• Авторизация


ПИКАССО, ПАБЛО [1881-1973] (ЭРМИТАЖ, ЧАСТЬ 2) 08-11-2021 15:34 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Bo4kaMeda Оригинальное сообщение

Пикассо, Пабло [1881-1973] (Эрмитаж, часть 2)

Bo4kaMeda

НАЧАЛО



01. Две сестры (Свидание)
Франция, 1902 г.
холст, наклеенный на дерево, масло
152 x 100 см


Эта большая картина была выполнена Пикассо летом 1902 г. в Барселоне. Одна из самых значительных работ его голубого периода, когда трагическая по своему смыслу монохромия синего и сине-зеленого стала определять собой весь строй его картин. "Искусство проистекает из боли и печали" - вот внутренняя установка Пикассо, которую он реализует с чисто испанским максимализмом. Через призму несчастья и скорби художник преломляет свои жизненные наблюдения, в круг которых попадают его друзья, слепые и нищие, печальные матери и проститутки.

Безусловно, не случайно Пикассо посещал парижскую больницу Сен-Лазар для проституток, делая там наброски. Вернувшись в Барселону, он пишет своему другу поэту Максу Жакобу: "Я собираюсь написать картину, рисунок к которой я тебе посылаю. Встреча проститутки из тюремной больницы с ее сестрой-монахиней". Так родился замысел будущей эрмитажной картины, который, постепенно утрачивая конкретность, обретал универсальный характер. Композиция, тяготея к символике, вызывает в памяти образы монументального религиозного искусства, прямые ассоциации с "Встречей Марии и Елизаветы", с аскетическими фигурами средневековых плакальщиц. Женские фигуры образуют собой очеловеченную арку архитектурно оформленного и вместе с тем таинственного, космически бездонного мира. Они не поглощаются им, но с "высокотрагедийным достоинством" несут крест своей судьбы.




02. Любительница абсента
Франция, 1901 г.
холст масло
73 x 54 см


Картина написана двадцатилетним Пикассо осенью 1901 г. во время его второй поездки в Париж. Тема человека в кафе, тема одиночества, опустошенности не была нова во французском искусстве второй половины XIX в. Она встречается у Дега, у Стейнлена и у высоко ценимого Пикассо Тулуз-Лотрека. Но в картине молодого испанца эта тема звучит с неведомым для его предшественников драматизмом, выраженным в емкой, лаконичной форме. Одинокая женская фигура помещена художником за столиком в кафе на фоне стен грязновато-красного тона, усиливающего чувство бесприютности. Подчеркивая плоскостность холста, цвет стен вместе с голубоватым тоном мраморного столика сжимает пространство вокруг женской фигуры, замыкая ее в безысходном одиночестве. В позе любительницы абсента, в выражении лица - тяжелая отверженность; в абсолютно замкнутом объеме ее тела, рождающемся благодаря выразительной деформации правой руки, - сжатость пружины. Пикассо жестко огранивает неподвижное лицо; рука-опора, четкий перпендикуляр в неправильном овале фигуры, заключает тяжелый объем головы, а рука защищающая цепко охватывает плечо. Все наполняет образ внутренним напряжением и создает ощущение полной отъединенности от мира. От конкретных наблюдений в кафе Пикассо идет к такому обобщению, что картина становится вневременным знаком трагичности бытия.



03. Пикассо, Пабло. 1881-1973
Портрет Солера
Франция, 1903 г.
холст масло
100 x 70 см


В 1903 г. двадцатидвухлетний Пикассо исполнил ряд портретов своих барселонских друзей. К их числу относится и портрет Солера, модного барселонского портного, покровительствовавшего молодым художникам, особенно нуждающимся. Дружеские отношения связывали Пикассо и Солера в течение нескольких лет и художник не раз работал над его портретами. В эрмитажном портрете Пикассо передает и артистизм, и природную элегантность, присущие всему облику Солера, и запоминающееся своеобразие его тонкого худощавого лица со щегольски поднятыми вверх кончиками усов. Но меньше всего художник стремится выявить его характер. Погружая Солера в созвучный своей душе напряженно-тоскливый, не знающий солнечного света мир сине-зеленых тонов, Пикассо делает портретируемого носителем того "трагического чувства жизни", которое изначально было присуще ему самому. В этом портрете, как и в более ранней "Любительнице абсента", звучит тема одиночества человека в кафе, одиночества среди людей. Отсюда острое ощущение меланхолии и выражение печальной отрешенности на нервном лице, призрачная бледность которого усиливается глубоким тоном фона и костюма.



