдове, которая спасла свой город Ветилую от нашествия ассирийцев. Военачальник Навуходоносора Олоферн решил не вступать в открытый бой, но взять под контроль водный источник и сломить иудеев измором. Первую неделю иудейский народ мужественно справлялся, но потом народ начал роптать на своих старейшин, чтобы те сдали город в руки ассирийцев. В ответ старейшины пообещали, что по истечении пяти дней, если Господь не проявит свою милость, они сдадут город.

Узнав об этом, молодая вдова Юдифь пригласила к себе старейшин. Из описания героини мы знаем, что «она была красива видом и весьма привлекательна взором». «Никто не укорял ее злым словом, потому что она была очень богобоязненна». Муж ее Манассия по-видимому был знатным человеком, так как указывается, что после его смерти ейдостался дом, много золота, серебра и прислуга. Встретив старейшин в своем доме, молодая вдова сказала им, чтобы те не сдавали город раньше указанного времени, но разрешили ей выйти из города и доказать милость Бога к народу Израиля. Они согласились и тем же днем выпустили Юдифь вместе с ее служанкой за городские ворота, так и не узнав, что на самом деле задумала эта женщина.



Giorgione (–1510)
Judith with the Head of Holophernes detail 1504
oil on canvas
from wood transferred to canvas
144 × 68 cm
Hermitage Museum


Придя к ассирийцам она попросила встречи с Олоферном. Ему сразу же понравилась эта женщина, которая убедила его подождать еще немного и пообещала, что поможет ему взять город, люди которого гневят своего Бога. Олоферн также разрешил ей питаться пищей, которую она принесла с собой и дважды в день выходить в пустыню для молитв.

Так Юдифь осталась в лагере ассирийцев и провела там три дня, а на четвертый ее попросили взойти в шатер Олоферна, чтобы пировать там с ним. Она по-прежнему ела и пила только то, что взяла с собой, но Олоферн выпил много вина и вскоре уснул в беспамятстве. В этот момент Юдифь помолилась Богу, попросила у него силы и с двух ударов отсекла Олоферну голову его же мечом. После чего взяла занавес со столбиков его кровати, вместе со своей служанкой спрятала голову Олоферна в сумку, в которой хранила провиант, и беспрепятственно вышла из шатра, а потом и из вражеского лагеря.



Giorgione (–1510)
Judith with the Head of Holophernes detail 1504
oil on canvas from wood transferred to canvas
144 × 68 cm
Hermitage Museum


Так они дошли до Ветилуи и все обрадовались ее возвращению. Затем Юдифь наказала повесить голову Олоферна на зубцах городских стен и поутру выйти всем городом с оружием в руках, готовыми к нападению на ассирийцев. Но когда пришло время и ассирийские воины увидели иудеев готовых к наступлению, то пошли они к своим военачальникам и нашли обезглавленного Олоферна. Тут сердца их смутились, испугались они вероломства иудейского народа и обратились в бегство от Иудейской земли. А Юдифь отправилась на празднование со всем народом своим в Иерусалим и там принесла занавесь, взятую из спальни Олоферна, в жертву Господу, затем вернулась в дом своего мужа, отпустила на волю свою служанку и прожила долгую праведную жизнь.

История Юдифь разворачивается на протяжении некоторого времени в разных местах, поэтому художники выбирали разные моменты для изображения: Боттичелли выбрал момент возвращения домой, Рубенс и Караваджо писали Юдифь, отрубающей голову. А Джорджоне изображает героиню на фоне умиротворяющего пейзажа, в далекой дымке которого виднеется спасенный ею город. Только у Джорджоне Юдифь представлена не просто убийцей Олоферна, а как нежное умиротворённое создание, наделённое невероятной скромностью. На лице Юдифь играет полуулыбка и даже отрубленная голова не выглядит безобразной, что не характерно для изображения отрицательных героев того времени.



Giorgione (–1510)
Judith (detail) circa 1504
oil on canvas
144 cm [ 68 cm
Hermitage Museum


Первым отличительным моментом, который приковывает к себе взгляды,- ярко-красное платье героини. Красный- цвет крови и пламени, он появляется в ситуациях, требующим мобилизации сил, оказывает возбуждающее действие. Активность, опасность, жар, любовь связывают именно с красным цветом.