04. Голова женщины
Франция, 1902-1903 гг.
Пикассо, Пабло. 1881-1973
холст, наклеенный на картон, масло
49,7 x 36,4 см


Эта работа исполнена, как полагает большинство исследователей, в Барселоне в 1903 г., хотя существует и иная точка зрения, так как рисунок, воспроизводящий эту же модель, был сделан Пикассо в Париже в декабре 1902 г. Небольшой формат холста включает погрудное изображение женщины с платочком на шее. Динамичная линия выявляет пластику ее лица, усиленную цветовой разработкой. Энергично положенные длинные мазки образуют плотную шапку жестких волос с острым завитком выбившейся пряди, обрамляя глаза модели с их тяжелой печалью и остановившимся, невидящим взглядом. Сине-зеленый тон доминирует, но в него вторгается тускло-красный, безрадостный цвет шейного платка и губ, как тщетная попытка женщины, приукрасив себя, выбраться из вездесущего холода синевы. Конкретная модель обретает родовые черты всех персонажей голубого периода, воплощая размышления Пикассо о том, что "скорбь составляет фон жизни", о страдании, смирении и сострадании.



05. Фермерша (в рост)
Франция, 1908 г.
Пикассо, Пабло. 1881-1973
холст масло
81,5 x 65,5 см


Картина "Фермерша (в рост)" была написана Пикассо в местечке Ла Рю-де-Буа, под Парижем, где художник жил в конце лета 1908 г. Фермерша, хозяйка дома, видимо, настолько завладела его мыслями, как "идеальное" живое воплощение первичной, неодухотворенной материи, что Пикассо создал два ее живописных воплощения: "Фермерша (в рост)" и "Фермерша (поясное изображение)". Фигура фермерши в рост так же монументальна, как и ее поясное изображение. Она сложена из упрощенных и хорошо пригнанных объемов, заканчивающихся маленькой, грубо вытесанной головой. Но в фигуре в рост появилось несколько очень выразительных акцентов: огромный выпяченный живот с вздернутой на нем юбкой - остро подмеченная жизненная деталь, и конечно, прежде всего, руки, руки-рычаги, руки-кувалды, с налитыми агрессивной тяжестью кулаками. Фермерша стоит неподвижно, готовая ожить по первому зову своего темного подсознания и, одновременно, она напоминает страшный робот, которым может манипулировать чья-то сторонняя воля.



06. Пикассо, Пабло. 1881-1973
Фермерша (поясное изображение)
Франция, 1908 г.
холст масло
81 x 56 см


В "Фермерше", как и во многих работах Пикассо, торжествует человеческая плоть. Она представлена впечатляюще точным лаконичным языком геометрических знаков: голова - шар, шея - цилиндр, торс - куб. Эта логика конструкции сообщает фигуре монолитность. Объемы тела статичны и весомы. Женская фигура кажется вырубленной из деревянной колоды, она монументальна и крепка. В ней чувствуется затаенная, мощная, первобытная сила, питаемая самой природой. "Я пишу не с натуры, а рядом с ней", - говорил Пикассо. "Я хочу изобразить мир таким, каким я его мыслю". И художник, размышляя о Божественном создании - человеке, не боится быть нелицеприятным, жестким, пугающе гротескным.



07. Пикассо, Пабло. 1881-1973
Мужчина со скрещенными на груди руками
Франция, 1909 г.
бумага акварель, гуашь и темпера
65,2 x 49,2 см


В трактовке головы, лица и бюста модели наблюдается тот же принцип геометрического упрощения пластической формы и цветового решения, что и в других многочисленных произведениях, исполненных Пикассо весной 1909 г. в Париже в разных техниках. Художника в них интересует не портрет конкретного человека, а выявление скрытой структуры формы. Членя образ на самостоятельные компоненты, он, однако, не допускает их распада, объединяя их в единый орнаментальный узор с помощью жесткого контура. Той же цели подчинена лаконичная, почти аскетическая гармония охристых и серых тонов, в которой Пикассо ценит, главным образом, способность передачи света и пространства, а не красочное многообразие.



08. Пикассо, Пабло. 1881-1973
Обнаженная женщина (погрудное изображение)
Франция, 1907 г.
холст масло
61 x 46,5 см


Уже в 1906 г. в творчестве Пикассо появляются произведения, в которых намечается "дерзкий" разрыв с прежним и "прорыв в неведомое". Он открывает острую выразительность архаической иберийской скульптуры и африканского искусства. Его захватывает свойственная им свобода от визуальной достоверности и устремленность к знаковой системе, заключающей сущностные понятия. В 1906-1907 гг. Пикассо работал над картиной "Авиньонские девицы" (Нью-Йорк. Музей современного искусства) и одновременно создал большое количество набросков, эскизов, самостоятельных работ, в той или иной степени связанных с этим важным в судьбе художника произведением, ознаменовавшим рождение кубизма. К ним принадлежит и эрмитажная "Обнаженная женщина". Огрубленные формы, лицо-маска говорят о том, что путь к первичным, надындивидуальным формам, обладающим и выразительной конструктивностью, и загадочностью, художнику подсказала негритянская пластика. При новизне изобразительного языка с его подчеркнутым геометризмом и схематичностью Пикассо сохраняет в женском лице выражение печали и, "зашторивая" опущенными веками глаза, создает ту абсолютную погруженность в себя, которой были отмечены его образы голубого и розового периодов.