Синий-цвет покоя. За спиной женщины видны горы. Значит, покой уже близко. Враг отступает. Зелёный же цвет символизирует саму жизнь. Рядом с горами виднеется молодая зелёная трава-знак новой, светлой жизни. А под ногами уже старые, зелёные кусты, готовые вот-вот завять.

Лицо спокойно, не выражает никаких чувств, хотя хрупкая женщина только что убила человека! Из библейского повествования следует, что Юдифь испытывает удовольствие, совершая этот поступок. Она не приносит себя в жертву, а, скорее, утверждает свое величие. А руки…В одной из них Юдифь держит огромный меч. И ей совсем не тяжело. Почему левой полуобнаженной ногой Юдифь едва касается отрубленной головы Олоферна? Хорошие герои передвигаются на сильных, крепких ногах, служащих им хорошей опорой.

Зато как изящно её платье и как аккуратно сделана причёска! Волосы-символ красоты, жизненной силы.

Можно рассмотреть разделение территории на 3 линии: земли, неба и среднюю зону, в которой происходят все изображаемые события.

Фигура Юдифь расположена вдоль центральной оси картины. За ней находится каменная ограда, на выступающий столбик которой Юдифь положила свой левый локоть. Справа от героини прямо за этой оградой виден ствол могучего темно-коричневого дерева, крона которого простирается далеко за рамки картины вверх. Взору зрителя доступны только первые по стволу веточки, совсем на небольшое расстояние отходящие от ствола, и, отдавая дань мастерству художника, заметим, как естественно и деликатно они будто «покрывают» голову Юдифь, удачно окаймляя ее, символизируя защиту. Эта невысокая каменная ограда, подле которой стоит Юдифь, сложена из кирпичиков и вид ее напоминает нам о влиянии времени: под рукой молодой вдовы между кирпичей пророс зеленый плющ, а слева от героини виднеется раскол в кладке, из которого также торчит пучок молодой зеленой травы, как будто жизнь прорастает через все преграды. На земле под ногами Юдифь мы также можем заметить различные травы и цветы четырех видов, земля же усыпана мелкими камушками, как бы обрамляющими голову повергнутого Олоферна.

По левую сторону от Юдифь мы видим перспективный пейзаж: сначала зеленая роща, затем город и туманные холмы за ним. Неслучайно пейзаж открывается нам с этой стороны от героини, за ее правым плечом: ведь в этой руке она держит меч, которым совершила убийство, спасшее город, изображенный вдалеке, и всю эту долину. Пейзаж написан в мягких тонах с соблюдением линейной и воздушной перспектив. Мастерство Джорджоне писать пейзаж напоминает технику самого Леонардо и имеются исторические данные о том, что Джорджоне был знаком с творчеством да Винчи. Правой рукой Юдифь держит рукоятку меча, но острием он стоит в земле и создается впечатление, будто героиня держит его буквально двумя пальчиками, и это не составляет для нее никакого труда. Хотя мы понимаем, что это большой и тяжелый, искусно сделанный меч, но он покоится, острием упираясь в землю — время войны уже прошло, и теперь меч становится символом высшей справедливости и силы праведных.



Марка. Джорджоне. Юдифь (фрагмент).
1 марка × 50 коп., 15 июля 1977 г.
Бумага мелованная. Офсетная печать.
Размер марки – 37×52 мм
Тираж 1 460 000.
Текст на полях блока: «500 лет со дня рождения Джорджоне. 1477–1510. Джорджоне (Джорджо Барбарелли да Кастельфранко) – итальянский живописец, один из основоположников искусства Высокого Возрождения.»



iskusstvoed.ru
hermitagemuseum
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник «ЮДИФЬ». ДЖОРДЖОНЕ (ДЖОРДЖО БАРБАРЕЛЛИ ДА КАСТЕЛЬФРАНКО) [1478(?)-1510] ЭРМИТАЖ | viknaum - Дневник viknaum | Лента друзей viknaum / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»