09. Дриада
Франция, 1908 г.
Пикассо, Пабло. 1881-1973
холст масло
185 x 108 см


Созданная в 1908 г. "Дриада" является одним из главных произведений раннего кубизма. В собрании С. И. Щукина она называлась "Нагая женщина с пейзажем". Мир "Дриады" не знает несущего радость солнечного света, он сумрачен, таинствен, открыт всему темному, иррациональному. Древесные стволы, плотно смыкающиеся в невидимой вышине, словно выталкивают на передний план картины свое человекоподобное порождение. Фигура дриады вульгарна и агрессивна. Ее многоугольный силуэт включает в себя геометрические поверхности - грани светло-коричневого, серовато-коричневого и темно-коричневого тонов. Стыки этих граней отмечены четкими линиями. Этот новый прием трактовки тела помог Пикассо не только показать его конструкцию, но и выявить скрытую в нем энергию, действующие в нем силы сцепления и распора. Отсюда - активное динамичное начало изображенного. "В сущности, самое лучшее - это картины, исполненные литературности, те, что рассказывают" (Пикассо). И Пикассо, действительно, всегда любил "рассказывать", но его рассказ никогда не был прозаическим и описательным, он был воплощением напряженной и беспокойной мысли художника о сложном и противоречивом мире, о сложной и противоречивой природе человека.



10. Три женщины
Франция, 1908 г.
Пикассо, Пабло. 1881-1973
холст масло
200 x 178 см




11. Мальчик с собакой
Пабло Пикассо 1905
57 × 41 см
Гуашь Картон


Тема обездоленных переходит в следующий, так называемый, "розовый период" творчества Пикассо. Грусть его носит теперь более светлый, лирический оттенок. Колорит картин строится на сочетании нежных розовых и голубых тонов. Художника привлекают сюжеты из быта странствующих циркачей. Перед зрителем проходит их жизнь — тяжелая, нищая, хотя и не лишенная своеобразной романтической прелести. Особую роль в этих картинах играет тема душевной близости, нежной любви или товарищества.

Тихая и верная дружба связывает тщедушного мальчика и собаку — простую дворнягу с умной мордой, доверчиво прижимающуюся к ноге своего маленького хозяина, в то время как тот гладит ее по голове. Пикассо подчеркивает худобу мальчика, несколько нарушая пропорции его тела, но эта деформация (не мешающая, кстати, заметить великолепный рисунок) только подчеркивает производимое впечатление и потому служит усилению правдивости. Картина трогательна без сентиментальности, она глубоко человечна. Изображая худого, бледного, большеголового ребенка, голодного и одетого в рубище, художник не унижает его достоинства, но придает его образу тонкую поэтичность. В "Мальчике с собакой" проявляется высокий гуманизм Пикассо, составляющий главную черту всего его искусства.

Картина поступила в Эрмитаж в 1935 году из Государственного музея нового западного искусства в Москве.



12. Танец с покрывалами
Франция, 1907 г.
холст масло
150 x 100 см


"Танец с покрывалами", созданный Пикассо весной 1907 г., - одна из важных картин раннего кубизма. Образ обнаженной с драпировкой настолько захватил художника, что он посвятил ему целый ряд живописных работ, главной из которых является эрмитажная картина. Идея таинственной закрытости мира, остающегося до конца непознаваемым, характерная для испанской изобразительной традиции, - одна из важнейших идей, определяющих мироощущение Пикассо. Деформируя строение человеческого тела, Пикассо воссоздает его из отдельных подвижных плоскостей, покрытых энергичной штриховкой. Смещая и закручивая их, он делает зримым напряженное и завораживающее вращение танцовщицы. Она как медиум вся настроена на улавливание таинственной музыки, закрытые глаза - свидетельство полной растворенности в ее ритмах. В это вращение втянуты и фон, и драпировки. Плоскости пересекают друг друга, ломаются, дробятся, черные штрихи, покрывающие их, объединяют пространство и фигуру в единое целое.



13. Голова Бальзака
Испания, 1967 г.
Пикассо, Пабло. 1881-1973
бумага кисть красной тушью
22,2 х 20,5 см



hermitagemuseum
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник ПИКАССО, ПАБЛО [1881-1973] (ЭРМИТАЖ, ЧАСТЬ 2) | viknaum - Дневник viknaum | Лента друзей viknaum / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»